ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература. Комплексная подготовка к ВНО

СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Ду Фу «При луне вспоминаю брата», «Песня о хлебе и шелке», «Возвращаются дикие гуси»

 

Ду Фу (712-770) родился в провинции Хэнань. Он происходил из семьи провинциального художника, которая принадлежала к старинного рода. Среди его предков были выдающиеся полководцы, ученые, писатели, поэты, государственные деятели. С детства Ду Фу отличался незаурядным умом. Когда ему исполнилось 7 лет, он уже умел сочинять стихи.

К началу 40-х годов о его жизни известно мало. Рассказывают, что в возрасте 20-35 лет он много путешествовал. Возможно, в этом проявилась его беспокойная натура, которая толкала его к странствующего жизнь, или же отчаяние, недовольство неудачей на государственных экзаменах, которая помешала Ду Фу вступить на путь чиновника, хотя он стремился к этому - по семейной традиции и из-за необходимости обеспечить себе достойное существование.

Путешествие с друзьями, которых он нашел в странствиях, в частности с поэтом Ли Бо, была завершающим этапом этой полосы скитаний. Стихов этого периода осталось очень мало, но из них можно видеть, что поэт стремился преодолеть традиции прежней поэзии: ее внешнюю красоту, внутреннюю пустоту и оторванность от действительности.

Хотя под влиянием старшего друга (Ли Бу Ду Фу увлекся даосизмом, все же до конца жизни он оставался конфуціанцем1. Одно из главных понятий в конфуцианстве - «жэнь» («любовь к человеку»). Именно доброта и любовь стали основой конфуцианских убеждений Ду Фу; он посвятил им и свою жизнь, и свою поэзию.

В 741 г. поэт прекращает свои блуждания и на целых десять лет поселяется в тогдашней столице Китая Танской династии Чан-ань (ныне Сиань), где он среди придворных поэтов был в привилегированном положении. Этот период был особый расцветом наук и искусств и одновременно грандиозными войнами. Последние истощили страну и вызвали большое восстание, которое привело к свержению императора, покровителя Ду Фу. Поэт вынужден был бежать на родину. После подавления восстания Ду Фу получил чиновничью должность в Чан-ни, но за свое независимое поведение подвергся преследованиям и был вынужден поселиться в провинции, где вел бродячий образ жизни и страдал от нищеты. По таких жизненных обстоятельств в творчестве Ду Фу произошел перелом. От изображения зла и насилия он перешел к описанию горя, страданий. В цещрі его внимания оказался человек. В стихах Ду Фу зазвучала тема человеческой жизни и человеческой судьбы. Он стал поэтом-гуманистом в самом высоком понимании этого слова.

Впоследствии Ду Фу вновь вернулся на государственной службе, но страсть к путешествиям снова захватила его. После бесплодных скитаний разными городками Ду Фу наконец добрался до Чэнду - главного города богатой провинции Сычуань. Здесь Ду Фу сначала нашел то, что искал: возможность мирного и спокойного существования. У него появились друзья и покровители, которые помогли поэту устроиться. Он даже построил себе соломенную хижину, где прожил почти четыре года. Это были, пожалуй, самые светлые годы в его жизни. Они стали для поэта периодом интенсивной творчества, которая приобрела нового направления. Ду Фу начал понимать, что в жизни есть не только зло и страдания, а добро и радость, что сам человек является прежде всего носителем доброго и светлого. В связи с этим в стихах Ду Фу появляется душевная теплота, неожиданная для него, несмотря на все неудачи в его личной судьбе, в судьбе страны. Поэт, который до этого рассказывал про человеческое горе, понял, что за ним он перестал видеть самого человека, а через нее - вечное в людях и в жизни. Именно благодаря этому пониманию его стихи прониклись теплым чувством к людям, совмещенным с осознанием величия человеческого духа.

Но в 762 г. поэту пришлось снова спасать не столько себя, сколько свою семью. Несколько лет он провел в различных городках провинции, ожидая успокоения. Однако мысль о Чан-ань не оставляла Ду Фу, и в 768 г. он отправился в свое последнее путешествие, надеясь добраться столицы. Но Чан-ань и все окружающие места были тогда ареной столкновений войск и нападений кочевников. Поэтому Ду Фу не смог осуществить свое намерение. Еще два года поэт провел в скитаниях на джонке (небольшом пароходе), которая заменяла ему дом. На такой джонке зимой 770 г. посреди реки Янцзицзян больной и одинокий Ду Фу и умер.

Ду Фу оставил после себя около 2 тысяч стихов - от четверостиший до поэм, различных по стилю и содержанию, среди которых выделяют произведения, написанные на политические темы и на темы мимолетности бытия и человеческой судьбы. События эпохи Тан в Ду Фу переданы подробнее, чем в хрониках, поэтому его поэзию называют «историей в стихах», «поэтической историей».

В традиционном китайском литературоведении Ду Фу присвоили титул «шишен» («священно-мудрый поэт»). Стихотворные посвящения Ду Фу - корифею, мастеру, учителю - могли бы составить целую сборник, в которой вошли бы произведения многих поэтов - современников и потомков. Все они с увлечением читали и следовали его стихи, цитировали эпизоды его биографии, посещали места, связанные с его именем.

Эхо славы поэта не смолкает и до сих пор, и стихи Ду Фу находят новых читателей и почитателей не только в Китае, айв всем мире.

_____________________________________________________

1 Конфуцианство - система морально-философских взглядов, основанная на учении китайского мыслителя Конфуция (VI-V вв. до н. э.), по которой человек - прежде всего существо общественное.