Фредерик Стендаль 1783 - 1842
Открытая книга
РОМАН «КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ»
Женские образы романа
Интересными и своеобразными являются образы мадам де Реналь и Матильды де ла Моль. В морально-психологическом плане романа они выступают теми полюсами, между которыми промелькнуло короткое жизни Жульена Сореля. Именно любовь этих двух женщин отражает разные грани характера героя. Объединяет эти непохожие между собой «романы» лишь то, что оба они начинались как тактический ход со стороны Жульена, а со временем превращались в настоящую пылкую страсть, от которой у него вылетала из головы вся... честолюбивый бред, и он становился просто самим собой». В создании женских образов автор использовал изложенную ранее в специальном трактате теорию любви, его видов и «кристалізацій» в разные эпохи и в разных социальных средах.
Мадам де Реналь - молодая женщина из провинциальной аристократии, искренняя и непосредственная, с врожденным чувством отвращения к всего низменного и пошлого, способна на глубокое и самоотверженное чувство. Разочаровавшись в мужчине, она отказалась от личного счастья и посвятила свою жизнь детям и Богу. Однако встреча с Жульеном пробудила в ней «любовь-страсть, самую высокую и благородную форму любви, доступную лишь тем, кому чужды корысть и честолюбие, лицемерие и эгоизм». Это чувство приносит героини не только счастье, но и тяжкие душевные муки, и даже после того, как возлюбленный едва не лишил ее жизни, женщина старается стать ему опорой и отрадой в страшные дни ожидания приговора. Когда Жульена не стало, «она не делала попыток покончить с собой, но через три дня после казни умерла, обняв своих детей» - этими словами заканчивается роман.
Матильда де ла Моль принадлежит к верхушке столичной аристократии и, что не менее важно, к эпохе романтизма, пик которой во Франции приходится на 20-30-е годы XIX в. Можно сказать, что она олицетворяет романтический индивидуализм и романтические фантастические представления в специфическом женско - аристократическом контексте. Внимание Матильды, что презирает бесхарактерных молодых аристократов, привлекает простолюдин Сорель. Ее чувство к Жюльену, что начинается как «чувства» от головы " и питается преимущественно честолюбием и тщеславием, со временем существенно не меняется - она горда тем, что, решившись на связь и брак с сыном крестьянина, совершила то, на что не способна ни одна женщина из ее среды.
Кадр из фильма «Красное и черное» (режиссер К. Отан-Лора, 1954 г.)
Когда Сорель попадает в тюрьму, Матильда начинает яростную борьбу за его спасение, но «среди всех тяжких волнений и страхов за жизнь любимого, которого она не собиралась пережить, Жульен угадывал в ней постоянную потребность поразить мир своей необыкновенной любовью, величием своих действий». Он чувствовал, что «тщеславная душа Матильды постоянно нуждалась в аудитории, зрителей». И после казни любимого Матильда действует в своем стиле: следуя королеву Маргариту Наваррську, которая собственноручно похоронила отрубленную голову своего любовника Бонифация де ла Моля (предка Матильды, живший в XVI в.), она собирается похоронить голову Жульена на вершине горы в его родном крае.
По мере того как честолюбие в душе Жульена угасало, он отдалялся от Матильды и возвращался к мадам де Реналь, любовь к ней возрождалась и снова заполняла его. Герой признается себе, что никогда не чувствовал себя таким счастливым, как во время свиданий с этой женщиной в тюрьме в последние недели своей жизни.