ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 11 класс

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ СТ.

 

«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ ПОЭЗИИ

 

Существует давняя традиция разделения развития мировой культуры на определенные периоды и эпохи. При этом особое значение масс то, дала эта эпоха миру гениев, или нет. В зависимости от этого некоторые эпохи периодами признаются особых взлетов и получили комплиментарные названия «золотой век», «серебряный век».

«Серебряный век» русской культуры и литературы... Трудно сказать, кто первым назвал так культуру и прежде всего литературу 90-х годов XIX ст. 10-х годов XX ст. Чаще всего это высказывание приписывают известному российскому философу М. Бердяеву, который определил духовный и культурный подъем на рубеже XIX XX вв., когда в полный голос о себе заявили философы С. Булгаков, С. Франк, В. Соловйов1; художники И. Репин. М. Врубель. Б. Кустодиев, М. Рерих; композиторы А. Скрябин, И. Стравинский, С. Рахманинов; певцы и актеры - Ф. Шаляпин. В. Комісаржевська и др. Выражение «серебряный век» русской литературы перекликается с пушкинской эпохой в русской литературе, которую традиционно называют «золотой эпохой». Поэты «серебряного века» не столько продолжали традиции О. Пушкина, сколько отходили от них, олицетворяя достижения и магистральные направления развития западной, в частности французской, модернистской поэзии. Одновременно они искали и свой собственный, оригинальный, творческий путь.

Символизм

Началом «серебряного века» стал расцвет символизма - литературного направления в модернистском искусстве Российской империи 1890 1900-х годов. Это был период господства настроений декаданса. Символизм, возникший в ту кризисную V эпоху, был своеобраВНОй эстетической попыткой дистанцироваться от мелочных жизненных противоречий, окунуться в мир вечных, все-общих идей и истин. В этом выборе между реальным миром и миром Красоты и Искусства символизм был эстетическим наследником романтизма и неоромантизма.

Символизм возник во Франции и распространился во многих странах мира (в частности, в Украине, входившей в состав Российской империи). Несмотря на новаторский (ранньомодерністський) характер, он имел давнюю и глубокую философскую подоплеку. Некоторые идеи, нашедшие художественное воплощение в литературе символизма, принадлежали еще

1 Силовым Владимир (1853-1900), религиозный поэт и философ, публицист.

древнегреческому философу-идеалисту Платону (V в. до н. э.). который утверждал, что, кроме реального, видимого мира, есть также невидимый, высший «мир идей».

Русский символизм, который стал первым значительным модернистским направлением в России, развивал достижения не только французских предшественников (Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме), а и собственно русской школы «чистого искусства» (А. Фет, Ф. Тютчев и др.). Он стал определенной «эстетической противовесом» реализма с его усиленным стремлением к анализу детерминации (обусловленности) взаимоотношений на оси «личность-общество». В полной мере символизм воплотился именно в поэзии.

Основным средством создания художественного мира для символистов является не образ (а тем более - не типичный образ, как было в реализме), а символ - знак, который должен помочь проникнуть в скрытую суть определенного явления. Символ передает индивидуальные представления поэта о мире. Семантическая (смысловая) неисчерпаемость символистского текста, потенциальная множественность его прочтений и толкований постоянно держит читателя в интеллектуальном напряжении, требует от него стать «соавтором» произведения. Согласно доктрине символизма, красоту и истину можно постичь интуитивно, «озарением», «движением души» и отнюдь не умом, не научным опытом (к чему стремились реалисты и натуралисты).

Символисты провозгласили самоценность художественного творчества, отсутствие у искусства другой цели, кроме постижения духовных начал мира. Поэтому поэзия символизма от самого начала имела элитарный характер и была рассчитана на узкий круг интеллектуалов. Теоретиком русского символизма считают Д. Мережковського1.

Nota Bene

Символ-предметный или словесный знак, который опосредованно выражает сущность определенного явления, имеет философскую смысловую наповненість. поэтому в отличие от знака имеет бесконечные толкования.

