ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

История зарубежной литературы XIX - начале XX вв.

ЛЕКЦИЯ 15 - 16

АНГЛИЙСКИЙ РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ РОМАН. Ч. ДИККЕНС

 

1. Характеристика английской реалистической литературы XIX века.

2. Жизненный путь Ч.Діккенса.

3. Автобиографические мотивы романов: «Приключения Оливера Твиста», «Большие надежды».

4. Сборник «Рождественские рассказы» - рассказ о духовном перерождении героев.

 

1. Характеристика английской реалистической литературы XIX века

 

В 20 - 30 годы XIX в. ушли из жизни Байрон и Шелли, Китс и Скотт. Романтизм растрачивал себя и не пополнялся новыми именами. 30-е годы в истории английской литературы ознаменованы появлением новых черт в жанровой структуре романа, что было обусловлено историко-экономическим развитием страны. В историко-литературном процессе Англии XIX в. можно выделить три основных периода:

30-е годы;

40-е, или «голодные сороковые»;

50-60-е годы.

30-е годы характеризовались быстрым развитием английского общества на пути буржуаВНОго прогресса, развитием рабочего движения, приходом буржуа к власти. Обострение социальных противоречий привело науку к постановке и необходимости решения ряда социальных задач, в том числе проблем народного образования, борьбы с бедностью, состояния тюрем и рабочих домов. В идеологической борьбе 30-х годов особую роль суждено было сыграть «Молодой Англии» - обществу, которое собрало представителей аристократии, выступало против политики буржуазии.

Основными вопросами, которые поднимались в конце 20-х - начале 30-х годов, - были вопросы, связанные с романтизмом и судьбой романтического героя. Писатели и философы на первый план выдвинули сильную энергичную личность, поэтизируя ее и рассматривая вне общественными связями.

В 30-е годы в литературу вступили молодые Диккенс и Теккерей.

40-е годы открыли второй этап в развитии английской литературы. Это период общественного подъема, размах чартистского движения. Основные события этого исторического периода - съезд чартистов, всеобщий страйк, экономическая нужда, и, наконец, революция 1848 года на континенте. Изменение идеологического климата сказалось и на литературном процессе, прежде всего, на романе как наиболее принципиальном жанре, который имел воспитательное значение. В социальных романах Дизраэли, Кінгаелі, Диккенса, Теккерея, сестер Бронте нашли отражение и идеи эпохи, и состояние общественного движения, и моральные принципы суток. Писатели этого периода внесли в реалистичную структуру рассказа символику и метафору, элементы театра, пародии, бурлеска и пантомимы.

Следующий этап - 50 - 60-е годы. Это было время «утраченных иллюзий». Характер романа существенно изменил вместе с изменениями в общественной и духовной атмосфере жизни. Период конца 50-60-е годы связан с общим подавлением рабочего движения, с экономическим подъемом, временной экономической стабилизацией. Теперь писатели все чаще опирались на традиции сентиментального бытового романа с существенным акцентом на обыденном, прозаическому. Усилилось внимание к эпического романа.

 

2. Жизненный путь Чарльза Диккенса

 

Когда заходит речь о английскую литературу, в сознании миллионов читателей обычно вслед за именем Шекспира следует имя Чарльза Диккенса. Будучи всемирно популярными и любимыми, Шекспир и Диккенс, наверное, с особой яркостью и рельефностью воплотил английский национальный художественный гений, особенности национального менталитета, богатство английского языка.

Ч. ДИККЕНС (1812-1870) еще при жизни приобрел мировую славу, стал общепризнанным классиком. Его отнесли к когорте тех писателей, слава которых не угасала ни при жизни, ни после смерти.

