ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Хрестоматия

ПРОСПЕР МЕРИМЕ

(1803-1870)

Проспер Мериме родился в Париже. Его родители были художниками, и мальчик постоянно находился в атмосфере искусства. Однако для себя он избрал карьеру юриста, поступив в Парижский университет.

В 1822 г. произошло знаменательное для будущего писателя знакомство со Стендалем, которое потом переросло в дружбу. В 1824 г. Мериме начал писать пьесы, а в 1825 г. издает целый сборник их, которую называет «Театр Клары Гасуль», приписав авторство вымышленному испанской актрисе.

В 1827 г. Мериме предпринял еще одну мистификацию, издав книгу «Гусли», где было помещено якобы собранный и обработанный им фольклор южных славян. На самом деле эти произведения принадлежали его перу. Мистификация оказалась настолько удачной, что часть

этих произведений Пушкин положил в основу своих «Песен южных славян».

В начале литературной деятельности Мериме захвачен прежде всего историей, поэтому создает драму о французской крестьянскую войну XVI в. и роман «Хроника времен Карла IX». В отличие от исторических романов Вальтера Скотта в своих исторических романах Мериме стремится воссоздать настоящие характеры и обычаи исторической эпохи, сосредотачиваясь не на детальных описаниях, а на изображении героев в действии. Изложение в его произведениях характеризуется стремительностью, динамичностью и лаконизмом. Герои «Хроники» - не столько исторические лица, сколько выдуманные писателем, однако типичные для своего времени люди.

В 30-е годы Мериме предпочитает публицистической прозе: эссе, путникам заметки, историческим трудам, выступает как литературный критик. В это же время начинается работа над новеллами, которые составляют лучшую часть его творческого наследия. Сначала были так называемые бытовые новеллы, в которых рассказываются житейские истории, воссоздается быт, характеры и нравы современников («Этрусская ваза», «Партия в триктрак», «Двойная ошибка», «Венера Ільська»). Эти новеллы обозначаются довольно скептическим отношением автора к буржуа и буржуаВНОсти.

И уже в 40-е годы Мериме создает серию так называемых экзотических новелл - «Маттео Фальконе», «Коломба», «Кармен», «Таманго». Его герои - люди, никак не связанные с блеклым миром обыденности. Более всего они ценят свою свободу и не боятся вступать в конфликты, отстаивая ее.

А вообще Проспер Мериме был чудаком. Около двадцати лет (с 1834 г.) был высоким чиновником - главным инспектором исторических памятников и этой службой очень гордился. А свою причастность к литературе никогда не афишировал. Жизнь поставила все на свои места: в истории культуры остался прежде всего талантливый французский новеллист Проспер Мериме.

Проспер Мериме изучал русский язык, знал, высоко ценил, переводил многих славянских авторов, среди которых Пушкин, Гоголь, Тургенев, Марко Вовчок. Писатель серьеВНО интересовался историей Украины. Свидетельство этого - его очерки «Казаки Украины и их последние атаманы», «Богдан Хмельницкий».