Символ является настоящим символом только тогда, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении, когда он проиВНОсит своим тайным (ієратичною и магической) языке намека и внушения нечто невимовне. неадекватное внешнему слову. Он многолик, баuатозначний и всегда темен в последней глубине.

В'яч. Иванов1

1 Мережковький Дмитрий (1865 1941) - поэт, прозаик, философ.

2 Иванов Вячеслав (1866 1949) - пост, переводчик, драматург, публицист, историк, литературовед.

М. Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889-1890 гг.

Русский символизм был явлением внутренне неоднородным. Этот сложный и изменчивый литературное направление связано с именами выдающихся поэтов начала XX ст., каждый из которых был яркой творческой личностью. В начале 1900-х годов в российском символизме определились три основных течения.

Первая из них была представлена группой писателей - М. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус и др., - которые связывали искусство с идеями «богоискательству». Так, в 1900 г. они основали в Петербурге РелигиоВНО-философское общество, которое имело целью сблизить русскую интеллигенцию с церковью. Эти писатели демонстративно отказались от традиций русской литературы и провозгласили «новые» принципы искусства на основе зарубежного модернизма. Тогдашняя критика сразу назвала их «декадентами». Поскольку деятельность М. Минского, Д. Мережковского и 3. Гиппиус разворачивалась преимущественно в Петербурге, их называли «петербургскими символистами».

Во второй половине 1890-х годов образовалась вторая течение русского символизма. Это течение возглавляли В. Брюсов1 и К. Бальмонт2, которые рассматривали символизм как чисто литературное явление, как новый закономерный этап в мировом литературном процессе. их деятельность сосредоточилась в основном в Москве, поэтому их называли «московскими символистами». Этим писателям присуще импрессионистическое восприятие жизни и стремление к художественному обновление русской поэзии.

Поэтика символизма

Символисты призывали заботиться прежде всего о «музыку» стиха, воздействуя на подсознание читателя/слушателя, как будто убаюкивали его. Музикаслова, часто лишена эстетической мере накопления ассонансов (совпадений гласных) и аллитераций (стечений согласных), изысканные ритмы, призванные усыпить сознание читателя, - такие творческие наставления (подобные художественные средства использовали и футуристы).

1 Брюсов Валерий (1873-1924), поэт, прозаик, переводчик, литературный критик, литературовед.

2 Бальмонт Константин (1867 1941) - поэт, переводчик.

Всех вышеупомянутых поэтов-символистов (как петербургских, так и московских) называют старшими символистами, поскольку за ними пришла новая генерация поэтов-символистов.

Это были так называемые младшие символисты - А. Блок, А. Белый, В'яч. Иванов, В. Соловьев, Эллис (Л. Кобылинский), которые выступили сторонниками философско-религиоВНОго понимания мира в духе поздней философии. Соловьева.

Конечно, все группы не были изолированы друг от одної. их объединяло восприятие и разработку подобных проблем, а также создание близких художественных образов.

При этом старшие символисты ориентировались преимущественно на западную культуру, а младшие символисты усматривали истоки своих эстетических исканий в национальном искусстве и философии. Соловьева. Символисты углубили связь русской литературы с мировым литературным процессом, обогатили поэзию новыми выразительными средствами, жанрами и сюжетами, особым умением передавать тончайшие оттенки чувств, сблизили поэзию с музыкой. Однако уже рождались новые эстетические явления и литературные течения, которые впоследствии вступили в противостояние с символизмом. Речь идет прежде всего о акмеїзм1.

Акмеизм

С 1910 г. русский символизм переживает кризис, а в его недрах зарождаются новые литературные направления и течения. В следующем году М. Гумилев и С. Городецкий _ провозгласили появление акмеизма. Если русский символизм продолжал и развивал магистральные направления французского символизма, то акмеизм не имеет аналогов в мировой литературе. Само название «акмеизм», по свидетельству Андрея Белого, возникла в пылу полемики и не была основательно мотивирована: о «акмеизм» и «адамізм» (то есть культ первозданности, как мир за Адама) в шутку сказал В'яч. Иванов, после чего М. Гумилев подхватил невольно брошенные слова и окрестил группу близких к нему поэтов акмеїстами.

