ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Новейшая история зарубежной литературы

ЛИТЕРАТУРА АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТРАН

Джером Дэвид Сэлинджер (род. 1919 г.)

 

Вот уже более четырех десятилетий знаменитый американский писатель Джером Дэвид Сэлинджер живет отшельником в отдаленном штате Нью-Гемпшир, наверное, пописывая новые произведения и добросовестно складывая их в ящик. Никто не знает, что написал писатель (и вообще что-нибудь написал) после ряда блестящих рассказов и знаменитой повести «Над пропастью во ржи». Тем более интригующим оказывается любое сообщение о нем, ибо он покинул литературу в зените свои славы - сочтя молчание высшей формой совершенства, в соответствии с заповедями своих любимых древневосточных философов.

Джером Дэвид Сэлинджер родился 1 января 1919 года в Нью-Йорке в зажиточной семье американского еврея Сола Сэлинджера и был вторым ребенком (старшая сестра Дорис). Воспитанием детей занималась мать, ирландка по происхождению, католичка. С отцом, торговцем мясными продуктами и сыром, у Джерома были прохладные отношения. Сол желал, чтобы в будущем парень продолжил семейный бизнес, которого это совсем не привлекало. Однажды он вместе с отцом побывал в Польше на скотобійнях, после чего твердо решил никогда не заниматься мясным бизнесом. Известно также, что после этой поездки он стал вегетарианцем.

Детство парня и первые школьные годы прошли в Нью-Йорке. На вступительных экзаменах в школу Мак-Берни (Манхэттен), которые составлял в 1932 году, заявил, что больше всего интересовался драматическим искусством и тропическими рыбами. Через год его отчислили из школы за неудовлетворительное обучение. Сэлинджер пытался учиться в трех привилегированных колледжах, однако в одном из них ему так и не удалось долго продержаться. Такое поведение было обусловлено, возможно, социальным статусом семьи - в те времена был распространен расизм против евреев. То, что он был напівєвреєм, способствовало обострению внутреннего конфликта парня и формированию своеобраВНОго мировоззрения. Самым большим желанием Дэвида в школьные годы было - жить отдельно от родителей и стать великим писателем. Частично его мечта осуществилась во время обучения в военной школе «Вэлли-Фордж» в штате Пенсильвания, где он оставил на память о себе школьный гимн, который исполняется в этом учебном заведении и теперь. Там, кстати, Сэлинджер начал писать свои первые произведения.

Принимая участие во Второй мировой войне, начинающий писатель не расставался с пишущей машинкой. Первый рассказ «Подростки» было опубликовано в «Сто - ри» в 1940 г. После этого он не прекращал писать рассказы для журналов и университетских сборников. Этот период творчества молодого художника отмечен поисками собственной темы, собственного стиля. Рассказы этого периода были сентиментальными и многозначными, однако они никогда не переиздавались ним.

В 1942 году будущего писателя забрали в армию, где он прослужил 2 года; принимал участие во Второй мировой войне в составе двенадцатого пехотного полка четвертой дивизии. На фронте было нелегко, и в 1945 году он попал в госпиталь с нервным срывом. Горький и трагический опыт военных лет сыграл большую роль в формировании его как прозаика.

После войны Он некоторое время жил у родителей на Парк-авеню в Нью-Йорке, а вечерами любил приходить в Гринвич-вилидж послушать громкие интеллектуальные споры и ученые разговоры, которые вскоре надоели ему. Именно тогда родился его афоризм: «Худший враг писателя - другой писатель». В это время прозаик писал роман «Над пропастью во ржи», над которым он работал, по его собственному признанию, почти десять лет, в том числе и во время войны, когда даже в армейском джипе он не расставался с пишущей машинкой. Чтобы закончить работу над романом, писатель нанял комнату в одном из отдаленных кварталов и уединился там, полностью посвятив себя творчеству.

1945 год стал годом его наибольшей творческой активности: рассказы печатались один за одним. Уже в 1951 году роман «Над пропастью во ржи» занял первое место в списке американских бестселлеров, а к прозаика пришла громкая писательская слава. Наибольшую известность ему принесли не только вышеназванный роман, а повесть «Выше стропила, плотники!» и сборник «Девять рассказов». С 1965 года Сэлинджер ничего не напечатал, напоминая о себе лишь участием в юридических процессах против слишком внимательных к его отшельнической жизни журналистов.

