ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Зарубежная литература сокращено. Все произведения школьной программы в кратком изложении.

10 КЛАСС

 

ЭМИЛЬ ЗОЛЯ

 

КАРЬЕРА РУГОНОВ

 

И

Неподалеку северной залога Плассану когда-то было кладбище. Затем этот участок земли получила название «пустырь св. Митра», а позже превратилась в своеобразную площадь. Так возникли площадь и глухая улица св. Митра.

Автор изображает провинциальный городок Плассан на юге Франции накануне и в момент государственного переворота в декабре 1851 г. Постепенно знакомит читателя с жителями города и теми настроениями, которые царят в республике. За внешним спокойствием и уравновешенностью буржуа кроются «предательство, коварные убийства, тайные победы и тайные поражения».

Много лет город был разделен на три независимые части: в одной жил простой люд, во второй - буржуа, в третий - благородное дворянство. Но теперь ненависть к Республике, которая возникла из страха за свой кошелек, за свое беззаботное эгоистическое существование», объединяет рантье и торговцев с дворянами и духовенством.

II

Здесь, в Плассані, жила мало известная семья, главой которой был Пьер Ругон. Род Ругонов имел свое происхождение от Аделаиды Фук, единственной дочери богатых мещан Плассану. От отца, который умер в сумасшедшем доме, она унаследовала «отсутствие уравновешенности, какое-то расстройство умственной деятельности и сердца», что заставляли ее «жить не обычной жизнью, не так, как все». Аделаида вышла за крестьянина Ругона, а после его внезапной смерти стала любовницей контрабандиста по прозвищу «Маккар-бродяга». От мужа она родила сына Пьера, а от Маккара - еще двух детей: Антуана и Урсулу. Маккара через пятнадцать лет было убито - и Аделаида получила в наследство его поместье. Сын Аделаиды и Ругона постепенно прибрал к рукам собственность Ругонов и стал полноправным обладателем. Он женился Фелисите Пуек, дочерью торговца, и у них родились дети: Эжен, Аристид, Паскаль, Марта и Сидония. Фелисите была чрезвычайно честолюбивой женщиной. Она стремилась к богатству, потому что понимала, что единственная опора ее честолюбия - это деньги. Поэтому она делала все, чтобы дела Ругонов шли в гору. Но с какого-то момента у них началась сплошная черная полоса. Не оправдались надежды Фелисите и на детей: они не принесли ожидаемого богатства.

Революция 1848-го года застала Ругонов настороже: они были озлоблены неудачами и готовые схватить фортуну за горло, если она попадет к ним в руки. Все члены семьи ожидали развития событий, словно разбойники в засаде. Эжен - старший из сыновей - стоил в Париже; Аристид - младший - мечтал ограбить Пласа - сан; Пьер и Фелисите не прочь были поживиться за счет сыновей. И только средний сын, Паскаль, жил тихой жизнью влюбленного в науку ученого в маленьком доме-нового города.

III

Кризис в обществе сыграла большую роль в судьбе семьи. На революционных событиях Ругони наконец построили свое благополучие. Они смогли подняться на руинах свободы. Эти разбойники, что ожидали в засаде, ограбили Республику. Когда ее было окончательно убито, они приняли участие в распределении награбленного.

В первые же послереволюционные дни Фелисите почувствовала, что они, наконец, на верном пути и начала подбадривать мужа, побуждая его к решительным действиям.

Одним из самых активных деятелей реакции был маркиз де Карнаван. Он часто бывал в Ругонов и во всем им помогал. Наконец в их доме был основан центр консерваторов, где каждый вечер собиралась толпа - лишь для того, чтобы позорить Республику. Впоследствии, благодаря тому, что здесь собиралась самая раВНОобразная публика, а также благодаря тайному покровительству духовенства желтый салон Фелисите превратился в реакционный центр, от которого простирались ряда во все уголки Плассану.