Николай Гумилев, считая новое направление наследником символизма, выступил против туманности, мистицизма, ориентации на узкий круг «избранных» читателей. Интересно, что с акмеїзмом было связано (по крайней мере в начале творческого пути) немало поэтов: М. Кузмин, А. Ахматова, А. Мандельштам. В. Нарбут, М. Зенкевич, М. Лозинский, Г. Иванов, Л. Столица и др.

Противостояние будущих акмеисты влиятельные символизма чувствовалось уже в первых изданиях журнала «Аполлон», который возглавлял В'яч. Иванов.

1 Акмеізм (от греч. аkmе вершина чего-то) - высшая ступень развития, пора расцвета.

Акмеїсти провозглашали материальность и предметность тематики и образов, призывали к точности слова. Основополагающей для акмеизма стало требование возврата от символистских «потусторонних» (трансцендентних1) исканий к реальности. Городецкий призвал приблизить поэзию к жизни, полюбить «этот мир, который звучит, имеет краски, формы, вес и время». А в статье «Жизнь стиха» (1910), сражаясь как против примитивного утилитаризма, так и против «лунного» холода «чистого искусства». М. Гумилев призвал к тесной связи художника с реальным миром. Художественная реальность акмеисты игнорирует таинственные «символистские» миры, она сосредоточена на природе, историческом прошлом, внутреннем мире человека, экзотике дальних стран, перекликается с литературными эпохами, поэтому поэт А. Мандельштам определил акмеизм как «тоску по мировой культуре».

Символисты относились к творчеству как к божественного озарения, прозрения, приравнивая поэта в пророка. Зато акмеїсти считали поэзию ремеслом, которое может постичь каждый, кто владеет словом. Они утверждали ясность и простоту поэтического языка. Слово четко называет предметы и явления, его не нужно домысливать.

Стилевые приоритеты будущих акмеисты задекларированные в статье М. Кузміна «О волшебной ясность» (1910), в которой он призвал освободить поэтическое слово от романтических и символистских «темнот» и туманности, вернув ему однозначность и четкость. То же касалось и системы жанров. Разминание жанровых «границ», которым злоупотребляли символисты, для М. Кузміна неприемлемо, он отстаивает жесткую нормативность (почти как класицист Н. Буало в «поэтическом Искусстве»): «В рассказе пусть рассказывается, в драме пусть действуют, лирику сохраните для стихов...»

Основным художественным приемом в акмеисты становится детализация, они используют весь арсенал тропов, стремясь их «полной согласованности». Как акмеїст начинала свой поэтический путь А. Ахматова (жена М. Гумилева). Интересно, что современники порой связывали термин «акмеизм» с псевдонимом этой известной поэтессы (настоящая фамилия Горенко): Ахматова латинском звучит как «akmatus». что напоминает слово «акмеизм».

Акмеїсти во многом выходили за рамки провозглашенной ими же школы. Они создали немало замечательных лирических стихов, которые отличаются музыкальностью, психологизмом, философской глубиной, органической связью со всей мировой культурой.

1Трансцендентный - то что находится пата пределами сознания и познания, непізнаванна

Интересным является вопрос о том, был акмеизм новаторским явлением, или он все-таки преимущественно продолжал традиции? Один из исследователей назвал акмеисты «теми, кто преодолел символизм». Или так было на самом деле?