В личной жизни писателю постоянно не везло. Его первой женой стала немка Сильвия, но семейная жизнь была недолгой - он ненавидел нацистов так же сильно, как она ненавидела евреев. В 1955 году Сэлинджер женился второй раз с Клэр Дуглас (младше него на 15 лет). Они поселились в загородном доме писателя в Корніші, неподалеку от реки Коннектикут, штат Нью-Гемпшир. Писательская деятельность, образ жизни художника портили отношения в семье, а потому с рождением детей (дочь Маргарет, сын Мэтью) он покинул литературу навсегда, считая, что слава ему очень вредила. Д. Сэлинджер оказался неплохим отцом, очаровывал детей своими рассказами.

С середины 60-х годов XX в. писатель жил затворником, не показуючись на глаза публике, отказался давать интервью и пролить свет на свою личную жизнь. В интервью газете «Нью-Йорк таймс», которое он все же дал в 1974 г., так объяснил причину своего длительного молчания: «Не публикуешь - и на душе покой. Мир и благодать. А опублікуєш что-нибудь - и прощай, покой!». Значительную роль в этом сыграло и его увлечение восточными религиями - буддизмом и индуизмом, влияние которых сказалось на последних повестях писателя. И хотя писатель не публиковал новых произведений, интерес к его книгам, как и раньше, оставался большим.

В 1966 году после развода Д. Сэлинджер жил несколько месяцев гражданским браком с восемнадцатилетней Джойс Мейнард (позже стала писательницей), которая в 1998 году издала книгу воспоминаний «Дома в мире», посвященную писателю. То ли соблазнившись ее фотографии на обложке журнала «Нью-Йорк таймс мэгэзин», или, может, очарован очерком юной студентки Ейского университета в том же номере журнала под названием «Жизненные итоги восемнадцатилетней», Д. Сэлинджер написал ей письмо. Переписка переросло в тесную дружбу и решение жить вместе. Однако через несколько недель он без объяснений выгнал свою приятельницу прочь, что, впрочем, не помешало ему впоследствии написать воспоминания на 350 страниц. Потом он встречался некоторое время с разными девушками (в частности с Элэйн Джойс). Нынешняя жена писателя Колин, бывшая гувернантка его детей, на пятьдесят лет моложе его.

Сейчас Д. Сэлинджер, как и прежде, живет с женой и детьми в Корніші. Большую часть времени он проводит в своей библиотеке, расположенной в отдельной, окруженной садом, сооружении. Родные и близкие старательно оберегают его от посягательств журналистов и праздного любопытства посторонних.

Одним из самых заметных событий послевоенной литературы Соединенных Штатов Америки стало появление в 1951 году романа «Над пропастью во ржи», главный герой которого навсегда вошел в круг классических персонажей мировой литературы. Читателю уже был известен Голден Колфилд - так звали солдата, который пропал без вести в Европе. Ему было всего девятнадцать лет. Известно, что первый вариант повести был готов еще в конце 1945 года, даже отправлен в издательство, но затем отозван автором и коренным образом переработан.

Главный мотив романа - сложный переход парня с юности в мир взрослых, непростой процесс изменения ценностей, отчаяние и безнадежное сопротивление неизбежности такого перерастания. Голден Колфилд в свои 16 лет уже не ребенок, но еще и не взрослый, он неуравновешенный, конфликтный подросток, часто совершал необдуманные поступки, вызывал к себе сочувствие и симпатию. Малейшее проявление человеческой фальши, пошлости и подлости вызвал у Голдена бурную, болезненную реакцию, что свидетельствовало о полной неприспособленности к реальной жизни, в котором он не видел для себя никакого призвания, кроме разве что одного: «стеречь детей над пропастью во ржи», спасать их от падения в никчемную взрослость.

Дети в Сэлинджера - «умные дети», без сомнения, дальновиднее, чем их матери и отцы. Если им и суждено было вырасти, они всю жизнь продолжали поиски утраченного рая детской чистоты, абсолютной нравственности, что привело писателя к отказу от творчества на долгие десятки лет.

