ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

Фредерик Стендаль 1783 - 1842

 

Открытая книга

РОМАН «КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ»

 

Особенности поэтики и стиля романа

 

В раскрытии всех тех процессов и перипетий, которые происходят в душе Жюльена Сореля, с особой отчетливостью проявился психологизм Стендаля, что достиг необыкновенной тонкости и проницательности. И именно психологизм является фундаментальной чертой поэтики романа «Красное и черное».

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ СПРАВКА

Психологизм - художественное воспроизведение внутреннего мира человека, его эмоций, мыслей, внутренней борьбы и т.д. В литературе известны два основных вида психологизма - объективный и субъективный, в зависимости от точек, с которых ведется в произведении повествование, - внешней, объективной, внутренней, субъективной. Соответственно в первом случае повествование ведется от третьего лица, а во втором - от первой, здесь субъект действия и рассказчик сливаются. Доминирующим средством объективного психологизма является психологический анализ, то есть аналитическое авторское воспроизведение процессов, происходящих во внутреннем мире персонажей, в их духовном и душевном жизни, в сознании и подсознании. Именно к этому типу психологизма прибегал Стендаль.

Роман Стендаля «Красное и черное» является одним из самых ярких и характерных произведений объективного психологизма. В его художественной структуре выделяются два уровня: развертывание действия, рассказ о намерения и поступки героя, отношения с другими персонажами, его коллизии и конфликты и параллельно с этим - голос автора, который анализирует и объясняет все то, что происходит с героем, раскрывает причины и мотивацию его действий. Так, письмо Матильды к отцу, в котором она сообщает о венчании с Жульеном, заставляет маркиза де ла Моля наконец принять решение. И тут сразу вступает в свои права автор: «В этих исключительных обстоятельствах властно подали голос все самые значительные черты его характера, выкованные великими потрясениями, что он пережил в молодости, тяготы эмиграции сделали его фантазером... Однако та же воображение, что уберегла его душу от пагубного яда золота, сделала его жертвой безумной страсти - добиться для дочери любой ценой титула герцогини» .

Далее представлен развернутый внутренний монолог маркиза де ла Моля, содержащий тонкий всесторонний анализ характера Жульена: «Нет, нет у него гибкости и хитрости какого-нибудь пронири, который не упустит ни удобной минуты, ни благоприятного случая. А с другой стороны - я вижу, что он руководствуется вовсе не высокими правилами. Для меня это что-то непонятное... Какая-то семинарская мелкая душа чувствует себя неудовлетворенной только от того, что не имеет денег и жизненных благ. У него совсем другое: он ни за что не позволит, чтобы его презирали».

В своем романе Стендаль часто прибегает к внутреннему монологу в форме, заимствованной из классической драматургии (где он, по сценической природой драмы, озвучивается). Следовательно присущ драматизм произведения адекватно выражается во внутренних монологах и диалогах героя, нередко с воображаемыми оппонентами.

Роман «Красное и черное» нельзя назвать безсюжетным или с ослабленной сюжетностью, наоборот, здесь имеем напряженный и динамичный сюжет с драматическими коллизиями и событиями, крутыми поворотами действия, наконец, с финальной катастрофой. Однако острый и захватывающий сюжет не является для Стендаля самоцелью. Он подчиняется задаче раскрыть внутренний мир и судьбу главного героя, связаны с внешними факторами, с конкретикой общественно-исторического момента, который тоже поддается анализу.

Еще одной определяющей чертой романа является динамичность повествования. Она вытекает из характера деятельного и честолюбивого главного героя, что вступил в поединок с эпохой и обществом. Жульен много думает и анализирует, но это не тормозит развитие действия. Его размышления и анализы введены автором в поток внешней и внутренней действия, выражением которой они выступают, а потому не выпадают из общего ритма повествования. В «Красном и черном» Стендаль последовательно придерживался девиза «Роман творится действием» и избегал развернутых описаний и подробных статических характеристик, несовместимых с этой установкой. Такая особенность стиля проявляется и на языковом уровне произведения, в том, что частотность глаголов, то есть слов, передающих именно действие, почти равна частотности существительных. А это нечасто наблюдается в романистике (например, в романе Бальзака «Отец Горио» существительных вдвое больше, чем глаголов). Характерной особенностью синтаксиса «Красного и черного» является то, что автор здесь отдает предпочтение коротким «энергичным» предложением, насыщенным напряжением и движением.

На последок стоит отметить, что роман «Красное и черное» не был воспринят современниками Стендаля и послужил причиной недоразумений с автором. Лишь небольшой круг читателей во Франции и за ее пределами, среди которых были Бальзак и Гете, смогли понять и высоко оценить это произведение. Однако в конце XIX в. интерес к роману начал расти, а в XX в. «Красное и черное» справедливо признали одним из лучших романов во французской и мировой литературах.

 

Кадр из фильма «Красное и черное» (режиссер С. Герасимов, 1976 г.)