Диккенс был критиком английского общества, занимался благотворительностью, отдавал много сил издательском деле и журналистике, был прекрасным оратором, талантливым актером, наблюдательным путешественником и любителем долгих прогулок, страстным организатором праздничных развлечений. Критики называли Ч.Діккенса великим поэтом за легкость, с которой он владел словом, фразой, ритмом и образом, сравнивая его мастерство только с талантом Шекспира. 16 романов писателя отразили сложную эволюцию, которую он прошел в течение творческой жизни:

Романтик - мечтатель, стремившийся Правды, суровый реалист, который отразил глубокие социальные, политические, экономические проблемы Англии. Влияние его творчества испытали писатели Ф. М. Достоевский, М. В. Гоголь, И. С. Тургенев и др.

Родился Диккенс 7 февраля 1812 года в Портсмуте, английском портовом городе в семье чиновника морского ведомства. Мать Элизабет не могла гордиться благородным происхождением, поскольку ее родители были слугами в домах богатых господ. Главным правилом, своеобразным девизом семьи Діккенсів был оптимизм и стойкость в умении переносить жизненные невзгоды. А их выпало на долю семьи немало.

Через службу отца семья вынуждена была часто менять место жительства. В возрасте 2-х лет Чарльз попал в Лондон. А когда ему исполнилось 6 лет семья переехала в другой портового города Чатам, где прожила несколько лет, после чего снова вернулась в Лондон. В семье Діккенсів было 5 детей, Чарльз был вторым.

В годы раннего детства парень любил читать произведения английских писателей XVIII в., любимыми его героями были персонажи «плутовских романов» Филдинга, Смолетта и Лесажа.

Диккенс не получил классического английского образования. Свое образование он начал без всякой системы у местного священника города Чатам. Это была самая счастливая пора в его жизни, но обучение длилось недолго. Свое знакомство с жизнью начал в конторе юриста. Через 2 года оставил место и в течение некоторого времени занимался самообразованием в Библиотеке Британского музея, тогда начал изучать стенографию, желая испытать свои силы на ниве репортерства. У Диккенса был огромный тягу к знаниям, но из-за материальных проблем у него не было основательного образования. В детстве Чарльз часто болел, а его единственными друзьями были книги.

В 1822 г. отец запутался в долгах и был вынужден все продать. Семья уехала из Лондона. Чарльз остался один, чтобы закончить семестр. Отцу не удалось спасти семью от долгов, и его посадили в долговую тюрьму. Вся семья, кроме Чарльза, переселилась к почти подвального помещения. «Отец сел в тюрьму за долги и оставил семью совершенно без средств. Мне рано пришлось вступит в жизнь, с 12 лет я вынужден был зарабатывать себе на хлеб».

Двенадцатилетний Диккенс устроился работать на фабрику, где изготовляли ваксу за 6 шиллингов. Он жил сам, кормил себя и семью. Часто голодал. «Никакими словами нельзя было передать мои душевные муки. Ведь работали тогда даже дети! По 16 часов в день», - вспоминал писатель в воспоминаниях.

Позже впечатление от бедности он изложил в романах «Дэвид Копперфильд» (1840 - 1850), «Крошка Доррит» (1857), «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1836 - 1837). Всегда в произведения Диккенс вводил сцены прозябание и страдания бедняков, оказавшихся на дне общественной жизни. Кроме того, в детстве Чарльз вынужден был присматривать за младшими братьями и сестрами, чистить всем обувь, помогать по хозяйству.

Следует отметить, что художник никогда не упоминал даже перед друзьями о своем тяжелом детстве. Сообщил он об этом только в специальном письме, адресованном своему биографу (будущем). Поэтому только после смерти читатели узнали горькую правду детства Диккенса.

Семью спасла небольшое наследство бабушки и семья оставила прежнее помещение. Когда дела пошли лучше, Чарльз смог закончить школу. Его устроили учиться в «классической и коммерческой академии». Там он изучал английский, латынь, литературу, музыку, танцы, коммерческое дело. На этом его образование закончилось.

