ЛИТЕРАТУРНАЯ БАЛЛАДА В НАЧАЛЕ XIX ст.
ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЕТЕ (1749-1832)
ЛЕСНОЙ КОРОЛЬ
Кто поздно так мчится в ночное время?
То едет отец, с ним сын маленький.
Чего-то боится и мерзнет сын -
Малого тулит и греет он.
«Почему тремтиш ты, сынок, щомить?
- Король лесной вон там стоит!
Он в короне, хвостатый господин! -
«То, сынок, утренний туман!»
- «Любимое дитя, ко мне поскорей!
Будем играть в доме моем,
Цветы прекрасные найду тебе я,
В злато мамочка оденет моя».
- Мой папа, мой папа, какое страшное!
Как надить1 лесной король меня!
«Ладно, малыш, успокойся, малыш!
То ветер колышет в роще ветви!»
- «Мальчик милый, иди же к нам!
Дочери мои в танке в это время,
Дочери мои тебя выйдут встречать,
Поздравлять, петь, тебя колихать!»
Дж. Пентроуз. Волшебные превращения
1Манящий - привлекает, притягивает.
• Когда происходят описанные события? Какие слова вводят в текст тему тревоги?
• Как отец относится к ребенку? Что видит он и что видит сын?
• Кто соблазняет ребенка игрой, цветами, красивым нарядом?
• В каком фольклорном произведении речь шла о ночной танец девушек? А качание на ветвях?
• Попробуй описать мир вокруг персонажа. Что порождает его таинственность?
• Почему художник так назвал свою картину?
• Какие преобразования имел в виду художник?
Как переплетаются в балладе реальный (отец с сыном в лесу, ветер, шум деревьев) и фантастический (Лесной король, его дочери, ветер, шум, гул) миры. Какую роль играет диалог персонажей? Кто с кем разговаривает? С какими словами обращаются персонажи друг к другу? Как меняется вещание со временем и как это характеризует персонажей?
Какую роль играет в балладе взгляд героев? Куда смотрит и что видит сын? А отец?
Покажи, что граница между реальным и фантастическим мирами в балладе сомнительна. Перечитай первую и последнюю строфы. Не - ожидаемое появилось в последней строфе? Как это изменило твое отношение к событию, что переводится поэтом в балладе?
Что кроется за страхом мальчика, за его бредом:
а) извечная борьба жизни со смертью;
б) столкновение романтического (фантастического) и реалистического мировосприятия.
Развитие речи
Определи основную проблему баллады, как ты ее понимаешь. Аргументируй свою точку зрения примерами и цитатами из текста. Добавь описания, которых не хватает в тексте. Что изменилось? Поделись своими впечатлениями.
Обобщение
Работа в группах. Мини-театр.
Повправляйтеся в создании «спецэффектов» (голосовое приближение и отдаление, усиления громкости и затухания), шумов как звуковых декораций к действию, пробуждают воображение слушателя. Передай движение всадника на коне, шум леса, таинственные голоса.
В какой строфе проступает главная мысль произведения? Как эта мысль подчеркивается поэтом? Предложи свой вариант ее интерпретации.
В чем заключается трагичность сюжета баллады Гете?
Какие художественные средства способствуют переплетению психологического, фантастического и реального в балладе Гете?
Творческий проект
Представь, что главный герой встречается с жонглером. А тот рассказывает древнюю легенду о таинственных происшествия, случившегося в этой местности.
Оформи текст как вставную новеллу, которая будет пятым разделом твоего литературного произведения.