ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Критика

ВИТЕЗСЛАВ НЕЗВАН

(1900-1958)

Творческая жизнь чешского поэта Вітезслава Незвала было непрерывным поиском. «Ежеминутно нужно изобретать»,- утверждал он. В 1923 роде Незван (вместе с Карелом Тейге) «изобретает» поетизм, в 1934 году он организует группу чешских сюрреалистов, затем обращается в классических поэтических жанров и в конце концов становится поборником социалистического реализма. Но увлекаясь «ізмами» своего бурного времени, а иногда и придумывая новые, поэт Незван всегда был шире любое направление. Был поэтом. «Не будем требовать от поэзии ничего, кроме человека со всем раВНОобразием ее черт»,- призвал он.

Уже первая поэтическая книга Незвала «Мост» (1922) обнаружила особенность его мировосприятия. Поэт говорил, что в него как будто две пары глаз: его интересуют и реальная действительность, и «все необычное, таинственное». Творческая фантазия переплавляє живые впечатления от действительности в поэтический мир, в котором сосуществуют настоящее и фан-тастичне. Лирический герой Незвала - путешественник, путник. Он стремится увидеть жизнь во всех ее проявлениях.

Поэма «Удивительный кудесник» (1922) занимает особое место в творчестве Незвала. История его героя обрамленная рассказом о вечернюю прогулку поэта, который размышляет о будущем Европы и, отдаваясь игре своего воображения, становится свидетелем рождения удивительного волшебника.

Герой поэмы - волшебник, революционер, труженик. Его предки - цветок, легкий фонтан, тихие подземные пещеры, сумерки шахт за центром земли, глубокие кри-нице, месяц на бриллиантовом небе. Удивительный волшебник - порождение всего мира, якобы разрезанного вертикально. Он был извозчиком в Мадриде, официантом в Лондоне. Он вспоминает о парижских красавиц и холод петербургских тюрем. В четвертой песни он участвует в революции, а в пятой погружается в любовь. Работа в госпитале заставила волшебника увидеть, какое хрупкое человеческое жизни, услышать крик покойников: «Возврата нет». Герой понимает: «Если хочешь продлить жизнь - во что-то прочное перевтілюйся». И начинаются превращения волшебника - его возвращение к предкам, в глубину земли. Последнее перевоплощение - фонтан, способный утолить жажду старого, что умирает, и женщины, которая рожает ребенка. Рождением нового человека - «вселенной, ограниченного кожей»,- заканчивается поэма. Круг замыкается: рождение - путешествие - революция - любовь - смерть - превращение - рождения.

Незван рассматривает жизнь в его нераздельность. Универсальная проблематика поэмы (жизнь, смерть, революция, любовь, искусство, новый человек, будущее Европы, судьба чешского народа) раскрывается яркими, фантастическими образами и картинами. их пестрота достигается циклическим построением поэмы, параллельностью образов (семь предков во второй песни и семь преобразований удивительного волшебника в шестой), рефренами (один из них - самохарактеристика волшебника: «чего мне излишне, чего-то маловато»). Поэма написана белым и рифмованным, ритмичным и свободным стихом, в ней чередуются монологи и диалоги. И в этом - безусловное влияние на Незвала французской поэзии, в частности Гийома Аполлинера.

В 1923 году В. Незван и К. Тейге «изобретают поетизм». По мнению Тейге, теоретика нового течения, поетизм - это не литература, а образ жизни, «искусство жить и наслаждаться жизнью... Поетизм хочет превратить жизнь в роскошный развлекательный заведение: эксцентричный карнавал, арлекинада чувств и образов, пьянящий фильм, удивительный калейдоскоп». Выразительным образцом нового поэтического течения считается сборник Незвала «Пантомима» (1924). ей присущи свежесть, страстность, легкость, яркость чувств и образов. Блестяще ассоциативное мышление поэта характерно проявляется в стихотворении «Неделя в красках»: дни недели он связывает с отдельными образами - конкретными картинами, сближая, казалось бы, несовместимые вещи и явления. В манифесте поетизму 1927 года «Капля чернил» Незван установил связь между методом свободных ассоциаций и праздничным мировоззрением, присущим поетизму: «Согласно логике, стакан принадлежит стола, звезда - небу, двери - лестнице. Поэтому мы их не видим. Надо было поместить звезду на стол, стакан рядом с пианино и ангелами, двери - в соседстве с океаном. Речь идет о том, чтобы снова открыть действительность, вернуть ей вид, который излучал бы светло, как в первый день».