В 15 лет он стал рассыльным одной из судейских контор, впоследствии переписчиком бумаг и документов. Весной 1827 года получил место рассыльного, затем клерка в одной фирме, позже устроился в коллегию юристов. В течение трех лет Диккенс регулярно присутствовал на судебных заседаниях. Хорошо изучив обязанности репортера, получил место в газете «Зеркало парламента». Затем стал сотрудником «Утренней хроники», где работал до появления выпусков «Пиквикского клуба». История создания этого первого романа очень интересна. Начинающие издатели задумали серию рисунков, которые бы в комическом плане обыгрывали похождения спортсменов - любителей. Рисунки вместе с текстами Диккенса печатались в ежемесячных выпусках. Он представил читателю слугу, который стал любимцем публики. Это и побудило Чарльза к написанию романа. В нем царил дух веселья, скрашений немного наивной добротой мистера Пиквика.

Став парламентским стенографом и репортером (1832), Ч. Диккенс научился быстро схватывать главное, формулировать собственные мысли, мгновенно реагировать на увиденное.

В 17 лет он пережил первую любовь. Влюбился в дочь директора банка - Марию. Ей нравилось, что он писал стихи, но дочь банкира не могла связать свою жизнь с бедняком.

Карьера журналиста очень помогла Диккенсу в написании очерков и эскизов как первого этапа создания своего собственного литературно-художественного мира. Писатель дебютировал книгой «Записки Боза» (1833-1836), «маленькими зарисовкам подлинной жизни нравов», в основном жителей бедных кварталов Лондона. Однако по-настоящему его огромный талант раскрылся в первом романе - «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837), который принес ему славу. Тонкий юмор, бесконечная способность к созданию комических ситуаций и целой галереи смешных, гротескных персонажей, среди которых выделялся «причудливый и странный мистер Пиквик», чем-то похож на Дон Кихота, так же как и его друзья - «піквікісти», - все это сразу же сделало Диккенса любимцем английских читателей.

Энергия молодости буквально кипела в прозаика. Он поддерживал связи с литераторами, артистами, людьми высшего света, путешествует с публичными лекциями, редактировал журналы, играл в театрах. Такая же непоседливость оказалась и в личной жизни - ездил верхом, совершал прогулки пешком по 20 миль в день, блестяще танцевал, с удовольствием принимал участие в любительских спектаклях.

Следующие романы «Приключения Оливера Твиста» (1838), «Николас Никльби» (1839), «Лавка древностей» (1841), «Мартин Чезлвіт» (1844) и другие сделали его европейской знаменитостью.

Как известного писателя его пригласили в Америку, сподівавшись, что он прославит заокеанскую публику, но своей книгой «Американские заметки» (1842) Диккенс разочаровал своих друзей в СИНА, высказав немало неприятных слов в адрес американской демократии и особенно рабства негров.

Талант Диккенса рос, его социальный критицизм усилился: в романе «Домби и сын» (1848) он создал обобщенный образ сурового жестокого Домби. В 50-е годы в творчестве художника активно вошла социальная тема. Объектом его критики стали зашоренность юридической системы, воплощенная в Верховном Канцелярском суде («Холодный дом»), бездушная практика эксплуатации рабочих («Тяжелые времена», 1854), бюрократизм, неэффективность государственного аппарата, воплощенная в фантастическом Министерстве, главным принципом которого стал: «как не делать этого» («Крошка Доррит», 1857).

Выступив как сатирик, высмеяли некоторые стороны английской действительности, человеческий эгоизм, жадность, Диккенс - сторонник реформ, нравственного перевоспитания общества («Рождественские повести»), противник революционного насилия («Повесть о двух городах», 1859). Вера в добрых, бескорыстных людей из народа стала главной идеей его романов, написанных в последние десятилетия - «Большие надежды» (1861) и «Наш общий друг» (1864).

Чарльз Диккенс умер 9 июня 1870 г. от кровоизлияния в мозг, оставив незаконченным последний роман - «Тайна Эдвина Друда». Различными исследователями предпринимались попытки разгадать «тайну» героя, дописать это произведение. Последнюю книгу романист писал уже тяжело больным. Он это понимал, и потому спешил, надеясь, что здоровье его не подведет. В апреле - мае 1870 г., не смотря на болезнь, писатель принимал активное участие в общественной жизни страны, бывал присутствовать на обедах и приемах с публичными чтениями.

