СТЕНДАЛЬ (Анри Мари Бейль) (1783-1842)
РОМАН «КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ» - ШИРОКАЯ ПАНОРАМА ЖИЗНИ ФРАНЦИИ ПЕРИОДА РЕСТАВРАЦИИ
Панорама французского общества эпохи Реставрации: Безансон
Возможно, эти черты присущи лишь глубокой провинции Франции эпохи Реставрации, а в больших городах моральная атмосфера есть другой? Возможно, там живут духовнее люди и среди них больше энтузиастов, а меньше обывателей введено?
Переехав в значительно большего города Безансона, Жульен Сорель стал семинаристом и снова увидел интриги, зависть и шпионаж. Чего стоит хотя бы факт копание в его чемодане, когда доносчики нашли там карту с запиской Аманды Бине. А вопрос экзаменатора к Жюльену о творчестве Горация стало причиной того, что его, талантливого ученика, было отвергнуто аж на 198 место по рейтингу: «Екзаменаторова подвох даже в семинарии всем показалась подлой, но это не помешало ловкому аббату де Фрілеру поставить своей властной рукой напротив фамилии Жульена № 198. Где Фрілер с наслаждением делал эту неприятность своему врагу, янсеністові Пірару». Так где Фрілер отомстил своему врагу Пірарові, это была их война. Однако Сорель же здесь ни к чему! Разве справедливо ставить знаючій человеку низкую оценку? К тому же это происходит в духовной семинарии, которая должна быть не только центром духовности, но и готовить духовных пастырей! Следовательно, и здесь ложь и лицемерие, да еще и под прикрытием сутаны священника. Настоящие «тартюфи XIX вв».
Семинаристам также присуща жажда денег и накопления материальных ценностей. Добросовестно повторяя библейские постулаты о том, что скорее верблюд пройдет сквозь игольное ушко, чем богатый попадет в Царствие Небесное, они молятся «золотому тельцу». Ярким примером этого является случай, когда Жульенов друг Фуке (его образ едва очерчен, он является несколько идеализированным, но чрезвычайно привлекательным) сделал подарок семинарии: «Фуке пришло в голову прислать в семинарию от имени Жульє - новых родителей оленя и кабана. Туши положили на проходе между кухней и трапеВНОй. Там, идя обедать, и увидели их все семинаристы... Подарок Фуке, что ставил Жульєнову семью на почетное место в обществе, нанес смертельный удар зависти семинаристов. Жюльен приобрел право на превосходство, освященную благосостоянием». Итак, как в Вер'єрі, так и в Безансоне обычно больше уважали деньги, чем людей.
Кроме того, в семинарии исповедовали культ слепого повиновения власти, а способности, интеллект и способность мыслить самостоятельно не только не ценились, а осуждались: «По мнению семинаристов, он (Жульен. - Авт.) провинился в самом ужасном грехе: он мыслил, рассуждал сам, вместо того, чтобы слепо подчиняться авторитету».