В апреле 1849-го года из Парижа внезапно приехал Эжен и пробыл у отца две недели. Как-то отец с сыном закрылась в комнате, а когда вышли, на их лицах Фелисите заметила какую-то решимость и удовольствие. Позже оказалось, что Эжен предложил отцу план, благодаря которому Пьер Ругон может стать главным собирателем в Плассані. Но Ругон до сих пор что-то скрывал от жены: он получал письма от сына и читал их при закрытых дверях. На вопрос Фелисите он отвечал, что Эжен здоров. Однажды женщина украла ключ и нашла письма от сына. Оказалось, что Эжен постоянно сообщал отцу о событиях, которые происходили в Париже, уверял в том, что вскоре произойдет переворот, и что стране нужен Бонапарт. Сын излагал свои мысли относительно того, что переворот имеет все шансы на успех. Постепенно Ругони начали вести двойную игру: в салоне продолжали разговаривать на реакционные темы, а тайно готовились к восстанию.

Впрочем Фелисите очень беспокоила судьба другого сына Аристида. Он печатал в журнале статьи, которые могли повредить ему в случае победы революции. И она не могла убедить сына перейти на другую сторону. Однако маркиз не советовал ему делать этого. Однажды Аристид попал в желтого салона и подслушал некоторые разговоры, из которых понял настроение отца и брата. Он также понял, что Фелисите давно все знает и только делает вид, что действует, как раньше. Это возмутило и разозлило его, ведь он надеялся на доверие со стороны родственников. Поняв, что переворот неизбежен, Аристид поступил очень умно и хитро: он забрал последнюю статью из журнала, пообещав утром вернуть. Зато утром в редакцию пришла его жена и подала редактору заметку, которую муж просил обязательно напечатать. В ней говорилось о том, что с Аристидом Ругоном произошел несчастный случай, что на некоторое время лишил его возможности писать свои статьи. «Он очень расстроен тем, что вынужден молчать в решающий момент. Но никто из читателей, конечно, не сомневается в его патриотических чувствах и в том, что он желает блага Франции». Таким образом Аристид, заранее поздравляя победителей, оставлял себе возможность пристать к ним - кем бы они не были.

Третий сын Фелисите был далек от политики. Между тем, его поступки давали возможность некоторым людям считать его республиканцем. Уговоры матери пристать к партии, которая имеет больше шансов на победу и иметь от этого выгоду ни к чему не привели. «...Вы говорите, что меня обвиняют в том, что я республиканец? И что... Наверное, так оно и есть, если под этим словом понимают человека, который желает общего блага», - отвечал Паскаль.

Было воскресенье, 7 декабря. Паника в городе достигла высшей точки. Кто-то строил баррикады, другие вооружались. Кое-кто выбрал путь ожидания. Когда Фелисите, разыгрывая непонимание того, что происходит, спросила у мужа, когда все это кончится, он приказал женщине не вмешиваться и позволить ему самостоятельно решать собственные дела.

Пьер отправился в город.

А в это время к площади св. Митра шли колонны повстанцев.

IV

Младший брат Пьера, Антуан, вынашивал планы мести. Он наконец узнал о том, что брат обманул их с сестрой и присвоил имущество матери. Сестра через некоторое время умерла от чахотки, оставив двух сыновей. Старший сын пошел служить в Ругонов, и Антуан, потеряв надежду склонить его в свою сторону, начал убеждать младшего, Сильвера, в том, что его дядя - вор. Кроме того, планы его мести базировались на том, чтобы настроить как можно больше людей против семьи Ругонов, что отстаивали реакционные позиции. Сам он стал на сторону революции и уже видел свое будущее, когда произойдет переворот и семья реакционера Пьера будет уничтожена.

Сам Антуан Маккар не хотел работать и жил за счет работящей жены и детей. Он разными путями пытался получить свою долю от продажи имения, но тщетно! Пьер делал вид, что не знает, о чем идет речь.

Возложив свои надежды на Сильвера, Маккар почти достиг своей цели. Но он не учел некоторых обстоятельств. Произошли некоторые события, в ре

результате которых Сильвер был вынужден убить жандарма. Затем он вступил в схватку с жителями города, что обидели его любимую - М'єтту. Все это привело к тому, что парень с оружием в руках присоединился к повстанцам - в то самое время, когда колонна выступала из города.