Творчество Незвала второй половины 20-х годов - это преодоление поетизму. В 1927 году поэт писал, что из семи букв в слове «поетизм» он оставляет себе первые четыре.

В 1924 году вышел «Манифест сюрреализма» Андре Бретона - французского поэта и теоретика литературы. Незван встречался с ним в Праге и в Париже. Термин «сюрреализм» придумал Гийом Аполлинер. Он говорил, что человек совершил сюрреалистично (то есть сверхреально), когда, стремясь воспроизвести движение, изобрела колесо, которое никак не похоже на человеческую ногу. Сюрреалистов интересовали тайны души человека. Объявив себя учениками Фрейда, они старались избавить процесс творчества контроля со стороны разума, позволить подсознанию оказаться в художественных произведениях. Именно этому должна была служить техника автоматического письма (ей отдал дань и Незван), которую теоретики сюрреализма позаимствовали из арсенала психиатрии начала века. Но если Зигмунд Фрейд предлагал больным записывать, не задумываясь, то, что приходит в голову, чтобы, проанализировав их подсознание, установить диагноз, то поэты - сюрреалісти видели в автоматическом письме средство создания нового поэтического языка.

Именно мятежный характер сюрреалистического искусства привлекал Незвала. Кроме того, его всегда интересовали тайны творчества. И Незван создал собственный вариант сюрреализма, удостоверяющий поэтический сборник «Прага с пальцами дождя» (1936). Открывается она поэзией «Город башен», которую можно назвать стихотворением - великаном. Готическая архитектура любимого города воспринимается как нацеленные в небо пальцы. Выражение «с пальцами» повторяется 55 раз («Стовежа Прага с пальцами всех святых, с пальцами фальши клятв, с пальцами огня и града ...» и т. д.). Иногда это сравнение, иногда метонимия, синекдоха иногда. Самые раВНОобразные вещи и явления объединяются в целостный образ города. В других стихах сборника ассоциация, сочетая приметы реального города, увиденные поэтом, помогает понять тайны скрытого, внутреннего бытия Праги.

Сюрреалісти пытались подняться над действительностью. Интересуясь прежде всего человеком, они считали, что их метод может дать «ключ, способный открыть ларец с тайными денами, которой является человек» (Андре Бретон). И в книге Незвала реальная любовь реального человека до реального города превращает действительность в миф. Лирический герой - мифический пражский прохожий, который на улицах фантастического города видит больше, чем можно увидеть в повседневной жизни.

Витезслав Незван отстаивает римовану поэзию. Рифмы для Незвала имели большое, самоцінне значение: «Поставить все на карту небывалой рифмы, весь стих, его смысл - и не проиграть!»

В 1938 году Незван распустил группу чешских сюрреалистов. Возникла полемика между сюрреалистами и представителями так называемых левых движений в искусстве. Незван обвинил группу, которую сам создал, в социальном и творческом бесплодии. Стремление Незвала заставить поэзию служить социалистической Чехословакии стало новым этапом поисков. Поэт понимал, что социалистический реализм, в рамках которого он пытался существовать, не может быть конечной остановкой. Новаторство остается его главным требованием к поэзии. Незван начинает новую книгу - «Жизнь поэта», новую попытку переосмыслить свое поэтическое творчество. Внезапная смерть 6 апреля 1958 года не дала ему возможность высказаться до конца.