В 1965 г. писатель, кроме романа «Над пропастью во ржи», издал 30 новелл (часть из которых он отобрал для опубликованной в 1953 г. книги «Девять рассказов»), повести «Выше стропила, плотники!» (1955), «Симор: Интродукция» (1959), «Фрэнни» (1961), «Зуи» (1961), «Хэпворт 16, 1924» (1965). В критической литературе эти повести обычно называли циклом о Ґлассів. Сэлинджер шел к нему постепенно. Повышенный интерес писателя к проблемам семьи, родственных связей был отчетливо заметен уже в ранних рассказах, где на переднем плане находились две семьи - Гледволи и Колфилды («Братья Баріоні», «Юноша во Франции» и др.). В рассказе «Я сумасшедший» (1945) автор сосредоточил внимание на юном Голдене Колфилде. Именно он с течением времени стал центральным персонажем известного произведения писателя - романа «Над пропастью во ржи».

Д. Сэлинджер зарекомендовал себя как настоящий мастер детали, которая занимала в нем очень важное место. Его интересовали определенный жест, выражение лица, голос. Он исследовал малейшее движение человеческой души. Стиль выдающегося прозаика, несмотря на свою простоту, вполне оригинальный, и все попытки исследователей найти для него какие-то литературные параллели оказались напрасными.

Лучшие новеллы Сэлинджера вошли в сборник «Девять рассказов». Название произведения мотивированная принципами древнеиндийской поэтики: каждому рассказу соответствовало одно из девяти чувств, что, соответственно, вызвало одну из девяти реакций у читателя. Первое чувство - это любовь, что мало вызвать эротический настрой у читателя.

«Лучший день для рыбки - бананки» (1948) - это рассказ, с которого автор начал сборку. На первом плане здесь освещены конфликт героя и реальности, но уже на высшем уровне, духовном, чем у Холдена Колфилда. Впервые возникла тема семьи Глассів. Гласси - большая и дружная семья, сообщество очень чувствительных, тонко организованных людей. По своей природе они - художники, издавна обречены неуютно чувствовать себя в прагматичном американском обществе. Лес и Бесси Гласси - актеры, родители семерых детей: Сімора, Обадії, Беатрис, близнецов Трэвиса и Вотга, Зекери и Френсис. Все они с 1927 г. в течение 18 лет по очереди выступали в программе «Сообразительные ребята», зарабатывая таким образом деньги на свое обучение.

Симор Ґласс - идеал, недостижимая мечта Сэлинджера. Он своеобразный наставник и учитель своих младших братьев и сестер в их духовных поисках. Герой обрек себя на гибель раздвоенностью собственного существования. Своим богатым духовным миром и мировоззренческой позицией он был чужим для окружающего мира, избегал его и стремился сблизиться с ним, в каком-то смысле даже слиться в единое целое.

В рассказе описан последний день жизни Сімора, который не мог далее выдерживать невыносимого духовного напряжения - жить с любимым, но совсем чужим ему человеком, его женой Мюриэл, которая олицетворяла тот мир, с которым пытался, но не смог слиться Симор. Его бракосочетание с Мюриэл было попыткой единения с обществом. Оно стало провалом, последней каплей. Мюриэл похожа на мостик между ним и враждебным ему миром, который в рассказе прежде всего презентовали ее родители. Однако она ближе именно к ним, а не к Сімора.

Его депрессию частично розвіювала маленькая девочка Сибилла. Ее плавание в океане на резиновом матрасе имело глубокое символическое значение, здесь заметна параллель с повестью «Над пропастью во ржи», с мечтой Холдена ловить детей в поле ржи. Автор мастерски передал ощущение беззащитности человека в огромном мире. Океан - общество, а рыбки-бананки - рядовые люди, что не способны были на духовную жизнь, ибо полны лицемерия, погони за долларом.