V

Колонна повстанцев продолжала свой героический поход. Величественная эпопея, что привлекла к себе Сильвера и М'єтту, этих «больших детей, которые жаждали любви и свободы», ворвалась «будто вольный ветер в мизерном комедии Маккарів и Ругонов». «Громовой голос народа время от времени гремел, перекрывая болтовню желтого салона и болтовня дяди Антуана. И фарс, банальный, пошлый фарс превращался в большую историческую драму».

Сильвер и М'єтта шли на равных с повстанцами. Парень удивлялся смелости и мужества своей возлюбленной. Когда у него спрашивали, что это за девушка рядом с ним, он с гордостью отвечал: «Это моя жена». Они наслаждались своей любовью, которое казалось еще более повышенным от того, что впереди их ждали большие события. Парень и девушка с восторгом чувствовали себя частью великой Революции.

Но счастье это длилось недолго. Однажды на площади появились солдаты. Повстанцы вынуждены были открыть огонь. М'єтта все время была рядом с ними - она держала в руке красный флаг. Вдруг раздался выстрел - и флаг выпал из рук девушки. Сильвер мигом бросился к ней. Он обнимал ее, спрашивал, она ранена, но М'єтта ничего не отвечала. «Он разорвал кофточку и обнажил ее грудь. Он искал, но ничего не видел. Глаза его были полны слез. Затем под левой грудью он разглядел маленькую розовую дырочку; лишь одна капля крови вытекла из раны». Парень умолял девушку не оставлять его, держаться. Он обещал, что доктор обязательно вылечит ее. Но потом почувствовал, что она умирает. И перед тем, как оставить этот мир, М'єтта еще раз прильнула к губам любимого. «Эта идиллия закончилась смертью».

Сильвер еще долго не мог поверить, что любимого больше нет. Он прижимал ее к себе, говорил, что все обойдется, пытался согреть ее холодные руки. Пока врач не сказал ему, что она мертва...

А драка продолжалась еще долго. Когда же она, наконец, завершилась, до Сильвера подошел какой-то жандарм, грубо схватил и потащил за собой. Парень не сопротивлялся. Он все еще смотрел на М'єтту, что лежала, завернутая в красный флаг.

VI

Повстанцы оставили город. События этой ночи были известны далеко не всем - большинство жителей спрятались в своих домах. Маккар занял кабинет мэра и пил, считая, что все республиканцы оставили город, так что сопротивляться некому. В это время Пьер, который ночью скрывался и только по слухам узнал о том, что произошло, шел спустілим городом. Узнав, что Маккар осел в мэрии, он вместе с несколькими товарищами ворвался туда и связал Антуана. Потом они устроили что-то вроде драки, а по городу поползли слухи, что группа из сорока одного человека, которую возглавлял Ругон, освободила город. С этого дня Ругон превратился в настоящего героя.

Фелисите была счастлива: «Они победили; буржуазия склонилася к их ногам. Желтый салон был бы освящен этой победой. Искалеченные мебель, потертый бархат, люстра, которую засели мухи, - все это превращалось в ее глазах на славные останки на поле битвы. Зрелище Аустерліцької равнины не могло бы сильнее взволновать ее».

VII

Тем временем Ругон официально принимал дела в мэрии. Осталось только восемь советников - остальное, вместе с мэром и его помощниками, был взят повстанцами в плен. Ругон объяснил всем, что город находится в критическом состоянии. «Чтобы понять панику, которая бросила их в объятия Ругона, надо знать, из каких оболтусов состоят муниципальные советы многих маленьких городов. В Плассані мэра окружали невероятно глупые, пассивные орудия его воли».

Пьер основал временную комиссию. Потом начал реорганизацию гвардии и назначении ответственных за главные посты.

Сильвера и других крестьян, которых было взято в плен, казнили. По странному совпадению эта казнь состоялась на том самом городе, где юноша проводил время с М'єттою. Эти плиты еще хранили ее тепло, они были исхоженные ее ногами. Об этом думал Сильвер в последний миг своей жизни, когда голова его упала на эту плиту.

«А у Ругонов вечером, за десертом, раздавался смех среди теплых испарений блюд, над столом, заставленным остатками еды. Наконец и они пристали к наслаждению багатіїв. их жажда, заостренные тридцатью годами сдерживаемых желаний, сластолюбно вищиряли зубы. Эти недовольные, слабые хищники, присоединившись наконец к радостям жизни, приветствовали новорожденную Империю, долгожданное время распределения добычи... Государственный переворот, вернувший счастье Бонапартам, положил начало карьере Ругонов».

