И семестр
ЧЕЛОВЕК И ЕГО МИР В ДРЕВНИХ ЛИТЕРАТУРАХ
УРОК № 13
Тема. Образы Ахилла и Гектора как олицетворение идеала человека, героя, воина. РМ. Составление характеристики литературного героя. Гуманистический пафос «Илиады»
Цель: учить анализировать художественное произведение, сравнивать героев литературного произведения; развивать связную речь; воспитывать умение сочувствовать, уважать человека, его героизм.
Оборудование: тексты отрывков «Поединок Ахилла и Гектора», «Выкуп Приамом тела Гектора»
ХОД УРОКА
I. Обобщение и систематизация знаний
Беседа по содержанию отрывка «Выкуп Приамом тела Гектора»
• Почему Приам пришел к Ахиллу? (Чтобы выкупить тело своего сына Гектора)
• Почему
В дом незаметно вошел великий Приам, и, склонившись,
Стал обнимать колени Ахилла, еще и целовать
Руки страшные, что в него многочисленных сыновей убили...
(Царь Приам идет на все ради того, чтобы увидеть еще хоть раз своего сына и похоронить его, как положено по обычаю; родительская любовь сильнее всего.)
Выразительное чтение подготовленным учеником отрывка от слов «Отца своего помяни, к богам подобный Ахилл!» до слов «Рук убийцы сыновей своих я доторкаюсь губами!»
• На что рассчитывает Приам, проиВНОся эти слова? (Приам напоминает Ахиллу об отце и его любовь к нему; сравнивает свою судьбу и судьбу Пелея, рассказывая о своих пятьдесят сыновей, большинство которых погибла от рук ахейцев.)
• Как реагирует на слова Приама, Ахилл? Приведите цитаты. (Ахиллу была известна воля Зевса, который желал, чтобы Гектора похоронили по обычаю; большое значение имели и слова царя Приама, который рискует своей жизнью, забывает о чувстве собственного достоинства через любовь к сыну и заставляет Ахилла почувствовать боль, жалость, сострадание, силу их общей трагедии, вызванной Троянской войной.)
• Какие образы использует автор, чтобы передать волю богов относительно судьбы людей? (В отрывке «Поединок Ахилла и Гектора» Зевс, используя обычные весы, решает судьбу людей путем смешивания счастья и горя из глиняных кувшинов. Это метафоры, передающие представления древних греков о непохожесть человеческих судеб и их каприВНОсть.)
Выразительное чтение подготовленным учеником плача Андромахи (от слов «Рано ты, муж мой дорогой, ушел из жизни» до слов «...обильные проливая слезы»).
• Какие чувства вы испытывали во время чтения отрывка?
• Оправдались ли страшные ожидания Андромахи относительно будущего Трои? (Так, Троя была сожжена ахейцами, уничтожена до основания.)
II. Выводы
• Поэма заканчивается картиной похорон Гектора. А чем заканчивается Троянская война? (Ахейцы с помощью хитроумного Одиссея строят троянского коня, которого преподносят в дар троянцам. Воспользовавшись доверчивостью соперников, ахейцы уничтожают Трою, спалив ее. Но войско Агамемнона тоже понесло большую потерю: стрелой Париса был поражен сильнейший воин ахейцев Ахилл (ахиллес).)
• Объясните значение фразеологизмов «троянский конь», «ахиллесова пята». (В переносном смысле выражение «троянский конь» означает подарок врагу на его погибель; хитрые, коварные намерения; «ахиллесова пята» - слабое, уязвимое место у человека.)
• Что десятилетняя война принесла людям? (Троя пала, ахейцы победили в этой войне. Тысячи погибших оплакивают матери и отцы. Война никому не принесла счастья. Об этом говорят герои поэмы.
Приам:
Рук убийцы моих сыновей я доторкаюсь губами!
Ахилл:
Не помогут ничего самые ревностные слезы и рыдания.
Судьбу такую уже богово нам, смертным, напряли, несчастным -
Жить весь век в печали, одни лишь они безпечальні.
Ахилл:
Я и сейчас
Старости не ухаживаю его (отца) и от отчизны далеко
В Трои сижу - и тебе, и детям твоим лишь на горе.
Ахилл - Пріаму:
И как наслали на тебя это беда богово небесные,
Вечно под городом твоим лишь сечи и людоубивства.)
• Какое отношение к войне выражает Гомер в своей поэме «Илиада»?
Итоги. Война несет лишь смерть и слезы. Она поражает своей алогичностью: тысячи людей стремятся уничтожить друг друга. И уничтожают. Ради чего? Перед лицом войны, задумавшись о ее абсурдную суть, враги вновь становятся просто людьми, которые ужасно страдают из-за продолжения войны. Объяснение этого бедствия у героев Гомера одно: безжалостные боги не заботятся о людях, их больше интересуют собственные прихоти.
III. Составление характеристики Ахилла и Гектора
1. Работа над планом характеристики
Образы Ахилла и Гектора как олицетворение идеала человека, воина, героя
План
1. Вступление
Ахилл и Гектор - самые храбрые воины ахейцев и троянцев
2. Основная часть
Кто же из них самый достойный?
1) Происхождение героев.
2) Качества воина.
3) Черты характера.
4) Отношение других героев произведения.