«Выше стропила, плотники!». В этой повести характер Сімора и его духовная сущность приобрели выразительности и многомерности. Сюжет повести составили перипетии бракосочетания Сімора и Мюриэл. Композиция сбалансированная противопоставлением утонченного духовного мира героя, лишенного корысти и эгоизма, и рационально-банального лагеря невесты, в котором все всегда имели твердое, устоявшееся мнение по любому поводу. У каждого был свой водитель и психоаналитик. До любого необычного суждения здесь относились с предвзятой враждебностью. Сэлинджер заверил, что Симор - поэт от Бога, и хотя знакомство непосредственно произошло лишь с одним его детским стихотворением - шуткой о Китса, не было сомнения в глубине и силе таланта молодого поэта, поскольку неподдельный лирический струя пронзила его дневниковые записи, этот поток прошел и через воспоминания о нем братьев и сестер. Для Ґлассів Симор был воплощением всего лучшего в человеке, - духовной красоты, ума, терпимости и чистоты помыслов.

«Симор: Введение». В повести Д. Сэлинджер устами Бадди подал физический и духовный портрет Сімора как человека, одаренного именно этими свойствами. Наделенный тонким поэтическим мировоззрением, герой чрезвычайно остро чувствовал ограниченность, цинизм и неприязнь родных жены. В произведении приведена притча Сімора о Христе, в которой говорилось о том, что Иисус жил в самом жалком мире людей. Герой осознавал необходимость прощать чужие недостатки, мириться с ограниченностью людей, но, как человек тонкого интеллектуального склада, постижение реалий жизни он переживал особенно болезненно. Младшая сестра Сімора Фрэнни, героиня одноименной повести, во многих чертах повторила судьбу брата: необычайно одухотворенная и уязвима, она вступила в чуждый ей мир, воплощенный в образе прилизаного гарвардского студента Лейна Кутелла. Фрэнни зря пыталась открыть ему глаза на никчемность и бесполеВНОсть окружающей жизни.

«Зуи» стала продолжением повести «Фрэнни». События, описанные в произведении, прошли через двое суток после встречи Фрэнни и Лейна. Разговоре Зуи и Фрэнни предшествовал письмо брата Бадди, который после смерти Сімора стал духовным опекуном младших. Главная мысль письма - человек сам определяет свой жизненный путь, но, определив его, должна делать свое дело самоотверженно и честно, а главное - любить ее. Любовь к ближнему как единственно возможный способ существования - сквоВНОй мотив творчества Сэлинджера. Только любовь способна противостоять аду. К этой любви как к моральному идеалу сознательно или подсознательно и тянулись герои повестей и рассказов писателя.

«Хэпворт 16, 1924» - последняя повесть сборника. В центре произведения - семилетний Симор. Находясь в детском лагере, он написал письмо, в котором выразил мнение, что умрет вскоре после достижения им тридцатилетнего возраста. С течением времени оказалось, что маленький герой предсказал собственную судьбу. Сэлинджер устами парня выразил свои представления об идеальном человеке. Автор верил в силу и возможности человека и считал, что она, идя путем «естественности и простоты», познавая мир не рационально, не частями, а непосредственно, органично и целостно, способна духовно переродиться. Такого же письма мог написать и десятилетний герой рассказа «Тедди». Тедди - умный, ему несвойственные человеческая злоба, зависть и корысть. По его глубокому убеждению, спасти человечество могло только единение людей, победа над эгоизмом и бездуховностью.

Цикл о Ґлассів - важная часть творчества Д. Сэлинджера, который пытался предложить свой идеал и концепцию гармоничного человека, опираясь на духовное наследие ранних христианских философов и богословов, на опыт философской литературы Древнего Востока.

Проза писателя представляла собой лирический дневник с подробной фиксацией монологов, наличием отступлений, автокоментарів и излишней на первый взгляд детализации. Общение автора с читателем приобрело непосредственного, доверительного, интимного характера. Выдающийся американский романист и до сих пор остается одним из самых популярных писателей, его книги постоянно переиздаются огромными тиражами.

Особенности «короткого» романа Д. Сэлинджера:

• стиль - непринужденный;

• поэтика - точный штрих, что в контексте повествования приобретает символическое значение;

• внимание к детали;

• использование разговорной речи тинейджеров;

• форма повествования - монологическая;

• соотношение авторского «я» и главного героя;

• исповедальная интонация.