ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

История зарубежной литературы XIX - начале XX вв.

ЛЕКЦИЯ 17

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР УИЛЬЯМА ТЕККЕРЕЯ

 

1. Жизненный путь писателя.

2. Этапы творчества В. Теккерея. Мастерство Теккерея - романиста.

3. «Ярмарка тщеславия» - роман без героя».

 

1. Жизненный путь писателя

 

«Романист знает все» - Теккерей утверждал на страницах романа «Ярмарка тщеславия». И действительно, в своих произведениях он сумел показать слишком много не только о своей эпохе и современное ему общество, но и о жизни, нравственную природу человека, о движении времени. Социальный обличитель, сатирик и философ слились в нем в одно. В. Теккерей стоял в одном ряду с Ч.Діккенсом, но его популярность значительно уступает славе современника.

УИЛЬЯМ МЕЙКЛІС ТЕККЕРЕЙ (1811-1863) родился 18 июля 1811 г. в Индии в г. Калькутта в семье чиновника английской колониальной службы, человека респектабельной и состоятельной. Здесь прошли ранние детские годы будущего писателя. Когда парень был еще маленьким, отец его умер. В ноябре 1817 г. мать вторично вышла замуж, и парень был отправлен к бабушке в Англию учиться. Пока мать Уильяма наслаждалась в Индии семейным уютом, его воспитанием занимался дедушка.

Наследство отца позволил парню учиться в привилегированной школе Чартерхауза, которая отличалась частотой применения розог и ненавистью к воспитанникам. Уильяма спасали книги и рисование. Умение рисовать прибавило ему популярности; он рисовал карикатуры на учителей, копировал иллюстрации из популярных готических романов и произведений В. Скотта. Рисунки Теккерея появлялись на страницах школьных и студенческих журналов, а в последующие годы он сам иллюстрировал большинство своих произведений.

Следующим этапом в образовании стал Тринити - колледж в Кембридже, обучение в котором мало удовлетворяло запросы молодого Теккерея, который увлекался живописью и литературой. Изучение математики не давалось юноше: 2 семестра он занимался фехтованием, тщательно следил за своим внешним видом, стремясь одеваться по последней моде. Кроме того, тратил много денег на игру в карты, поэтому не удивительно, что на экзаменах Теккерей провалился. Он убедил мать, что с математикой лучше порвать, и в июле 1830 г. отправился в Европу.

Будучи студентом, он работал в неофициальной студенческой типографии. Первые стихотворения Теккерея и пародийная поэма по поводу конкурса на лучшую поэму были напечатаны в студенческом журнале «Сноб». Писателя объединяла крепкая и нежная дружба с матерью. Переписка с ней свидетельствовало о широкий кругозор Теккерея, его увлечение поэзией П. Б. Шелли, о котором он собирался написать трактат. В дальнейшем именно ей он рассказывал свои тайны сердца, делился творческими планами и намерениями.

Некоторое время Теккерей занимался живописью во Франции; путешествовал Италией и Германией. Он изучал немецкий язык, ухаживал за очаровательных жительниц Веймара, продолжал делать зарисовки и даже получил приглашение от Гете встретиться, которому понравились рисунки будущего писателя.

Только через год матери удалось вернуть сына в Англию. На этот раз было согласовано, что юноша будет заниматься изучением права в адвокатской конторе. Там сквозь пальцы смотрели на нового ученика, который все свободное время посвящал театру, обедам с друзьями. Когда ему исполнился 21 год, он вступил в права наследника, но 200 тысяч фунтов, которые лежали в банке на его имя, не принесли перемен к лучшему: игра, как и раньше, оставалась его страстью.

Поиски средств к существованию побудили его заниматься журналистской деятельностью вместе со своим отчимом, человеком порядочным, которого писатель уважал и любил как родного отца. Однако теперь журналистские занятия стали для него не только удовольствием, но и необходимостью. Скоро он стал владельцем журнала «National standard» в Лондоне и парижским корреспондентом. Журнал не имел популярности и успеха, поэтому Уильям решил поселиться в Париже у бабушки. Он начал посещать мастерскую, где давали уроки живописи. Но это увлечение продлилось лишь год и жить у бабушки оказалось невыносимо. Он снимал себе жилье и начал подрабатывать незначительной литературной и живописной работой. В личной жизни В. Теккерею также не везло. В 25 лет женился на Изабель Шоу - дочерью полковника. Очень любил свою жену, которая подарила ему 3-х прелестных дочерей (первая умерла очень рано, вторая стала романісткою как и отец). Но жена имела слабое здоровье, психическая болезнь прогрессировала очень быстро и женщина вскоре сошла с ума (пережила мужа на 30 лет).

В последние десятилетия счастье повернулось лицом к писателю. Он издавал журналы, писал художественные произведения, получал значительную материальную стабильность. К нему пришла мировая слава непревзойденного мастера слова. В расцвете своей славы на 52 году жизни (как и В. Шекспир) писатель умер.