Проанализировав творчество акмеисты, можно сделать вывод, что влияние символизма сохранился, например, в отношении акмеисты к мировому культурному наследию. На фоне нигилистического бунта против классической культуры со стороны рожденных в начале 1910-х годов футуристических группировок, которые категорически заявляли о полном отказе от культурной традиции, символистов и акмеисты объединяла верность традициям мировой культуры, причастность к ней. Борьба же акмеисты с «младосимволізмом» имела мсти только определенную «реформу»: отказ от крайностей ортодоксально неизменной символистской эстетики. Одновременно акмеїсти признавали творческие завоевания символистов. Недаром известный литературовед Б. Ейхенбаум заметил: «Сама идея равновесия, прочности, зрелости, которая служила основанием для термина “акмеизм", присуща не зачинщикам, а завершувачам движения». Поэтому исследователи справедливо считают, что эстетическое «революцию» вызвал не акмеизм, а футуризм. Что же известно об этой авангардистская течение, которое быстро появилась и внезапно исчезла в «серебряный век» русской поэзии?

Футуризм

 Одновременно с акмеїстами в борьбу за лидерство в русской поэзии вступают раВНОобразные группы авангардистского направления, которые называли себя футуристами (от лат, futurum будущее) - литераторами будущего.

Выдающийся русский поэт-символист В. Блок в предисловии к своей поэме «Возмездие» написал: «1910 год - это кризис символизма!.. В этом году заявили о себе направления, которые заняли враждебную позицию и к символизму, а также друг к другу: акмеизм, егофутуризм и первые ростки футуризма».

Основой появления футуризма стало стихийное ощущение «неизбежности крушения старины» (В. Махновский) и стремление предугадать и осознать через искусство грядущий «мировой переворот» и рождение «нового человечества».

Футуристы объявили войну прежде всего существованию двух миров, которое декларировали символисты: реального и потустороннего (трансцендентного). Вспомним, что одновременно против символизма выступили и акмеїсти, однако преодолеть его до конца они так и не смогли (разве что мистика символистов изменилась экзотикой акмеисты). Зато футуристы порывают как с символістським разделением на два мира, так и с чисто акмеїстським конфликтом рутины и экзотики, «проклятой глуши» и «дальних краев» (поэзия «царскосельского Киплинга» - М. Гумилева). Они также отрицают принципы тех акмеисты (С. Городецкий и др.), которые призывали к «прозрачного» изображения живой природы во всей ее неповторимости форм, цветов, запахов. Футуристы убеждены: искусство должно не отражать жизнь, а решительно и нагло его превращать.

Рождение футуризма

Футуризм возник в Италии, где в 1909 г. был напечатан «Манифест футуризма». Итальянские футуристы заявили о полный разрыв с традиционной культурой, утверждали эстетику современной урбанистической (от лат, urbi - город; то есть городской, «индустриально-технически!») цивилизации с присущей ей динамикой; они стремились выразить сознание «человека толпы», хаотичный пульс технизированного «интенсивной жизни» в городском грохоте и дыме, мгновенную смену событий и впечатлений. Однако их экспериментаторство, поиски новых средств языковой выразительности («свободный» синтаксис, звукоподражания и т.п.) были, по меткому выражению известного филолога Г. Якобсона, «реформой в жанре репортажа, а не в области собственно поэтического языка».

Для итальянских футуристов характерны эстетическая агрессия и эпатаж, сознательное раздражение консервативных вкусов, культ силы, пропаганда войны как «гигиены мира». Так, основоположник и лидер футуризма Филиппо Марінетгі (1876 1944) воспевал «натиск, бессонница лихорадки, спортивный шаг, пощечина и удар кулаком». В итальянском «Манифесте футуризма» есть и такие строки; «Пусть живет вуза - только она может очистить мир. Да здравствует вооружение, любовь к Родине, разрушительная сила анархизма, высокие идеалы уничтожения всего и вся! Долой женщин!..» Не удивительно, что такое мировоззрение (пусть и в значительной степени удаване. демонстративное) вскоре привело декой из итальянских футуристов до лагеря Бы. Муссолини.

