СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Ду Фу «При луне вспоминаю брата», «Песня
о хлебе и шелке»,
«Возвращаются
дикие гуси»
Ду Фу (712-770) родился в
провинции Хэнань. Он происходил из семьи провинциального художника, которая принадлежала к
старинного рода. Среди его предков были выдающиеся полководцы, ученые,
писатели, поэты, государственные деятели. С детства Ду Фу отличался незаурядным
умом. Когда ему исполнилось 7 лет, он уже умел сочинять стихи.
К началу 40-х годов о его жизни
известно мало. Рассказывают, что в возрасте 20-35 лет он много путешествовал.
Возможно, в этом проявилась его беспокойная натура, которая толкала его к странствующего
жизнь, или же отчаяние, недовольство неудачей на государственных экзаменах, которая помешала Ду
Фу вступить на путь чиновника, хотя он стремился к этому - по семейной традиции и
из-за необходимости обеспечить себе достойное существование.
Путешествие с друзьями, которых он нашел
в странствиях, в частности с поэтом Ли Бо, была завершающим этапом этой полосы
скитаний. Стихов этого периода осталось очень мало, но из них можно видеть,
что поэт стремился преодолеть традиции прежней поэзии: ее внешнюю красоту,
внутреннюю пустоту и оторванность от действительности.
Хотя под влиянием старшего друга (Ли
Бу Ду Фу увлекся даосизмом, все же до конца жизни он оставался конфуціанцем1.
Одно из главных понятий в конфуцианстве - «жэнь» («любовь к человеку»). Именно
доброта и любовь стали основой конфуцианских убеждений Ду Фу; он посвятил им
и свою жизнь, и свою поэзию.
В 741 г. поэт прекращает свои блуждания
и на целых десять лет поселяется в тогдашней столице Китая Танской династии
Чан-ань (ныне Сиань), где он среди придворных поэтов был в привилегированном
положении. Этот период был особый расцветом наук и искусств и одновременно
грандиозными войнами. Последние истощили страну и вызвали большое восстание,
которое привело к свержению императора, покровителя Ду Фу. Поэт вынужден был бежать
на родину. После подавления восстания Ду Фу получил чиновничью должность в
Чан-ни, но за свое независимое поведение подвергся преследованиям и был вынужден
поселиться в провинции, где вел бродячий образ жизни и страдал от нищеты. По
таких жизненных обстоятельств в творчестве Ду Фу произошел перелом. От изображения зла и
насилия он перешел к описанию горя, страданий. В цещрі его внимания
оказался человек. В стихах Ду Фу зазвучала тема человеческой жизни и человеческой
судьбы. Он стал поэтом-гуманистом в самом высоком понимании этого слова.
Впоследствии Ду Фу вновь вернулся на
государственной службе, но страсть к путешествиям снова захватила его. После
бесплодных скитаний разными городками Ду Фу наконец добрался до Чэнду -
главного города богатой провинции Сычуань. Здесь Ду Фу сначала нашел то, что
искал: возможность мирного и спокойного существования. У него появились друзья и
покровители, которые помогли поэту устроиться. Он даже построил себе
соломенную хижину, где прожил почти четыре года. Это были, пожалуй, самые светлые
годы в его жизни. Они стали для поэта периодом интенсивной творчества, которая
приобрела нового направления. Ду Фу начал понимать, что в жизни есть не только зло и
страдания, а добро и радость, что сам человек является прежде всего носителем доброго и
светлого. В связи с этим в стихах Ду Фу появляется душевная теплота,
неожиданная для него, несмотря на все неудачи в его личной судьбе, в судьбе
страны. Поэт, который до этого рассказывал про человеческое горе, понял, что за ним он
перестал видеть самого человека, а через нее - вечное в людях и в жизни. Именно
благодаря этому пониманию его стихи прониклись теплым чувством к людям,
совмещенным с осознанием величия человеческого духа.
Но в 762 г. поэту пришлось снова
спасать не столько себя, сколько свою семью. Несколько лет он провел в различных
городках провинции, ожидая успокоения. Однако мысль о Чан-ань не оставляла
Ду Фу, и в 768 г. он отправился в свое последнее путешествие, надеясь добраться
столицы. Но Чан-ань и все окружающие места были тогда ареной столкновений войск и
нападений кочевников. Поэтому Ду Фу не смог осуществить свое намерение. Еще два года поэт
провел в скитаниях на джонке (небольшом пароходе), которая заменяла ему дом. На
такой джонке зимой 770 г. посреди реки Янцзицзян больной и одинокий Ду Фу и
умер.
Ду Фу оставил после себя около 2
тысяч стихов - от четверостиший до поэм, различных по стилю и содержанию, среди которых
выделяют произведения, написанные на политические темы и на темы мимолетности бытия и
человеческой судьбы. События эпохи Тан в Ду Фу переданы подробнее, чем в хрониках, поэтому
его поэзию называют «историей в стихах», «поэтической историей».
В традиционном китайском
литературоведении Ду Фу присвоили титул «шишен» («священно-мудрый поэт»).
Стихотворные посвящения Ду Фу - корифею, мастеру, учителю - могли бы составить целую
сборник, в которой вошли бы произведения многих поэтов - современников и потомков. Все
они с увлечением читали и следовали его стихи, цитировали эпизоды его
биографии, посещали места, связанные с его именем.
Эхо славы поэта не смолкает и
до сих пор, и стихи Ду Фу находят новых читателей и почитателей не только в Китае,
айв всем мире.
_____________________________________________________
1 Конфуцианство - система
морально-философских взглядов, основанная на учении китайского мыслителя
Конфуция (VI-V вв. до н. э.), по которой человек - прежде всего существо общественное.