Диккенса был похоронен в Вестминстерском аббатстве рядом с другими великими людьми Англии. Англия Диккенса - это целый мир, населенный богатыми персонажами, которые принадлежали к различным социальным группам. Художественный метод писателя богатый и яркий. Юмор сочетается с сатирой, шарж с гротеском, комические описания с лирическими отступлениями, голосом писателя - проповедника. Диккенс вывел в свет галерею рельефных, сатирически очерченных образов.

 

Личная жизнь писателя

Будучи талантливым человеком, писатель не имел успеха в отношениях с женщинами: все его любовные интриги были неудачными. Не повезло ему и с женами. В 17 лет он влюбился в Мэри Біднелл, дочь банковского клерка. Но через 2 года их роман закончился, по идее, через социальное неравенство, поскольку семья Біднелл принадлежала к найзабезпеченішої семьи английской буржуазии. Расставшись, они вернули друг другу подарки и письма. Встретились снова через много лет. Диккенс увидел свою возлюбленную толстой и некрасивой.

Через некоторое время Чарльз познакомился с Кейт Хогарт, дочери журналиста. 20 лет длился брак, который не принес особого удовольствия супругам. Диккенс стремился неземного чувства, а Кейт имела мирный характер, меланхоличный. Она не сумела приспособиться к образу жизни Диккенса, не любила путешествий и дружеских вечеринок. Ее серость и ординарность бросались в глаза всем, кто посещал богатый дом писателя. Все в жизни Кейт было направлено на хозяйство и детей. За 15 лет она родила 10 детей. В некоторых биографов Диккенса можно найти его пристрастие к спиртному. Семейная жизнь была переполнена фальшью и ложью, скандалами и унижениями. С Кейт он развелся, причем развод был тяжелым.

Свою роль в разводе сыграл тот факт, что 45-летний Диккенс влюбился в 18-летнюю Эллен Тернан, дочь актеров, девушку умную, красивую и талантливую. Влюбился страстно. В Лондоне Эллен называли любовницей. Диккенс узнал, что в распространении слухов замешаны мать и сестра жены. Семейные проблемы нашли свое отражение в прессе.

Роман с Эллен продолжался 10 лет, почти до самой смерти писателя. Диккенс снимал для нее тайные квартиры в пригородах Лондона, прятал от людей. Но идеального любви не получилось. Сама Эллен, будучи зрелой женщиной, без радостей вспоминала годы, прожитые с писателем.

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ«Очерки Боза»

«Посмертные записки Пиквикского клуба»

«Приключения Оливера Твиста»

«Картины Италии»

«Американские заметки»

«Холодный дом»

«Тяжелые времена»

«Крошка Доррит»

«Повесть о 2 города»

«Большие надежды»

«Наш общий друг»

ВЕДУЩИЕ ЧЕРТЫ ТВОРЧЕСТВА

4. обращение к проблемам современности;

5. внимание к нравственной проблематике;

6. дидактизм;

7. критический пафос в сочетании с утверждением идеала;

8. ориентация на демократического читателя;

9. распространение прозаических жанров;

10. умение средствами гротеска, сатиры, юмора, иронии обрисовать иногда простые, а в основном очень сложные социальные конфликты;

11. способность воссоздать исторически правдивый, пространственно точный пейзаж и колорит;

12. существование художественной триады, присущей почти всем произведениям писателя:

12. историческая и социальная правда;

12. символ, обусловленный логикой развития и характера;

12. метафорическая эмблема, обраВНО воплощала замысел автора.

 

3. Автобиографические мотивы романов: «Приключения Оливера Твиста», «Большие надежды»

 

Роман «Приключения Оливера Твиста» - это первый «роман - воспитание» и в то же время авантюрно-приключенческий роман, где главная тема - показ одиночества ребенка в несправедливом мире.