3. Вывод
Ахилл и Гектор - настоящие воины, настоящие герои
Возможный ответ
Герои вечной поэмы Гомера «Илиада» Ахилл и Гектор - самые храбрые воины ахейского и троянского войск. Они соревновались в ловкости и силе, оба погибли во время Троянской войны. Так кто же из них самый достойный?
Ахилл, или Ахиллес,- сын царя мирмидонян в Фессалии Пелея и морской богини Фетиды. Стремясь закалить сына, Фетида купала его в водах Стикса, поэтому Ахилл имел единственное уязвимое место - пятку, за которую держала его мать. Ахиллу была провозвіщена смерть во время Троянской войны. Мать, чтобы избежать этой участи, переодела сына в девичью одежду и отдала ко двору царя Ликомеда, где он и воспитывался. Одиссей, желая привлечь к ахейского войска будущего воина, под видом купца предложил дочерям Ликомеда женские украшения и оружие. Девушки бросились к украшения, Ахилл же выбрал оружие. Так Одиссей нашел будущего воина и уговорил его отправиться под Трою. Отправляясь на Троянскую войну, Ахилл знал, что погибнет,- так говорила ему мать - но, выбирая между коротким, но прославленным жизнью и длинным, но бездействовать, герой выбрал короткое.
Гектор - старший сын царя Трои Приама и царицы Гекубы, муж Андромахи. Он отдаст свою жизнь за нерачительное любовь своего младшего брата Париса к Елене Прекрасной.
Гектор и Ахилл - настоящие воины. На их счету немало подвигов и побед во время Троянской войны. Но преодолеть друг друга им не просто: оба сильные, физически закаленные, выносливые. И даже в решающем поединке, если бы не помощь Афины, кто знает, был бы повержен Гектор. Гомер подбирает сравнения к поведению воинов, подчеркивая, что они - достойные противники: сравнивает Ахилла с соколом, что охотится на дикую горлицу, с псом, который гонит молодого оленя, но и Гектор, по его мнению, очень похож на високолетного орла, который хочет схватить ягненка или зайца.
Сильные, смелые, мужественные - разве могут быть воины лучше, чем они? Видимо, нет, потому что эти герои еще и преданные своей родине. Мужественно защищает родную измученную Трою Гектор, спохватившись, возвращается к рядам ахейского войска Ахилл.
Какими же еще качествами наделены герои поэмы «Илиада»? Гектор - герой, но ничто человеческое ему не чуждо, и он долго не решается стать к ґерцю с Ахиллом. Поняв коварство богов и противника, он мужественно борется, до последней минуты своей жизни стремится быть человеком, достойным уважения и восхищения. Стремится договориться с любимцем Афины о выдаче тела побежденного родным, но ослепленный гневом Ахилл уверяет, что никаких договоренностей между ними не будет.
Ахилл - любимец богов и ахейцев, красавец и образец воина. Но он - тоже живой человек и совершает поступки, о которых потом жалеет: идет с войска - погибают ахейцы, его друг Патрокл, издевается над телом Гектора - потом плачет вместе с Приамом над общей трагедией участников войны.
И до Гектора, и к Ахиллу соплеменники относятся с большим уважением: вспомните, как голосят троянцы, узнав о гибели своего героя, плачет Андромаха, плачет Приам, как уважают и какие надежды возлагают на Ахилла - своего лучшего воина - ахейцы.
Ахилл и Гектор - настоящие герои, настоящие мужчины. Для древних греков они были идеалом воина, героя, человека. Такими они остаются и для нас. А то, что Гомер изобразил не только их силу, но и слабости, еще раз убеждает: они герои, но все же люди. И мы тоже можем подняться, дотянуться до них.
Кто же из нас самый достойный их?..
IV. Домашнее задание
Написать сочинение «Ахилл и Гектор - самые храбрые воины ахейцев и троянцев».
V. Дополнительное задание. Литературные параллели
На последнем уроке по изучению поэмы «Илиада» невозможно не вспомнить знаменитые произведения русских поэтов О. Мандельштама и М. Гумилева.
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Как журавлиный клин чужие рубежи,-
На головах царей божественная пена,-
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам, ахейские мужи?
И море, и Гомер - все движется любовью.
Кого же слушать мне? и вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
(Осип Мандельштам)
СОВРЕМЕННОСТЬ
Я закрыл Илиаду и сел у окна,
На губах трепетали последнее слово,
Что-то ярко светило - фонарь иль луна,
И медлительно двигалась тень часового.
Я так часто бросал испытующий взор
И так много встречал отвечающих взоров,
Одиссеев во мгле пароходных контор,
Агамемнонов между трактирных маркеров.
Так, в далекой Сибири, где плачет пурга,
Застывают в серебряных льдах мастодонты,
Их глухая тоска там колышет снега,
Красной кровью - ведь их - зажжены горизонты.
Я печален от книги, томлюсь от луны,
Может быть, мне совсем и не надо героя,
Вот идут по аллее, так странно нежны,
Гимназист с гимназисткой, как Дафнис и Хлоя.
(Николай Гумилев)
• Какие впечатления от поэмы «Илиада» возникли в О. Мандельштама и М. Гумилева?
• Определите главную мысль стихотворения А. Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса».
• Считает М. Гумилев поэму Гомера актуальной? Докажите это, используя цитату.