Интересно, что в Российской империи футуризм (с центрами в Петербурге. Москве. Киеве и других городах) возник независимо от итальянского и имел с ним мало общего. Во время пребывания Ф. Маринетти в России (1914) часть русских футуристов даже устроила ему обструкцию, не придя на его публичные выступления.

Прежде всего речь идет о кубофутуристов как стержневое группировки всей течения. Другие группы - «Ассоциация егофутуристів» (во главе с И. Северянином1,который осенью 1912 г. объявил о своем разрыве с ними); «Мезонин поэзии» (во главе с В. Шершеневичем. который перевел труда основоположника итальянского футуризма Ф. Маінетті); «Центрифуга» (3. Бобров, Б. Пастернак, М. Асеев), разделяя отдельные положения футуризма, во многом были созвучны с другими течениями: егофутуристи связанные с акмеїстами, а мезоністи провістили появление имажинистов (В. Шершеневич стал одним из лидеров имажинистов).

 

1 Северянин (Лотарев) Игорь (1887-1941) - русский поэт.

В. Боччони. Уникальные формы непрерывности в пространстве. 1913 г.

Первый сборник кубофутуристов «Садок судей» вышла в свет в 1910 г. А в декабре 1912 г. увидел свет сборник «Пощечина общественному вкусу». Программный манифест этого сборника, который имел такое же название, подписали Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский и В. Хлебников1 основные действующие лица футуристического движения, авторы сборников, участники диспутов, турне, эстрадных вечеров.

Впоследствии к ним присоединились М. Асеев, В. Каменский, Б. Лившиц, Е. Гуро. Б. Пастернак.

Однако кубофутуризм был не только литературным явлением. Родственные группировки возникают и среди живописцев («Бубновый валет». «Ослиный хвост»). Часть футуристов (братья Бурлюки, Маяковский, В. Каменский) занимались одновременно литературой и живописью.

 

Украинский футуризм

В 1914 г. о себе заявляет украинский футуризм. Его настоящим лидером становится Михайль Семенко (1892-1937), который печатает манифесты в своих поэтических сборников «Дерзания» и «Кверофутуризм» (от лат, quero - искать). Михайль Семенко объявляет войну любому канону и культовые в искусстве, протестует против «хуторянства», провинциальности. Поэт выступает за «красоту поиска», за стремительное движение искусства. Организовывал различные футуристические группы: «Кверо» (1914), «Фламинго» (1919), «Уларна группа поэтов-футуристов» (1921), «Аспанфут» (Ассоциация панфутуристів) (1921). Футуристические группировки действовали также в Харькове («Ком-Космос») и Одессе («Юголіф»), В рядах футуристов находились В. Слисаренко, Я. Савченко, В. Ярошенко, М. Терещенко, Г. Шкурупий. Г. Коляда, М. Щербак.

1 Хлебников Велимир (Хлебников Виктор Владимирович) (18851922) российский пост и прозаик, известный деятель российского авангардизма, один из основоположников российской футуризма; реформатор поэтического языка.

 

Вряд ли еще какое-то группировки ворвалось в литературу с таким шумом, как футуристы. Когда читаешь их первые манифесты, воззвания, статьи, создается впечатление, что они озабочены не столько провозглашением своей программы, сколько стремлением вызвать как можно больше возражений и протестов. Сразу после появления первого сборника «Садок судей» вспыхивают ожесточенные критические споры.

Непохожесть творческих устремлений поэтов, связанных общей напівскандальною названием «футуристы», была настолько сильной, что вскоре рецензенты и критики начали различать в общем потоке индивидуальные взгляды и стремления.

Накануне Первой мировой войны в российском обществе усиливается предчувствие неизбежности катастроф, катаклизмов, исторических сдвигов и исчерпанности старых форм искусства. Это ощущение своеобраВНО и очень противоречиво воплотилось в футуристическом движении. Война современности ради будущего, которую футуристы объявили, порой оборачивалась бунтом против реальности.

