2 КЛАСС
НЕ СТОМЛЮЙСЯ ДЕЛАТЬ ДОБРО
Урок 15
Тема. Ангел Каралийчев «Сорок братьев и их сестричка» (болгарская сказка)
Цель: ознакомить с жипєвим и творческим путем болгарского писателя; развивать навыки скорочтения, умение высказывать свое мнение; воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь; формировать бережное отношение к родных и близких людей.
Оборудование: карта Европы; Государственный Флаг Болгарии; учебник; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Сказка стучится в окошко,
Ты послушай ее лишь.
Пусть радуется твое сердце,
Все невзгоды ты оставь.
II. Актуализация опорных знаний
- Сегодня мы продолжаем путешествовать по странам Европы и познакомимся с новым писателем. А в какой стране он живет, прочитает тот, кто составит вместе первые буквы слов.
Братья, одсунь, листья, час, автор, румяное, имена, ящерица.
- Итак, мы познакомимся со сказочником Болгарии Ангелом Каралійчевим. (На карте прикреплен Государственный Флаг Болгарии.)
III. Сообщение темы и цели урока
1. Справочное бюро
- Учащиеся из «Справочного бюро» подготовили сообщение о жизненный и творческий путь этого писателя.
1-й ученик. Ангел Каралийчев - один из лучших сказочников Болгарии. Писатель родился в селе Стражница Великотирнівської области. Окончил Тирнівську гимназию и химический факультет Софийского университета. Влюбленный в народную песню и стихи Базовая, Пушкина, сказки Андерсена, Ангел очень рано начал писать собственные произведения. Уже во время учебы в гимназии печатал стихи и рассказы.
Прославили же Ангела Каралійчева произведения для детей. Писатель переводил для них болгарские народные сказки и писал свои литературные.
2-й ученик. Ангел Каралийчев обработал и напечатал в двух книгах «Болгарские народные сказки».
в 1929 году увидела свет сборник литературных сказок «Сказочный мир» Каралійчева. Эти сказки переведены на многие языки мира. Дети разных стран любят «Материнскую слезу», «Осеннюю сказку», «Колибри и слона», «Светлячка и филина», «Медведя и муравьев», «Сказку о пшеничные зерна» и др.
В «Сказке о пшеничные зерна» писатель прославляет дружбу и коллективную работу, согласии и взаимопомощи.
3-й ученик. Ангел Каралийчев был также мастером коротких рассказов. Рассказы и сказки Каралійчева увлекают читателей искренностью повествования, ибо они утверждают справедливость. Критики отмечали, что на первом месте в произведениях Ангела - чувства и только чувства. Поэтому и отмечены произведения Каралійчева Почетной грамотой Андерсена, а его имя занесено в Почетный андерсеновского списке лучших авторов мира, которые писали для детей.
2. Ознакомление с новой сказкой
- Попробуйте прочитать название сказки, соединяя слоги.
Со |
и |
тов |
бра |
рок |
рич |
их |
сест |
ка |
- Так какую сказку мы будем читать?
- Известна ли она вам?
3. Слушание сказки
Сказку читают подготовленные ученики.
4. Словарная работа
Кизил - ягоды терпкого вкуса.
Журчал - вытекала вода.
Борозда - инструмент, который используют для земельных работ.
Мара - здесь: черная пыль.
Сломали - разбили на мелкие куски, щепки.
5. Самостоятельное чтение сказки
Ученики читают самостоятельно до слов «...- Нет, папочка, не принесли».
- Сколько детей было у отца?
- Как хозяйничал отец с сыновьями и дочкой?
Ученики читают до слов «...- Кого ты ищешь?».
- Каким было последнее желание отца? Что завещал он сыновьям?
- Почему братья не выполнили отцовой воли? За что он их проклял?
- Почему девочка пошла искать братьев, взяв сорок яблок? Ученики читают сказку до конца.
- Расскажите, как сліпенькій сестре помогла ящерица.
- Что ей рассказала старая женщина про братьев-кротов?
- Почему именно яблоки помогли братьям избавиться от чар?
6. Работа над методом «Микрофон»
- А теперь позмагаймося и выполним задания по теме «Какое значение для людей имеет согласие и любовь?». (Дети говорят одно слово о искренние родственные взаимоотношения, учитель записывает на доске вокруг сердца.)
- Так какое сердце маленькая девочка?
- Согласны ли вы с действиями девочки?
- Чего она научила братьев?
7. Разгадывание кроссворда (работа в тетради)
- А сейчас предлагаю вам разгадать кроссворд.
1) Что отец попросил сыновей? (Воды)
2) На какую существо превратились брать? (Крот)
3) Кто помог девочке попасть в подземное царство? (Ящерица)
4) Что взяла девочка для братьев? (Яблоки)
5) Кто запер в каморке братьев? (Колдун)
6) Кто помог девочке увидеть братьев? (Бабушка)
7) Что девочка раздала бедным людям? (Хлеб)
IV. Итог урока. Рефлексия
>> Метод «Микрофон»
- Чему учит сказка? Свой ответ начинайте со слов «Эта сказка научила меня...».
- Помните: главное в жизни - не только быть довольным собой, а еще и быть полезным другим.
V. Домашнее задание
Читать выразительно сказку.
Нарисовать рисунок к одному из эпизодов сказки.
Для тех, кто любит читать
• Сказка А. Каралійчева «Ваня и Маша».