ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 2-4 классы

2 КЛАСС

 

НЕ СТОМЛЮЙСЯ ДЕЛАТЬ ДОБРО

 

Урок 14

Тема. Вожена Немцова «Властелин времени» (чешская сказка)

 

Цель: формировать у учащихся представление о личности чешской писательницы Божены Немцовой; совершенствовать умение выделять в произведении главную мысль, характеризовать действующих лиц; развивать навыки выразительного чтения, умение обосновывать собственное мнение, осознавать правильное поведение человека в отношениях с природой; воспитывать внимательность.

Оборудование: карта Европы; Государственный Флаг Чехии; воображаемая клавиатура; учебник; рабочая тетрадь.

ХОД УРОКА

И. Актуализация опорных знаний

1. Подготовка к чтению

- Прочитайте правильно слова.

Прелихий, двенадцать, бедняга, бедняга, исчез, легкий.

- Вставьте пропущенные буквы

Ст_рш_й, м_л_дш_й

>> Упражнение «Набери слова»

- Наберите слова: времени, обладатель. (Ученик представляет себя за компьютером и набирает слова на воображаемой клавиатуре.)

 

 

- Составьте из этих слов предложения. Это название произведения, с которым мы познакомимся сегодня на уроке.

- Расшифруйте фамилию автора.

авоцмєНанежоБ

- Прочитайте о жизненный и творческий путь писательницы. (Ученик с высокой техникой чтения может читать для всего класса.)

- Сложно найти в Чехии мальчика или девочку, которые бы не знали «Золотой книги сказок» и «Серебряной книги сказок». Эти большие по объему, с красивыми, красочными рисунками издание принадлежат сегодня к любимейших сборников сказок ваших зарубежных сверстников. Эти сказки написала выдающаяся чешская писательница Божена Немцова. (На карту Европы вывешиваю Государственный Флаг Чехии.)

- Родилась она в 1820 году в Вене - столице Австрии, к которой долгое время входила и Чехия. Настоящее имя писательницы было Барбара. Отец у нее был немец, мать - чешка.

Оба служили в богатой графини, которая, утомившись от бесконечных развлекательных путешествий, любила отдохнуть в своем имении в Ратиборжицях. Имение лежал в живописной долине, и здесь, среди великолепной чешской природы, прошло детство будущей писательницы. Барбару воспитала бабушка, простая и мудрая женщина из народа. Бабушка прививала ей любовь к сельских людей, к чешскому языку, рассказывала о славном прошлом чехов, пела народных песен. И конечно же, от нее маленькая Барушка, как называли девочку, впервые услышала и запомнила уйму народных сказок. Барушка очень любила бабушку и не забывала о ней всю жизнь. Она говорила, что бабушка всегда предстает перед ней «яркая, прекрасная, как образ простой, искренней любви к отчизне».

Позже, став писательницей, она посвятит ей большую повесть «Бабушка» - свое лучшее и самое известное произведение.

Во времена, когда жила Вожена Немцова, у многих девушек не было возможности поступить даже в гимназии. Начальная школа и курсы рукоделия - вот и все, что удалось закончить писательницы. Но еще с детства она любила читать и никогда не расставалась с книжкой. Всю жизнь она стремилась к знаниям, училась самостоятельно и сумела стать одной из самых образованных представителей своей эпохи.

Живут и будут жить вечно произведения Божены Немцовой. Не одно поколение будет читать эти мудрые, интересные сказки, будет учиться человечности и доброты, ценить радостную, счастливую жизнь.

 

II. Мотивация учебной деятельности

- Сегодня мы будем работать над сказкой, которая поможет заглянуть в гости к повелителю времени.

- Как вы понимаете название сказки и о чем пойдет речь в ней?

- Прочитайте еще раз имя автора сказки. Как мы называем такую сказку? (Литературная, или авторская)

- Прочитайте слово, записанное на доске, и подберите к нему антоним.

• Искренний - ... (ненасытный, скупой и др.).

- Итак, читая сказку, мы должны обратить внимание, кому присущи такие черты характера.

 

III. Восприятия и усвоения материала урока.

1. Словарная работа

Честный

лихой

нужды

несправедливый

ничтожество

жадный

бедняга

скупой

бедняга

завистливый

лохмотья

дука

благодарен

плохой

Чтение за учителем отдельными учащимися вполголоса, хором, с раВНОй силой интонирования.

2. Физкультминутка

Шел дед в лес утром по грибы.

А вокруг него высокие дубы.

Птичка между ветвями вверху лета,

Вот бы деду скинут хоть немного лета.

Дед траву раздвинет, грибов наберет,

В плетеную корзину ровненько составит.

Баба сварит уху ранней поры,

А дед наздирає для козы коры.

Будет бабе с дедом молоко парное,

Может, когда на днях внучка заглянет.

3. Работа над текстом сказки

1) Чтение сказки учителем, учениками, хорошо читают.

2) Обсуждение прочитанного.

- Какая беда случилась с младшим братом?

- Почему ему не помог старший?

- Как повел себя младший брат на Стеклянной горе? Которую нрав он имел?

- Что ему помогло разбогатеть?

- Почему он признался старшему брату, откуда у него деньги?

- Расскажите о встрече старшего брата с Властелином Времени.

- За что его наказали?

- Чему учит эта сказка?

3) Повторное чтение сказки.

• « Цепочкой »;

• «Волки - зайцы»;

• « Небо - земля ».

 

IV. Закрепление изученного материала

1. Игра «Хорошо и плохо» (работа в тетрадях)

- Какими же были братья? Ваша задача - заполнить таблицу, где следует отметить черты братьев.

 

Младший

Старший

 

 

 

 

 

 

 

- Каким же был старший брат?

- А каким был младший брат?

Дети дают полный ответ-вывод по методу «Пресс».

- Я думаю, что старший брат был...

- Потому что...

- Например...

- Значит, поэтому я и считаю...

- Как бороться со злом?

- Правильно сделал Властелин Времени?

- Вспомните сказку «Двенадцать месяцев». Что сделали месяца с ненасытными мачехой и ее дочкой?

 

V. Итог урока

- Чему вас учит эта сказка?

- Помогли бы вы младшему брату?

Итак:

Зло ничего не дает кроме зла, умей прощать, как прощает мать.

За добро добром спеши воздать, мудрость всегда была доброй (Г. Луков).

 

VI. Домашнее задание

Научиться выразительно читать сказку, рассказывать ее.

Продолжите сказку: «И дал старший брат младшему пару волов, сто золотых монет и...».

Для тех, кто любит читать

• Сказка Бы. Немцовой «Мудрый золотарь».