 

2. Этапы творчества В. Теккерея. Мастерство Теккерея - романиста

 

В. Теккерей вошел в литературу в 30-х годах и уже в 40-х гг. завоевал признание. Это были годы общественно-политической и классовой борьбы, выступления чартистов, которые отстаивали права рабочих. В общественном движении своего времени. Теккерей принял участие как писатель - сатирик, критик буржуаВНОго общества, его морали и типов. Писатель тяготел к раскрытию суровой правды жизни без каких-либо украшений, изображения человеческих характеров в их противоречиях и многообразии.

В творчестве У.Теккерея принято выделять 3 периода.

Первый период - конец 30-х - середина 40-х pp.

Этот период связан с сотрудничеством в ряде журналов. Писатель обратился к важным проблемам международной и внутренней политики Великобритании, осудил милитаризм и поднял голос в защиту угнетенной Ирландии, осудил борьбу парламентских партий - тори и виги.

Признание молодому писателю принесли пародии. В таком плане написаны первые повести В. Теккерея - «Из записок Жовтоплюша» (1840), «Кэтрин» (1840), «В благородном семействе» (1840).

В 1844 году был написан первый роман В. Теккерея «Записки Барри Линдона», в котором раскрыта история авантюриста и пройди, что претендовал на звание джентльмена и место в верхах общества.

Второй период - середина 40-х - 1848 годы.

Следующим этапом в творческой эволюции В. Теккерея стал роман «Ярмарка тщеславия» (1847). Это произведение прославил имя автора, став одним из лучших произведений английского классического реализма, и поставил писателя наряду с Ч. Диккенсом.

Третий период - после 1848 г.

Мастерство Теккерея - романиста проявилась в его романах 50-лет - «История Пенденніса» (1850), «Ньюкоми» (1855), исторический роман «История Генри Есмонда» (1852). В этих произведениях писатель пытался найти положительного героя в той среде, в котором раньше сомневался в самой возможности существования такого героя. До 50-х годов относили и лекции В. Теккерея «Четыре Георга» (1855-1856) и «Английские юмористы» (1851).

Мастерство Теккерея - романиста.

тема народа не нашла широкого художественного воплощения;

создал непревзойденные образцы сатиры, которые составляли особую ценность его реализма;

не изобразил положительного героя (подобно Г.Флобера);

структура романа определялась искусным переплетением отдельных человеческих судеб, для романа разворачивалось интересно и напряженно;

построение романа естественная, как естественное течение человеческой жизни;

чаще всего применяемая краска в палитре художественных средств - ирония;

автор развенчал все сферы буржуаВНО-аристократического существования: любовь, семейная жизнь, отношения родителей и детей, приятелей;

оригинальность эпитетов, свободное владение живым языком.

 

3. «Ярмарка тщеславия» - роман без героя»

 

В историю западноевропейской литературы. Теккерей вошел как создатель своего лучшего романа «Ярмарка тщеславия». Роман был написан накануне Великой буржуаВНОй революции 1848 г. Писатель работал над произведением в 1847-1848 гг. Отдельные части романа выходили тоненькими выпусками, ранее в плотных желтых обложках. Желтый цвет не был случайным, ведь под сатирическим псевдонимом Жовтоплюш писатель печатал ранее выдуманные заметки лакея - авантюриста.

Роман эпического размаха, события которого происходили в 10 - 30-х гг. XIX в. не только на Британских островах, но и на континенте. В подзаголовке автор поставил надпись «Роман без героя»:

ни, из огромного количества героев, автор не выделил своим личным отношением, своей симпатией или любовью;

ни один из героев не наделен автором такими положительными качествами, которые помогли ему стать настоящим героем в морально-этическом плане;

в этих словах отражено не так характер романа, как характер общества, изображенного в произведении.

Главный образ, который выступил не только в названии произведения, но и объяснен в тексте в авторских отступлениях - это образ Ярмарке суеты (Ярмарка тщеславия). Это мир, где господствовали буржуазные отношения, мир погони за деньгами. Мир Теккерея - это общество, где все покупается и продается, деньги - это идеал, к которому все стремятся. «Ярмарка тщеславия - развратное, конечно, место и невеселое, хотя очень шумный».

Среди героев романа люди разных социальных слоев - аристократы, члены парламента, чиновники, помещики, маклеры, военные, дипломаты, гувернантки, учителя, лакеи, экономки. Все они жили по законам Ярмарки, где достоинство человека определялась величиной капитала. Автор создал обобщенный образ буржуаВНОго общества, реалистический символ мира, основанного на несправедливости. В этой среде писатель не нашел героя, который бы смог занять достойное место в произведении.

В романе две сюжетные линии:

1. судьба Эмилии Седлі;

2. судьба Бекки Шарп.

На некоторое время их жизненные пути пересеклись, чтобы разойтись и снова сойтись. Автор дал яркую и многогранную характеристику Ребекке Шарп, поскольку именно она стала основным двигателем сюжета, а не Эмилия.

Эмилия Седлі - дочь лондонского купца, довольно состоятельного человека. Она была необычной девушкой с добрым сердцем, имела много подруг в пансионе.