Главный герой - безродный сирота и воспитанник рабочего дома, на долю которого выпало очень много испытаний. Мать его во время родов умерла. Сначала пьяный врач и смотрительница оставили на ночь новорожденное дитя в холодной комнате, потом на нем испытали свою «систему» миссис Май, известная тем, что из каждых 10 ее воспитанников выживало лишь двое. В рабочем доме дети одичали от голода, были жертвами системы вероломства и обмана. Ласковое слово или взгляд не согрели детства Оливера, зато палка приходского сторожа Бамбула часто гуляла на плечах 9-летнего ребенка, которая выглядела на 6 лет. На каждом этапе жизни Оливера, до встречи с мистером Браунлоу, его использовали как средство наживы. Парня обворовывали, заставляли работать, кормя блюдами, что «ими побрезговал бы и собака», заставляли совершать преступления или быть их соучастником. Сводный брат Монкс (Эдуард Ліфорд) ненавидел Оливера и чужими руками толкает его в тюрьму в погоне за наследством. Алчность и жажда денег руководили поступками Монкса и его матери.

Оливер прошел через мытарства и унижения, в которых предстояло сделать выбор между добром и злом, найти свой путь в жизни. В этом чувствительном и м'якосердому мальчику жила могучая сила непокоренного духа, которая спасла его от смерти в робітному доме. Оливер ли не единственный, кто бунтовал, твердо отстаивая право иметь полноценный обед. Окончательно до сознательного выбора между добром и злом, он дошел в притоне Федина, откуда пытался убежать. Мистер Браунлоу и семья Мейле помогли парнишке: спасли его от преступников, вернули сироте имя и наследство. Нищета не ожесточили Оливера. Он простил брату все его коварные действия и щедро поделился наследием. Он переполнен чувствами искренней благодарности к своим спасителям. В целом, можно сказать, что образ Оливера не только сентиментальный, но и идеализированный мир зла не запятнал чистоту его души.

Герою романа повезло. На своем жизненном пути он встретил сочувствующих людей, которые помогли. Своей доверчивостью они поддержали в глазах ребенка уверенность в том, что, несмотря на социальное положение, человек может быть счастливым, поверили в его силы. Из выше указанного можно сделать вывод, что образ Оливера идеальный. Его характер не изменился на протяжении романа: он не попал под влияние обстоятельств, даже находясь среди мошенников. Таким образом, социальные конфликты в романе уступили место идиллическом счастливому завершению. Искренность, сострадание к людям, намерены жертвовать собой ради них - это качества, ради которых только и стоит жить. Они есть или их нет, независимо от того, на какой социальной ступеньке находится человек. Но без них жизнь теряет смысл.

Интересной и весомой является авторская мысль в финале романа о человеческом счастье: «Без глубокой любви, доброты сердечной и благодарности к тому, чей закон - милосердие» Роман имеет счастливый конец, за что автору ругали при жизни, а особенно после смерти. Но соответствующий финал - это одна из черт философии писателя. Он считал, что литература имеет большое воспитательное значение, влияет на сознание, а счастливый финал утверждает оптимизм, радость жизни, гармонию, дает надежду на то, что человек никогда не будет одинокой.

Следовательно, в романе было отражено христианские взгляды писателя: он верил в победную силу добра. Добро и зло - два композиционные центры в романе. Добро в романе встал возвышенно идеальным, тогда как зло - хищное, маниакальное и не имеет рационального объяснения. Добро обязательно должно победить - вот надежда, которая питает воображение писателя.

Тема детства в творчестве Чарльза Диккенса раскрыла гуманистическое направления таланта писателя, утвердила добро и справедливость, осудила равнодушие общества в отношении детей-сирот. В освещении судьбы ребенка - сироты в романе «Приключения Оливера Твиста» наметились и ведущие признаки творческого метода художника:

12. Детальное внимание к нравственной проблематике.

12. Поучительный смысл произведения.

12. Умение средствами сатиры и иронии показать сложные перипетии судьбы маленького героя.

12. Гуманизм в отношении к простому человеку.

Диккенс - великий мечтатель - романтик и в жизни, и в творчестве. Он верил, что с помощью проповеди добра, правды и красоты можно сделать мир лучше. Вера в маленького человека еще раз убедительно показала большой гуманизм автора.

