СТЕНДАЛЬ (Анри Мари Бейль) (1783-1842)
РОМАН «КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ» - ШИРОКАЯ ПАНОРАМА ЖИЗНИ ФРАНЦИИ ПЕРИОДА РЕСТАВРАЦИИ
Панорама французского общества эпохи Реставрации: Верьер
Тихо, неспешно, словно медленная мутная река летом, течет жизнь в провинции. Здесь есть свои водовороты и подводные камни, жертвы и хищники, но все это какое-то по-провинциальному приглушенное и медленное, не такое прозрачное и молниеносное, как в столице. Вот в тени деревьев появляется фигура человека, олицетворяющего власть маленького провинциального французского городка Вер'єра. Если кто-то подойдет ближе, то «встретит высокого мужчину, на вид почтенного и озабоченного. Увидев его, жители городка спешно сбрасывают шляпы. Он кавалер нескольких орденов. Одевается этот человек всегда в серое. У него уже сивувате волосы, высокий лоб, орлиный нос и в целом довольно правильные черты лица. На первый взгляд, достоинство сельского мэра в нем сочетается с той радостью, что бывает свойственна человеку под пятьдесят лет... в конце концов, чувствуется, что все таланты этого человека не достигают свыше умение решительно требовать платы от своих должников и как можно дольше не платить своих долгов. Такой мэр Вер'єра господин де Реналь». Автор изображает не столько внешний, сколько психологически-личностный портрет представителя тогдашней провинциальной французской верхушки буквально несколькими штрихами, с помощью слов «самодовольство», «высокомерие», «посредственность» и «ограниченность». А еще отмечает его склонность к жизни с двойными стандартами: требуя уплаты долгов от других, не платить их самому.
А вокруг буйствует роскошная природа юга Франции. Кажется, в таком месте человеческое сердце не может быть злым и равнодушным, потому что человек - это составная часть природы, а следовательно, и красоты. Все это, казалось бы, так и есть, но только тогда, когда жители Вер'єра получают деньги от туристов, привлеченных этой естественной красотой, когда она становится товаром: «Давать прибыль - вот что управляет всем в этом городке, которое показалось вам таким хорошим. Новому человеку, который попадает сюда очарована красотой и свежестью окрестных долин, сначала кажется, что жители его чувствительные к красоте; ведь они так часто упоминают в разговорах о красоте своего края: нельзя отрицать, они им дорожат, но тіїьки том, что он привлекает чужаков, чьи деньги обогащают владельцев отелей, а это, через городские налоги, дает прибыль городу».
Возможно, все не так плохо, и жители Вер'єра видят какие-то положительные черты в своей жизни? Возможно, есть что-то хорошее, скрытое от глаза «чужаков»? Например, одна из главных героинь романа, жена мэра, г-жа де Реналь, так относилась к мужчинам (особенно к властной верхушки Вер'єра): «Грубость и самая грубая бесчувственность ко всему, кроме денег, карьеры и орденов, слепая ненависть ко всякой мысли, что противоречит их интересам, - все это казалось ей таким свойственным для представителей мужского пола». Снова короткие, но значимые штрихи: «грубость», «бездушие», «слепая ненависть» к инакомыслию в сочетании со стремлением денег, карьеры и орденов - вот обобщенный портрет руководства Вер'єра.
«Равенство всех людей от рождения»: мечты и реальность
XIX в. окончательно утвердило власть буржуазии (капитализм) в большинстве европейских стран. Аристократия сходила со сцены. Однако этот процесс не был и не мог быть безболезненным, поскольку ломался порядок, устоявшийся веками. Кое-кто из исследователей считает, что агрессивное неприятие романтизмом доктрины классицизма и особенно Просвещения имело не только эстетическое, но и идеологическую подоплеку. Ведь герой литературы романтизма - преимущественно одиночка, который ставит себя «выше над окружения» (И. Франко), над толпой. То есть он ведет себя как настоящий аристократ. А рафинированные, хорошо образованные аристократы основном относились к невоспитанных буржуа с подчеркнутым или скрытым презрением. Они не хотели признавать за равных с собой каких-то мещан, буржуа, а тем более крестьян. Итак, «равенство всех людей от рождения» была тогда скорее декларацией, чем реальностью.
А. Дюбоше. Иллюстрации к роману Стендаля «Красное и черное». 1884 г.
Следовательно, если в почете были только дворянские титулы и деньги, то как плебей Жюльен Сорель, который не имел ни того, ни того, попал в дом напыщенного мэра Вер'єра? Ведь пригласить сына плотника быть гувернером своих детей - это самое настоящее унижение для такого откровенного чванька, каким был господин де Реналь. Оказывается, что своим первым карьерным успехом Сорель обязан... дорогим нормандским лошадям господина де Вально, другого вер'єрського чиновника и конкурента господина де Реналя. Соперничество этих двух людей - ярмарка тщеславия, поэтому на новый экипаж господина де Вально господин де Реналь «ответил» гувернером для своих трех сыновей: «Я непременно хочу взять к себе в дом Сореля, сына лесопильщика, - сказал господин де Реналь, - чтобы ухаживал детей, потому что они становятся слишком шаловливые. Он молодой священник или готовится им стать, хорошо знает латынь и заставит детей учиться, у него, как говорил кюре, твердая удача. Я ему заплачу триста франков на наших харчах. Конечно, мне бы никогда и в голову не пришло взять к детям тесляревого сына; но... Вально очень гордится парой нормандских лошадей, которых он недавно купил для своей коляски. Однако у его детей нет гувернера». Следовательно, и здесь тщеславие, зависть и гордыня. Господин де Реналь не может избавиться от этих качеств, даже когда речь идет об образовании собственных детей. Если к этому добавить уже упомянутую страсть к обогащению, орденов и карьеры, ненависть к инакомыслию, то получим не слишком приемлемое изображение обычаев и нравов французского провинциального городка эпохи Реставрации. Попутно заметим, что этот «портрет» очень напоминает черты обывателей введено, а особенно руководящей верхушки княжества Керепес из повести-сказки Э. Т. А. Гофмана «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер». Однако в художественном плане от романтической сказки не осталось ничего - ее заменил реалистичный описание, выдумка изменилась на «правду, суровую правду!».
Однако вернемся к главному герою и его судьбе. В жизни бывает так, что единственным прибежищем человека остается семья. Какими же были отношения в семье Сорелів? Отец ненавидит сына за то, что тот не похож на своих старших братьев, что читает противную книжку, а это уже раздражает «ожесточенного и грубого крестьянина». И даже перед казнью сына он не подбадривает, а ругает его и приходит в себя лишь тогда, когда Жюльен обещает отписать братьям и ему свое наследство. Следовательно, и в семейных отношениях решающими являются не любовь, уважение и тепло семейного уюта, а деньги.