ЛЕКЦИЯ 14
ТВОРЧЕСТВО ГЮСТАВА ФЛОБЕРА
1. Жизненный путь французского писателя.
2 Характеристика творчества: «Лексикон прописных истин», «Саламбо», «Воспитание чувств», «Простая душа».
3. Творческий метод Флобера.
1. Жизненный путь французского писателя
Вторая половина XIX века во французской литературе обозначена развитием реализма. В ней наметился интерес к человеку, сформированной общественными условиями того времени. Писателей интересовало, каким образом окружение, общество влияют на человека, его мировоззрение, формирование ее взглядов и убеждений. Не стоял в стороне и Гюстав Флобер.
ГЮСТАВ ФЛОБЕР (1821-1880) - выдающийся французский писатель, мастер тонкого психологического анализа. Его творчество - это своеобразный мостик, который соединил бальзаківсько-стендалівський этап развития реализма первой половины XIX века и период натурализма, представленным во второй половине XIX века школой Е. Золя.
Флобер поражал окружающих своим ранним духовным развитием и зрелостью рассуждений о мире. В двенадцать лет он возмущался Руанськими буржуа, которые готовились встретить короля в своем городе: «Какие же глупые люди, ограниченная толпа! Суетиться вокруг короля, тратить триста тысяч франков на годовщины, приглашать из Парижа 25 тысяч музыкантов, хлопотать! Ради кого? Ради какого короля?.. Ах!!! Какие же люди глупые!». Всю жизнь и творчество писателя были протестом против мира буржуа, которые, по его меткому определению, жили, «зажав сердце между собственной лавочкой и собственным пищеварением».
Родился Гюстав Флобер 12 декабря 1821 года в Руане, в семье хирурга, главного врача городской больницы. В этом городе прошло детство и юность будущего писателя, которые совпали с расцветом романтизма.
Начиная с 11 лет, он делал попытки писать (стихотворение «Мать» и немало пьес), редактировал лицейский журнал. В 14 лет увлекся Шекспиром и написал «Портрет лорда Байрона». В дальнейшем обращался к всех жанров, типичных для романтизма.
В 15 - 17 лет он - автор очерков «Чума в Флоренсії», «Танец Мертвецов».
В 18 лет составил большую байронічну драматическую мистерию «Смар», в которой ввел образы Дьявола и Смерти.
Флобер учился в Руанському лицее, который окончил в 1840 году, успешно сдав экзамены на бакалавра. Уехал в Париж и поступил на юридический факультет университета (1842). Но вскоре сильно заболел (провалился на экзамене) и оставил учебу. После смерти отца вернулся до небольшого поместья близ Руана - в Круассе. Здесь он остался жить до конца своих дней, выезжал только до Парижа, где постоянно встречался со своими приятелями (Т. Готье, Ги де Мопассан, Е. Золя, И. Тургенев и др.).
Много путешествовал - до Корсики, Испании, Греции, Египта, Малой Азии. Во время работы над романом «Саламбо» посетил места древнего Карфагена, Алжир и Тунис.
В 1844 году у Флобера появились приступы похожие на эпилепсию. Всюду его сопровождал слуга, хотя сам он был мужчиной высоким ростом и крепкого телосложения. После смерти отца (1846) через 2 месяца во время родов умерла сестра. Гюстав был вынужден заботиться о матери.
В 1846 году писатель вырвался в Париж и познакомился с Луизой Колле, поэтессой, которая влюбилась в Флобера. Она была старше него на 13 лет, но стала для художника настоящей и единственной любовью. Письма Флобера к Луизе Колле (около 300) - драгоценная часть эпистолярного наследия писателя. «Я хотел бы давать тебе только радость, окружить тебя спокойствием и долгим счастьем, чтобы хоть сколько-нибудь возместить все, что ты, в великодушии любви, давала мне полными горстями...» (1846).
Среди сторонников Луизы - Альфред де Мюссе, де Виньи, Александр Дюма-отца. Однако именно Флобера выбрала она среди всех знаменитостей: он помогал писательницы советами, редактировал ее стихи и пьесы, любил. «Ты любишь меня! Сомневаться в этом было бы преступным. Если же я не люблю тебя, то как назвать чувства, испытываемые мной к тебе?... Да, будем любит друг друга, будем любит, раз никто не любил нас...»