Комментарий

Роман «Карьера Ругонов» (1871) - первый из эпизодов большого цикла «Ругон-Маккари» - имеет научное название «Происхождение». Он является своеобразным прологом ко всей социальной эпопеи Золя.

Относя время действия романа до дней государственного переворота Луи Бонапарта, Золя выбрал местом действия не Париж, а маленький провинциальный городок Плассан на юге Франции, где все несколько упрощено, но именно благодаря этому расположение политических сил накануне и в момент государственного переворота вырисовывается выразительнее. Голос народа был незаметен, и политика была привилегией духовенства, дворянства и отчасти буржуазии; ненависть к новому, республиканского режима объединила рантье и торговцев с дворянами и служителями церкви, подготовила почву для бонапартистского переворота.

В романе Золя действуют колоритные персонажи - будущие бонапартисти, которые, интригуя, приспосабливаясь, расчищают путь для Второй империи. Среди этих персонажей одно из ведущих мест принадлежит Ругонам.

Пьер Ругон - цепкий и жадный до денег крамар, сын крестьянина, пытался «выйти в люди» и некоторое время преуспевал в делах, однако не смог удовлетворить свою непомерную жажду. Вечная зависть, неудержимое стремление к наживе, склонность к авантюризму привели мужчину и женщину Ругонов в ряды бонапартистів. Среди персонажей, которые связали свою судьбу с государственным переворотом, - два сына Пьера Ругона: Аристид и Эжен. Аристид - беспринципный журналист, который, по словам автора, занимается лишь тем, как «подороже продать себя», «чтобы перейти на сторону тех, кто даст ему щедрое вознаграждение в час торжества». Его ухищрения сначала приносят ему мало пользы, но позже, с помощью брата Эжена, он становится всемогущим финансистом. Эжен - будущий министр Второй империи - редко появляется на страницах романа. Он нужен Золя только для того, чтобы протянуть нити между Плассаном и Парижем. Через Эжена, непосредственного участника бонапартистської заговора, посетители «желтого салона» узнают о событиях, которые происходят за пределами Плассану, и в зависимости от этого решаются на определенные действия. Такой лагерь реакции, лагерь бонапартистів, который Золя разоблачает и осуждает его с огромной убедительностью. Все симпатии автора на стороне республики и восставших против Бонапарта рабочих и крестьян.

Писатель увлеченно, с романтической приподнятостью говорит о грозный и величественный ход народа, поднявшегося на борьбу. Он сравнивает этот человеческий поток с гигантским водопадом; отмечает организованность безоружных и не привыкших к войне людей; любуется их братской солидарностью и находит для них слова, полные глубокой любви и уважения. Революционный порыв масс, благородную чистоту народных порывов и стремлений Золя воплотил в образах юноши Сильвера и его подруги М'єтти. История их любви, их романтическое увлечение идеями истины и справедливости ярче оттеняют моральную низость представителей антиреспубліканського лагеря. Сильвер и М'єтта погибают во время столкновения повстанцев с войсками; их драматическая смерть находится в полном контрасте с мерзкими, бесчестными поступками Рутове, Хорошую, Вюйє.

Основные персонажи социальной эпопеи, на характеры которых, по мнению Золя, должны влиять как фатализм законов наследственности, так и окружающую обстановку, были разработаны уже в 1869 г. Важно, что уже в начале работы Золя ставит перед собой две цели: художественную иллюстрацию физиологических и социальных законов. Хотя на протяжении всей работы над «Ругон-Маккарами» второй, социальный, план приобретает для него все большее и большее значение. Важную роль в появлении этой тенденции сыграли события 1870-1871 гг.: падение Второй империи и Парижская Коммуна. В предисловии к роману «Карьера Ругонов» Золя с удовлетворением мог сказать: «...падение Бонапарта, которое нужно было мне как художнику и которое неизбежно должно было по моему замыслу завершить драму... дало мне жестокую и необходимую развязку».