 

Максим Горький и футуристы

В коротком выступлении в кафе «Бродячая собака» на вечере футуристов 25 февраля 1915 г. Максим Горький призвал всех внимательно отнестись к футуристам. Он сказал: «В этом (т.е. в футуризмі. - Авт.) что-то есть...» Это вызвало бурные споры, нападки на писателя, который вступился за мятежников. В связи с этим редакция «Журнала журналов» обратилась к нему с просьбой изложить свою точку зрения письменно - крюк в № 1 за 1915 г. появилась небольшая статья Максима Горького «О футуризме». Она начинается словами: «Русского футуризма нет. Есть просто И. Северянин, В. Маяковский. Д. Бурлюк. В. Каменский...» Отдельно сказал Максим Горький о В. Мая минского, отметив, что «у него несомненно где-то под спудом есть дарование. Ему нужно работать, нужно учиться, и он будет писать хорошие, настоящие стихи».

Мнение Максима Горького перекликается с записью в дневнике О. Блока от 25 марта 1913 p.: «Футуристы в целом, вероятно, явление более акмеизм. Последние - хилы... Это - более земное и живое, чем акмеизм».

Слова Максима Горького, что «русского футуризма нет», не стоит воспринимать буквально. Писатель выделил «несомненно талантливых» поэтов, прежде всего В. Маяковского. Вместе с тем он отметил: «их (футуристов. - Авт.) породило именно жизнь, наши современные условия...Они вовремя рожденные ребята».

 

В. Маяковский. Рулетка. 1915 г.

Чрезвычайно показательными были многочисленные футуристические декларации. Исходная идея программных заявлений футуристов разрыв с действительностью с одновременным утверждением «жизнетворчества». По мнению футуристов, художник является не оспівувачем жизни, не «зеркалом», а «самотворцем». Он создает «новый мир, сегодняшний, железный» (К. Малевич). Иначе говоря, отрицание реальности как объективно существующей изменяющейся категории связывается футуристами с отрицанием реализма как метода его художественного раскрытия.

Еще одна главная идея футуристов самоценность художественного творчества, доминирование вопрос «как?» над «что?». Отсюда смелый эксперимент, словотворчество, утверждение «самовитого» слова (только что изобретенного или «сконструированной» художником, то есть неологизма). По мнению футуристов, нужно освободиться не только от привычных форм быта и жизни, но и от господства слов в общепринятых значениях и сочетаниях. В области обновления языка отличился В. Хлебников - настоящий инженер новых слов.

Вне авангардом

Однако не весь литературный процесс «серебряного века» русской поэзии ограничен рамками авангардизма. В частности, интересным художественным явлением было творчество «новоселянських» поэтов, талантливых выходцев из разных уголков крестьянской России: из Заонежья М. Клюева, с Тверского края С. Клычкова (Лешенкова), из рязанской Мещеры - С. Есенина, из Нижнего Поволжья В. Ширяєвця (Абрамова) и П. Орєшина и др.

Литературному процессу начала XX в. в целом присуще тяготение к демократизации, к творческому самоутверждению широких народных масс. Эту новую «народническую» тенденцию поддерживала и интеллигенция - проблема интеллигенции и народа становится главной в духовных исканиях А. Блока. Он пытается разгадать глубинный мир народной магии и заклинаний, названных поэтом «тою рудой, где блещет золото неподдельной поэзии; тем золотом, которое обеспечивает и книжную, “бумажную" поэзию - вплоть до наших дней».

Заслугой «новоселянських» поэтов (прежде всего С. Есенина) является обогащение поэзии фольклорно-песенным колоритом, диалектизмами, славянской мифологией, заимствованными у природы метафорами. Их естественность и понятность дополняла и продолжала то. чего не достигли ни символисты, ни акмеїсти, ни футуристы.

Одновременно с авангардистами и «новоселянськими» поэтами вне литературными группировками творили И. Бунин, В. Ходасевич. М. Цветаева, Б. Пастернак, чьи стихи органично совместили классическую четкость и прозрачность языка с поисками новых путей развития литературы.