Ребекка Шарп платила за пансион своим трудом с маленькими детьми. К ней и директорша мисс Пинкертон относилась не так любеВНО, как к Эмилии. «Мир ко мне жесток, - говорила она, - мир - это зеркало, он каждому отражает его собственное лицо. Мир пренебрегал мной, да и я еще никому не сделала добра».

Отец Ребекки был художником и давал уроки рисования в школе мисс Пинкертон, много пил, бил жену и дочь. Когда умерла мать, Бекки привели к пансиону. Ребекка тосковала по свободной жизнью. Умея хорошо играть и имея способности к языкам (особенно французской), она быстро освоила курс обучения. После смерти отца она плакала не от горя, а от осознания того, что осталась одна. Директорша хотела, чтобы Бекки учила детей музыке, но и требовала оплаты. Произошел конфликт, Бекки попросила отпустить ее, и поехала к дому Эмилии. Узнав, что в Эмилии был холост родной брат Джордж, Бекки подумала, что можно было хорошо устроиться в жизни, если удачно выйти замуж. Джордж Седлі был на два года старше за свою сестру Эмилию, ленивый, толстый, больной печень, боялся женщин, самовлюбленный. Бекки начала роман с братом Эмилии, но Джордж с ней не женился.

Эмилия сначала вроде положительная героиня. Она приветлива, добра, волновалась за подругу, пыталась компенсировать тот недостаток домашнего тепла, которого была лишена, оставшись сиротой. Но тот факт, что она забыла о родителях, полностью перечеркнул репутацию Эмилии как «голубой героини».

Бекки - полная противоположность Эмилии. Она честолюбива, умна, приветлива и красива, ее глаза и улыбка могли обмануть несведущего человека. Бекки стремилась завоевать место среди аристократов. Она устроилась гувернанткой в дом мистера Пита Кроули. Там девушка попала в центр смешных интриг. Ребекка постепенно завоевала сердца всех Кроули - женского и мужского пола. Она прикинулась тихой и скромной, бескорыстной и преданной. У Пита Кроули не было жены, и он захотел жениться на Бекки. Но со временем она узнала, что деньгами заведовал молодой сын Родон Кроули. Они тайно поженились и сбежали, Бекки оставила письмо для мистера Пита, в котором сообщила, что жениться с ним не может.

Ребекка была терпеливой с мужем, ее заботливость сделала из отъявленного повесы Родона счастливого и покорного хозяина. Вместе с мужем она поехала в Бельгию, куда Родона направили воевать против Наполеона. Там Ребекка очаровала генерала, принимала подарки и при живом муже думала, что ей останется после его смерти. Зато Родон страстно ее любил.

Когда закончилась война, Бекки с мужем приехали в Париж. Оказавшись в столице Франции, Ребекка заняла постоянное место в столичном аристократическом обществе. Она родила мальчика, но ребенку уделяла мало времени. В конце концов они снова вернулись в Лондон. Тетя Родона умер и все наследство оставила его брату.

Всюду Бекки находила любовников. Одним из них был лорд Стайн, с которым она занималась любовью за деньги. Родон покинул Бекки и попросил брата заботиться о сыне - молодого Родона.

Эмилия, отец которой разорился вследствие падения курса акций, вышла замуж за Джорджа Осборна против воли родителей. Они тоже поехали в Брюссель, где человек принял участие в войне. Джордж погиб, Эмилия очень переживала и хранила память о нем, не замечая благородных поступков влюбленного в нее Доббіна. В конце концов, она вышла за него замуж.

Ребекка ходила в церковь, ее фамилию можно было найти во всех благотворительных списках, но ей так и не пришлось стать леди Кроули.

Автор не осудил ни одной из героинь. Он считал, что причиной всему было общество, которое создало такие условия для жизни. Герои - только участники Ярмарки, где все продавалось и покупалось. Они были куклами ярмарочного театра марионеток, очень похожи на живых людей. Эти марионетки двигались не по собственной воле, а в зависимости от того, за какую ниточку дергал их кукловод в образе автора.

Таким образом, В. Теккерей вложил в высказывание Шекспира «Мир - театр, а люди - актеры» другой смысл - «Люди - не актеры, а марионетки».

 

Заслуга писателя:

Тонко и убедительно показал, как война, буржуазная конкуренция, конфликты в различных сферах социально-политической жизни влияли на внутренний мир и поведение человека.

В. Теккерей не был только пессимистом. Светлые настроения преобладали в его более поздних произведениях, среди которых наиболее характерным был роман «Ньюкоми». Это роман - семейная хроника, раскрыл судьбы нескольких поколений одной семьи. В произведении представлена картина жизни аристократических и буржуазных кругов английского общества.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Почему В. Теккерей стоит в одном ряду с Ч. Диккенсом, но значительно уступает славе современника?

2. Почему В. Теккерей назвал свой роман «Ярмарка тщеславия» «романом без героя» ?

3. В чем проявилось мастерство Теккерея - романиста?