ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Зарубежная литература 8 класс

ЧЕЛОВЕК И его МИР В ДРЕВНИХ ЛИТЕРАТУРАХ

 

ЭЛЛИНСКИЙ ТЕАТР

 

Из всего достояния эллинов трагедия найпіднесеніша и смелая.

А. Боннар, французский исследователь

Театральные представления в Элладе были связаны с праздниками в честь «умирающего и воскресающего» бога плодородия и виноградарства Диониса - Діонісіями. Эти праздники состояли из двух противоположных по настроению частей: мрачной и радостной. «Смерть/исчеВНОвение» бога связывали с наступлением бесплодной зимы, а его «воскрешение/возврат» - с приходом плодородной весны. Соответственно и театральные представления состояли из двух этапов: сначала глубокий траур по умершим богом (мрачная тональность трагедии), а потом безудержные радости по поводу его воскресения (веселье комедии).

Слово трагедия (от греч. tragos - козел, ode песня) буквально означает «цап'яча песня». Существует несколько версий его происхождения. Предполагают, что первоначально слово «трагедия» означало песни хора на Дионисиях. Он состоял из свиты Диониса - сатиров, людей, одетых в шкуры козлов, с привязанными цап'ячими копытами и бородами. Через такую «цап'ячу» внешность их иногда называли просто козлами, а их песни - «трагедиями» («песнями козлов»). Кое-кто считает, что во время Дионисий козла приносили в жертву пением ритуальных песен, которые и назывались трагедиями (песня, которую поют возле жертвенного козла). Впоследствии название распространилось на драматическое произведение, где изображены острые конфликты, которые чаще всего заканчиваются гибелью героев. Позже острота (трагичность) этих конфликтов обусловила возникновение современного значения слова «трагедия» - большое несчастье, важное событие с большими потерями.

Вторая часть Дионисий, наоборот, была неудержимо веселой: бог плодородия должен был убедиться, что люди нетерпеливо ждали его возвращения, чтобы вознаградить их богатым урожаем. Поэтому тот, кто только что лил горькие слезы, вдруг начинал проявлять безграничную радость: танцевать, шутить, петь песни, но уже других, шутливо-веселых. Этот буйный толпа назывался «комосом», а его песни - «комедиями» (букв, «песнями веселого толпы»), отсюда впоследствии комедия - драматическое произведение с веселым, смешным или сатирическим сюжетом. А уже потом слово «комедия» приобрело значение «забавный случай, что-нибудь смешное».

Самыми известными в Элладе были Большие которые праздновались ранней весной. Спектакли шли в течение четырех дней, по 8-9 часов ежедневно. Первые три дня соревновались авторы трагедий, на четвертый день - авторы комедий. Постановки проходили под открытым небом, чаще всего там, где образовывался естественный амфитеатр. В Афинах театр Диониса находился на юго-восточном склоне Акрополя и вмещал одновременно 17 тысяч человек, которые сидели на специальных зрительских местах - театронос (отсюда - театр). Через огромные размеры театра, что напоминал стадион, актеры были вынуждены увеличивать свою телосложение: носили длинные одежды, высоченные головные уборы, делали очень высокие прически, узували котурны - башмаки на высоких (до 20 см) подошвах, одевали большие маски с приспособлениями (вроде мегафонов) для усиления звучания голоса. В таких «доспехах» было трудно двигаться, про мимику, изменение выражения лица вообще не шла. Поэтому особое значение приобретали голос, жесты и интонация актеров.

 

Дионисии. Античный кілік. VI в. до н. э.

 

Судьбы действующих лиц в трагедиях иногда приобретали неожиданного поворота, который назывался перипетією. Так, перипетією было неожиданное освобождение Зевсом Прометея, который тысячи лет страдал прикован к скале. А перипетия, которая приводила к кризисного состояния действия или судьбы персонажа, называлась катастрофой. Так, катастрофой является то момент трагедии Софокла, когда оказалось, что Антигона уже мертва. Впоследствии этот прием использовал и В. Шекспир в трагедии «Гамлет» - это обличение короля Клавдия с помощью игры странствующих актеров, которая получила название «мышеловка».

Спектакль начинался выходом хора на площадку - орхестру (отсюда - оркестр). Вступительная часть трагедии называлась прологом (передним словом). Дальше пение хора чередовался с движениями, монологами и диалогами актеров, назывались епісодіями (отсюда - эпизод). Произнеся свою очередную речь, актер уходил с площадки, и хор, оставшись сам, выполнял стасим (стоячая песня). Обычно в трагедии хор выступал с тремя стасимами, которые симметрично делились на строфы и антистрофи. В афинском театре Диониса в центре орхестры стоял бюст Диониса. Песня хора во время движения вокруг него с правой стороны орхестры к левому называлась строфой (греч. strophe - водоворот, кружение); а во время обратного движения - антистрофою. Между выходами на орхестру актеры переодевались меняли маски в специальном помещении - скене (отсюда - сцена). Скене впоследствии стали использовать и как театральную декорацию, на ней рисовали, например, колонны храма или дерева - то, что соответствовало содержанию трагедии. Поэтому современный театр обязана эллинам не только сроками, но и техникой и реквизитом.

Трагедия достигла расцвета в Афинах в V в. до н. э. тогда она считалась самым высоким среди литературных жанров. На этот период приходится творчество трех великих трагіків: Эсхила, Софокла, Еврипида, а также комедиографа Аристофана. Уже сам перечень этих славных имен является свидетельством того, что они творили в золотую сутки - период наивысшего расцвета эллинской литературы.