2 КЛАСС
НЕ СТОМЛЮЙСЯ ДЕЛАТЬ ДОБРО
Урок 13
Тема. Захариас Топелиус «Солнечный луч в ноябре» (финская сказка)
Цель: ознакомить учеников с жизненным и творческим путем финского писателя; учить высказывать свои соображения относительно возможного развития событий, воспроизводить сказку по рисунку; развивать скорость и темп чтения; воспитывать чувство доброты, взаимопомощи, человечности.
Оборудование: карта Европы, Государственный Флаг Финляндии, выставка книг; учебник; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
- Легко ли быть писателем? Задумывались ли вы когда-нибудь, как люди становятся писателями?
- Что нужно, чтобы человек стал писателем?
- Сегодня мы познакомимся с творчеством финского писателя 3. Топелиуса и обработаем его сказку, которая зашифрована в анаграмме.
нячСоний міньпро в толисдіпа
III. Изучение нового материала
1. Вступительное слово учителя о творчестве 3. Топелиуса
- Финский писатель Захариас Топелиус-младший жил в то время, когда языком литературы, обучения и образования в его стране была шведская речь.
До 1809 года Финляндия входила в состав Швеции (на карте Европы учитель показывает, где расположена Финляндия, и вывешивает Государственный Флаг Финляндии).
Большинство писателей Финляндии, в том числе и Захариас То - пеліус, писали на шведском, а их книги печатали в Швеции и Финляндии, переводили норвежском и датском языках.
Захариас Топелиус родился в семье врача. Отец, добрый и сердечный человек, остался в памяти крестьян Северного Естарботтена как хороший врач. И в истории Финляндии он прежде всего известен как фольклорист. Захариас-отец записывал народные финские песни - руны.
Поэтому Топелиус-сын тоже серьеВНО занимался народным творчеством.
В студенческие годы будущий писатель изучал медицину, но стал преподавателем истории Финляндии, России и Северных стран, позже - ректором университета в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки).
Литературной деятельностью Топелиус начал заниматься рано. Он писал книги по истории. Славы снискал после выхода «Истории Финляндии в рисунках».
Любили читатели и лирические стихи Захариаса (книги «Цветы вереска», «Новые страницы», «Верес»),
Захариас Топелиус очень плодотворно работал в области детской литературы. Он написал исторические повести «Рассказы фельдшера» в пяти циклах и «Книгу о нашу страну» для подростков. Интересно рассказал о природе в «Книге природы».
Для самых маленьких писатель творил сказки. В них он воспевал суровую и величественную природу Финляндии, ее истории и мужественный народ. Хорошо зная народное творчество, сказочник пользуется ею и в своих произведениях.
2. Работа над сказкой
Класс объединен в 4 группы. Каждой группе дается часть сказки. Начинает читать спикер, по сигналу учителя он передает текст другому ученику и т. д.
3. Словарная работа
Каждая группа выбирает незнакомые слова из своей части сказки и пытается их объяснить.
4. Игра «Кто быстрее?»
Учитель называет отдельные слова из разных частей сказки, а дети должны быстро найти их в тексте и поднять руку. Побеждает группа, которая быстрее всех находила слова.
Например: ноябрь (1), береза(3), снежная туча (2), щелка(4) и т.д.
5. Краткий пересказ сказки
Каждая группа рассказывает свой отрывок из сказки, отвечая на вопросы.
- Какое настроение было у Солнечного лучика в вашей части?
- Итак, герой в сказке наделен человеческим чувствам и переживаниям. Луч убежден, что идти значит творить добрые поступки.
- Согласны ли вы с этим выводом?
6. Творческое задание (работа в группах)
1-я группа. Запишите число насекомых на земле, которое называет автор.
2-я группа. Нарисуйте «Солнечный Луч».
3-я группа. Почему автор выбрал в сказке ноябрь месяц?
4-я группа. Пофантазируйте: расскажите о пребывании на земле Солнечного Луча иного времени года.
7. Подискутируем
Есть ли польза от солнца?
8. Создание ассоциативного куста. Работа в тетради
- С чем у вас ассоциируется слово «солнце»?
IV. Обобщение и систематизация знаний
- Какой эпизод сказки запомнился больше всего?
- Что вам понравилось в сказке, а что - не понравилось?
- Чему учит эта сказка?
V. Итог урока
- Как вы относитесь к действиям Луча?
- Почему так важно, чтобы каждый делал добро?
VI. Домашнее задание
Составить план сказки, пересказывать сказку по плану.