Трагические судьбы художников «серебряного века»

К сожалению, судьба большинства представителей «серебряного века» русской поэзии оказалась трагической. Они или погибли в водовороте революций, войн и репрессий, или были вынуждены покинуть родину, эмигрировать, или оказались во «внутренней эмиграции». Произведения писателей подрукували, запрещали, их вычеркивали из нам'яті целых поколений соотечественников.

Новой власти не нужны были рафинированные и высокообразованные интеллигенты - символисты и акмеїсти. Разве их творчество могло стать «колесиком и винтиком» (по выражению В. Ленина) общепартийной дела?

Потом идеологам начал мешать и шумный авангард, потому что не имел никакого «полеВНО-воспитательного эффекта»: эпатаж, хулиганство, постоянные формальные поиски - все это только распыляло внимание народных масс в то время, когда партия требовала от художника «изображение действительности в ее революционном развитии». Да и бурные революционные времена, такие милые мятежным сердцам футуристов, закончились: к власти пришел бюрократ, чиновник. Давно подмечено, что революцию совершают «романтики», а вот ее плодами пользуются прагматики, часто истребляя тех «романтиков», которые привели их к власти.

А чем мешала властям мирная патриархальная «новоселянська» поэзия с ее ориентацию на простой народ? «Новоселянські» поэты имели неосторожность не только заметить, но и описать смертельную угрозу для природы, деревни и крестьян новой «индустриально-милитарной» политики. Вот как писал самый талантливый из «новоселянських» поэтов М. Клюев:

Нам вести душу обжигающие:

Уже родной земли нет.

Арал - в кувшинки паутине,

Замолчал Грицко на Украине...

Перевод Ю. Чигиринского

Конечно, такой поэзии идеологи страны не воспринимали. Творчество М. Клюева (как и многих других поэтов, в частности и украинских вспомним хотя бы расстрелянного М. Драй-Хмару) расценивалась как контрреволюционная агитация, как «составление и распространение контрреволюционных литературных произведений». Поэтому поэта сначала сослали (1934), а впоследствии и расстрелян (1937).

Ужасная ломаная кривая красного террора постоянно колебалась между точками «безжалостно» и «беспощадно», никогда не падая до «нуля». Однако даже в этой синусоиде выделяются два своеобразные «пики»: 1921-й (год расстрела М. Гумилева) и 1937 г. Чтобы убедиться в этом, достаточно проанализировать жизнь писателей под несколько непривычным углом зрения «с конца», т.е. от даты смерти: 1921 и 1937 г. повторяются слишком часто, чтобы это было случайностью. Итак, «серебряный век» русской поэзии утонула в «кровавой эпохе» сталинского террора...

Однако «рукописи не горят», поэтому, несмотря на удаление, вопреки десятилетиям замалчивание произведения запрещенных писателей наконец нашли дорогу к читателю. И сейчас мы можем наслаждаться поэтическими горизонтами творчества А. Блока и А. Ахматовой, В. Маяковского и Б. Пастернака, А. Мандельштама и М. Цветаевой...

1. Что означает выражение «серебряный век» («золотая эра»)? Назовите художников и философов, которые работали в период «серебряного века» русской поэзии.

2. Что связывает западноевропейский и русский символизм?

3. Что означает термин акмеизм? Назовите поэтов, которые принадлежали к кругу акмеисты? Что они декларировали и как воплощали свои декларации в художественной практике?

4. Чем обогатили русскую поэзию футуристы? Кем они были в большей степени: руйнаторами (нигилистами) или новаторами (создателями)?

5. Кто из поэтов времен «серебряного века» русской поэзии работал «вне объединениями»?

6. Как вы понимаете выражение: «“Серебряный век" русской поэзии утонула в “кровавой эпохе" сталинского террора*? Приведите примеры политической расправы с тогдашними художниками в СССР (в частности в Украине).