В романе «Большие надежды» Диккенс рассказал историю жизни и крушения надежд молодого человека - Филиппа Пірріпа, которого в детстве прозвали «Пипом». Деньги, окрашенные кровью и связанные с преступлением, как убедился Поп, не могли принести счастья. Крах надежд обоснованный автором глубоко. Дело не только в том, что тайным заместителем Пипа стал беглец - каторжанин Мэгвич. Причины несчастий и разочарований героя связаны со всем образом жизни «цветущей доброй Англии». Писатель высмеивал официальный оптимизм.

Жизнь столкнула Пипа с несправедливостью и горем. Пытаясь стать «настоящим джентльменом» и проникнуть в мир джентльменов, Пип убедился в связи этого мира с миром преступников. Общество джентльменов, среди которых оказался Поп, все эти Компесони, Драмли, Покети, - преступное и антигуманное по своей сути общество. Оно калечило людей, ломала их судьбы. Так произошло с Мегвічем. Деньги не принесли счастья Стелле.

Проблематика романа «Большие надежды» во многом близка роману «Наш общий друг»: выявление истинных ценностей жизни, соотнесенных с «ценностями» желанными - богатством, вельможністю, положением в обществе. Общий тон романа печальный. Но веру в людей Диккенс сохранил до конца жизни.

Морально-эстетический идеал Диккенса воплощенный в образах обычных людей - сельского кузнеца Джо Гарджери, Бидди, Герберта Покета. Жизнь и взгляды Джо - это своеобразная жизненная программа, которую проповедовал Диккенс. Джо видит смысл жизни в работе, которая приносила ему радость; он был убежден, что только правдой можно добиться своего, а «несправедливостью никогда ничего не добьешься»; он хотел быть самим собой, быть верным своим убеждениям и мечтал о единении всех простых людей: «...оно, пожалуй, и лучше было бы, если бы обычные люди, то есть кто простой и бедный, так бы и держались друг друга». Любимые герои Диккенса обрели счастье в семейном уюте и мирном труде. Но верил ли сам Диккенс в те годы в возможность такого идиллического счастья? Глубоким прискорбием охвачены страницы «Больших надежд», тихая печаль определила тональность заключительных страниц романа.

 

4. Сборник «Рождественские рассказы» - рассказ о духовном перерождении героев

 

К созданию этих повестей Диккенс приступил уже зрелым писателем - они писались в 40-х годах XIX ст., то есть во втором десятилетии его творческой деятельности.

К моменту выхода первой из них («Рождественская песня в прозе», 1843), Диккенс пользовался популярностью в мире.

Рождественский цикл включает 5 повестей:

«Рождественские песни в прозе» (1843).

«Колокола» (1844).

«Сверчок за очагом» (1845).

«Битва жизни» (1846).

«Одержимый» (1848).

Диккенс любил рождественские праздники. Он видел в них выражение не столько религиозных чувств народа, сколько его природной доброты и жизнелюбия: «Это радостные дни - дни милосердия, доброты, всепрощения. Это единственные дни во всем календаре, когда люди, словно по молчаливому соглашению, свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних - даже в неимущих и обездоленных - таких же людей, как они сами...»

Писатель воспринимал Рождество как праздник домашнего очага, любил он традиционный ритуал этих праздников - веселые игры и танцы после ужина с обязательной индейкой и пудингом. Как раз поэтому обращение к рождественской тематики оказалось для Диккенса настолько естественным и продуктивным. Ибо уже в «Посмертных записках Пиквикского клуба» была «Веселая рождественская глава».

«Рождественские повести» были задуманы как своего рода социальная проповедь. Писатель был возмущен жестокостью и нелюдимостью «закона о бедных», принятой американским парламентом в 1834 г., и он сначала вызвал у писателя желание прямо в публицистической форме выступить на защиту детей бедняков. Но через несколько дней Диккенс отказался от первоначального замысла - он решил обратиться к американскому народу в форме художественного повествования.

