ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература. Комплексная подготовка к ВНО

СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Ли Бо «Вхожу в реку...», «Печаль на яшмовом крыльца»

 

Известный китайский поэт эпохи Тан Ли Бо (701-762/763), или Ли Тай-Бо, родился и вырос в городе Циньлянь провинции Сычуань в семье богатого купца. По легенде, незадолго до рождения Ли Бо (это имя в переводе с китайского означает «Белая Слива») его матери приснилась большая белая звезда. Именно поэтому мальчику дали второе имя Тай-Бо (Большая Белье). Еще при жизни Ли Бо удостоился титула «шисянь» - «поэтический небожитель», «бессмертный поэт». По одной из легенд, поэт родился на звезде Тайбо (у нас ее называют Венерой) и туда же вернулся, отбыв свой земной срок, назначенный высшими силами за какую-то провинность.

Образование будущий поэт получил дома с пяти лет. Сначала была арифметика, затем - знакомство с произведениями философов и писателей, историей и литературой Китая. В десять лет Ли Бо уже писал стихи.

В семнадцать лет, отказавшись сдавать экзамен на получение должности чиновника, Ли Бо отправился в горы к лаосских отшельников - сянів, которые отличались независимостью суждений и поведения и стремились познать тайны природы, раскрыть секрет бессмертия.

Философия даосизма1 захватила Ли Бо и впоследствии сказалось на его поэзии.

В девятнадцать лет он присоединился к так называемым женьсе2. Под их влиянием Ли Бо раздал и потратил большую часть своего имущества. Впоследствии Ли Бо снова ушел в горы и пробыл там около пяти лет. Ведя жизнь отшельника, он учился охранять состояние духовной свободы от жизненной суеты и от власти собственных желаний и страстей, общаться с природой как с живым существом - слушать и понимать журчание ручья, песни ветра.

Дальше были годы странствий. Наблюдения за жизнью различных слоев общества, в частности простого народа, легли в основу произведений о военных походах, которые несут обнищание крестьян и уносят тысячи жизней, о мужестве воинов, о горе женщин и детей.

В 735 г. Ли Бо присоединился к поэтического содружества «Шесть мудрецов Бамбукового ручья». Компания друзей проводила время за рюмкой вина возле горной реки в зарослях бамбука. Это была своеобразная литературная школа, где обсуждали вопросы поэтического мастерства, эстетических вкусов и т.д. В 743 г. Ли Бо принадлежал к подобного общества - «Восемь бессмертных Винной чаши», или «Восемь виновных сянів».

В 741-744 гг., прибыв в столицу Чан-ань, Ли Бо служил при дворе императора, который был покровителем поэзии и литературы и удостоил его высокого ученого звания. Ли Бо стал членом академии Ханьлінь, придворным поэтом, окруженным почетом и славой. Однако придворная жизнь его не радовало, поэтому он покидает столицу и возвращается к привычному образу жизнь - путешествий и общения с друзьями.

В 744 г. произошло эпохальное событие - встречу Ли Бо с поэтом Ду Фу, которая оказала влияние на всю историю китайской литературы. Дружба воспалительного гучноголосого Ли Потому похожего на кабинетного ученого Ду Фу был благотворным для обоих. Они путешествовали, обменивались впечатлениями и мыслями по поводу поэзии и судьбы родины. Немало строк поэты посвятили друг другу. Ли Бо и Ду Фу называют «предками стихотворения». Они создали новую стихотворная форма - стихотворение в 5 и 7 слов, которая оставалась ведущей в китайской поэзии на протяжении более чем тысячи лет.

Во время мятежа полководца Ань Лу-шаня против императора в 755 г. Ли Бо находился на службе у мятежников. После их поражения его сослали на три года в глушь. После этого Ли Бо служил мелким феодальным чиновником. По поводу его смерти в 762 г. существует легенда, по какой поэт выпал из лодки и утонул, потянувшись к отражению луны в воде. На самом деле Ли Бо умер в доме своего родственника Ли Ян-бина, которому мы обязаны собранием сочинений поэта. Сохранилось более 900 его стихов.

Творческое наследие Ли Бо охватывает классические стихи, стихи в жанре народных песен (в том числе произведения на исторические и мифологические сюжеты о героях и полководцах древности), четверостишия, ритмичную и классическую прозу. Самый известный цикл «Древний» - размышления о китайской культуру и общественную жизнь - начинается с воспоминаний о «золотом веке» китайской мысли. Для Ли Бо это эпоха древнего Чжоуського царства (XII-VIII в. до н. э.), когда было написано «Шицзин» («Книга песен»). Поэт считал, что именно тогда был найден высокий идеал поэзии, утраченный впоследствии.

Стихам Ли Бо присущи тонкий лиризм, простота, человечность, совершенство формы, свободный полет фантазии - недаром его называют «вулканом поэзии». Поэт посвятил немало строк юным красавицам, друзьям и вину - временном убежище от горя и тревог. Пейзаж - верный друг и чуткий собеседник Ли Бо, который разговаривает с цветами и травами, горами и реками, с ветром и дождем, и они ему отвечают. В природе поэт находил покой и силу. Образы его пейзажной лирики отражали стремление подняться над суетой жизни, познать свое высшее предназначение.

Творчество Ли Бо оказала огромное влияние на развитие китайской поэзии.

_________________________________________________________

1 Даосизм - философское учение о дао («путь вещей»), возникшее в Китае в VI-V вв. до н. е. Даосы считали, что человек не должен нарушать законов, которым подчиняется мир цветов, деревьев, трав и камней, т.е. не должен мешать естественному ходу вещей.

 

2 Женьсе («герои») - китайские народные воины, которые защищали слабых и обиженных, грабили богачей, с оружием в руках расправлялись с обидчиками, а награбленное щедро раздавали бедным.