ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 2-4 классы

2 КЛАСС

 

НЕ СТОМЛЮЙСЯ ДЕЛАТЬ ДОБРО

 

Урок 13

Тема. Захариас Топелиус «Солнечный луч в ноябре» (финская сказка)

 

Цель: ознакомить учеников с жизненным и творческим путем финского писателя; учить высказывать свои соображения относительно возможного развития событий, воспроизводить сказку по рисунку; развивать скорость и темп чтения; воспитывать чувство доброты, взаимопомощи, человечности.

Оборудование: карта Европы, Государственный Флаг Финляндии, выставка книг; учебник; рабочая тетрадь.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Сообщение темы и цели урока

- Легко ли быть писателем? Задумывались ли вы когда-нибудь, как люди становятся писателями?

- Что нужно, чтобы человек стал писателем?

- Сегодня мы познакомимся с творчеством финского писателя 3. Топелиуса и обработаем его сказку, которая зашифрована в анаграмме.

нячСоний міньпро в толисдіпа

 

III. Изучение нового материала

1. Вступительное слово учителя о творчестве 3. Топелиуса

- Финский писатель Захариас Топелиус-младший жил в то время, когда языком литературы, обучения и образования в его стране была шведская речь.

До 1809 года Финляндия входила в состав Швеции (на карте Европы учитель показывает, где расположена Финляндия, и вывешивает Государственный Флаг Финляндии).

Большинство писателей Финляндии, в том числе и Захариас То - пеліус, писали на шведском, а их книги печатали в Швеции и Финляндии, переводили норвежском и датском языках.

Захариас Топелиус родился в семье врача. Отец, добрый и сердечный человек, остался в памяти крестьян Северного Естарботтена как хороший врач. И в истории Финляндии он прежде всего известен как фольклорист. Захариас-отец записывал народные финские песни - руны.

Поэтому Топелиус-сын тоже серьеВНО занимался народным творчеством.

В студенческие годы будущий писатель изучал медицину, но стал преподавателем истории Финляндии, России и Северных стран, позже - ректором университета в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки).

Литературной деятельностью Топелиус начал заниматься рано. Он писал книги по истории. Славы снискал после выхода «Истории Финляндии в рисунках».

Любили читатели и лирические стихи Захариаса (книги «Цветы вереска», «Новые страницы», «Верес»),

Захариас Топелиус очень плодотворно работал в области детской литературы. Он написал исторические повести «Рассказы фельдшера» в пяти циклах и «Книгу о нашу страну» для подростков. Интересно рассказал о природе в «Книге природы».

Для самых маленьких писатель творил сказки. В них он воспевал суровую и величественную природу Финляндии, ее истории и мужественный народ. Хорошо зная народное творчество, сказочник пользуется ею и в своих произведениях.

2. Работа над сказкой

Класс объединен в 4 группы. Каждой группе дается часть сказки. Начинает читать спикер, по сигналу учителя он передает текст другому ученику и т. д.

3. Словарная работа

Каждая группа выбирает незнакомые слова из своей части сказки и пытается их объяснить.

4. Игра «Кто быстрее?»

Учитель называет отдельные слова из разных частей сказки, а дети должны быстро найти их в тексте и поднять руку. Побеждает группа, которая быстрее всех находила слова.

Например: ноябрь (1), береза(3), снежная туча (2), щелка(4) и т.д.

5. Краткий пересказ сказки

Каждая группа рассказывает свой отрывок из сказки, отвечая на вопросы.

- Какое настроение было у Солнечного лучика в вашей части?

- Итак, герой в сказке наделен человеческим чувствам и переживаниям. Луч убежден, что идти значит творить добрые поступки.

- Согласны ли вы с этим выводом?

6. Творческое задание (работа в группах)

1-я группа. Запишите число насекомых на земле, которое называет автор.

2-я группа. Нарисуйте «Солнечный Луч».

3-я группа. Почему автор выбрал в сказке ноябрь месяц?

4-я группа. Пофантазируйте: расскажите о пребывании на земле Солнечного Луча иного времени года.

7. Подискутируем

Есть ли польза от солнца?

8. Создание ассоциативного куста. Работа в тетради

- С чем у вас ассоциируется слово «солнце»?

 

image7

 

IV. Обобщение и систематизация знаний

- Какой эпизод сказки запомнился больше всего?

- Что вам понравилось в сказке, а что - не понравилось?

- Чему учит эта сказка?

 

V. Итог урока

- Как вы относитесь к действиям Луча?

- Почему так важно, чтобы каждый делал добро?

 

VI. Домашнее задание

Составить план сказки, пересказывать сказку по плану.