ОСОБЕННОСТИ ЧАСТЕЙ «РОЖДЕСТВЕНСКИХ ПОВЕСТЕЙ»

«Рождественская песня в прозе»

(подзаголовок «Праздничное рассказ с привидениями»)

- Диккенс назвал главы «строфами».

- Реальные бытовые картины 1-й и 5-й, заключительной, глав, как кольцом охватили три центральные главы, наполненные фантастическими образами и видениями.

- Центральный персонаж - Скрудж

«Колокола»

(«Повесть о Духах церковных часов»)

- Диккенс нанес удар буржуаВНОй жестокости и лицемерию.

- Действие произведения развернулась в Новогоднюю Ночь.

- Главный герой - Тебе Век

«Сверчка за очагом»

- Действие произведения не имела прямого отношения к рождественским праздникам.

- Использование символики.

- Два противоположные герои: Джон Пірібінчя, который любил свою семью, и фабрикант Теклтон

«Битва жизни»

- Присутствие автобиографических мотивов.

- Речь шла о жертвенной сестринскую любовь

«Одержимый»

- Возвращение в типичных рождественских повестей с привидениями и происшествиями

«Рождественская песня в прозе»

Центральный персонаж Скрудж - это буржуазный монстр, человек без сердца, совершенно равнодушна к своих близких и родных. И внешне он вызвал сразу - его лицо было покрыто старыми морщинами, крючковатый нос заострился, даже голос казался настолько ледяной, что замораживал все вокруг.

Действие произведения происходила накануне Святого вечера. Скрудж неохотно отпустил своего служащего на Праздничный день, грубо отказал племяннику прийти на обед, посоветовал двум джентльменам, которые пришли к нему за пожертвованиями для бедных, построить побольше тюрем и рабочих домов, а затем отправился домой.

Скрудж лег спать в холодную постель, ночью его преследовали тревожные сновидения - скучные страницы прошлого, настоящего и будущего жизни, которое завершилось на кладбище, возле поросшей травой могилы. Эта ночь была полна моральных потрясений для Скруджа. Его посетили три духи. Первый из них вернул его в прошлое. Он снова увидел себя жалким, несчастным мальчишкой. Второй дух понес его в комнату своего клерка Боба и он слышал, как Боб и вся его родня, поднимая бокалы, пили за здоровье Скруджа. И такую любовь он неожиданно почувствовал к всех тех, кто собрался за столом, и жалость к маленького Тима, который, судя по его нездоровье, не дожил бы до следующего Святого вечера, что на глаза наворачивались слезы.

И дух понес его, и вот он уже в комнате своего племянника и снова услышит, как пьют за его здоровье. Оказавшись снова в постели, открыв глаза, увидел третьего духа.

Этот дух молча нес его в будущее. Он пролетал над Лондоном, ветер донес до него отдельные фразы, отрывки предложений: кто-то умер, человек, не стоит ни малейшего сожаления. Всем было интересно, кто же унаследовал несметные богатства покойного.

И долго Скрудж допытывался у Духа, мог бы он изменить свое будущее, если бы стал другим человеком, совсем не похожей на ту, которой он, увы, был. Но призрак упрямо молчал. А потом, вдруг прищурившись, обернулся на реВНОе спинку кровати. Да, это был лишь сон.

И Скрудж проснулся, и произошло чудо. Он стал совсем другим человеком - добрым, благородным, с открытым для всех сердцем.

В этом произведении раскрыта пагубное влияние на ряд законов буржуаВНОго накопления, непосредственным следствием чего, по мнению Диккенса, был безудержный эгоизм.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите и дайте общую характеристику английской литературы эпохи реализма.

2. Какую сложную эволюцию прошел Ч. Диккенс на протяжении своей творческой жизни?

3. Почему Ч. Диккенс в свои произведения вводил сцены прозябание и страдания бедняков, которые оказались на дне общественной жизни?

4. В каких романах писателя являются ощутимыми автобиографические мотивы? Охарактеризуйте один из таких романов.