В доме писателя в Круассе Луиза не должна была появляться, пока там жила его мать. Так он решил, и ничто не могло повлиять на его решение. Редкие встречи породили интересное переписки. Чаще всего Гюстав Флобер и Луиза встречались в Манті. их так и называли «Любовники из Манта».
Писатель тем временем начал все чаще анализировать свое состояние, наблюдая за своей Луизой. В его воображении она вставала близкой к его героини - Эммы Бовари.
Колле с нетерпением ждала, чтобы писатель быстрее закончил этот роман о женщине, которая стала тенью между ними.
Любовь Луизы и Гюстава остановилось и топталося на месте. Они все чаще замечали, что их мнения расходились. Письма любимой женщины становились все более раздраженными; чаще в них звучали обвинения в отсутствии чувств и нежелание поступиться ради нее своим искусством. Она просто не понимала, ослепленная собственным эгоизмом, что именно в работе Флобер находил и счастье, и горе. Луиза сделала огромную ошибку - позволила себе ревность к творчеству. «Со спорным талантом, с сомнительными умственными способностями, жадная ко всему, что служило разговорам о ней; она охотно сожгла бы десять томов и один храм, чтобы о ней заговорили».
С годами естественная красота Луизы Колле подурнела. Она умерла в 1876 году в Париже. Однако образ этой женщины, возможно, присутствует на страницах романа «Госпожа Бовари» как отголосок сложных отношений Флобера и Луизы. До конца своей жизни он был одинок. Именно ей Гюстав был обязан появлением двух романов «Он» и «История солдата».
Первые литературные произведения художника были выполнены в романтической традиции. Молодой писатель интересовался исторической тематикой, образами исключительных героев.
В 1848 году Флобер отправился в большое путешествие на Восток. Он надеялся познакомиться с экзотикой Индии, увидеть романтических баядерок (так европейцы называли индийских танцовщиц и певиц - служанок религиозных культов при храмах) и написать повесть о «женщине, которая мечтала о любви Бога». Однако, вернувшись летом 1851 года из путешествия, писатель начал писать реалистический роман об Эмме Бовари. Итак, поездка на восток стала переломным этапом в его творческой судьбы, который отделил ранний романтический период творчества от зрелого, реалистичного. Такой переход к реализму не был непредсказуемым, как казалось на первый взгляд. Еще в 1850 году он писал: «Почему смерть Бальзака так огорчила меня? Всегда жаль, когда умирает человек, которая вызывала восхищение. Была надежда когда-нибудь с ним познакомиться и заслужить его любовь. Да, это был человек сильный, человек, который дьявольски поняла свою эпоху...»
Призыв «понять эпоху» Флобер воспринял как завет, оставленный Бальзаком новому поколению писателей - реалистов. Но как добиться правды в художественном произведении? И Прозаик нашел ответ: писатель - реалист должен создавать художественный мир, опираясь на действительность, которая окружает его «непосредственно». Однако, столкнувшись с этой действительностью, Флобер окончательно разочаровался в ней, назвав ее для себя миром цвета плесени».
К истории и современной ему французской действительности художник относился чрезвычайно пессимистично. Он был уверен, что «самое важное в истории - это маленькая человеческая часть (возможно, три - четыре сотни людей на века)... Они и создали все». «Нижнюю часть социального дна», то есть народ, писатель воспринимал с недоверием и не признавал его способным к творческой деятельности. По его мнению, история двигалась по замкнутому кругу, меняя только свои внешние формы и оставляя такой же внутреннюю суть. Поэтому и политику Гюстав откровенно игнорировал.
31 января 1857 года в палате № 6 Флобера судили за его роман «Госпожа Бовари», который обвинял религию и мораль. Этого стыда писатель не мог забыть даже спустя 23 года. За несколько месяцев до смерти он писал своему ученику Ги де Мопассану: «...И тебя посадят на одной скамье с ворами...» С этой ненавистью он прожил всю жизнь, потеряв надежду на лучшее.
Главными чертами мировосприятия писателя были скептицизм и пессимизм. От грубого мира он пытался спрятаться в мире искусства, которое, считал, может изменить человека.
Социальный скептицизм писателя во многом объяснялся особенностями его времени. Сам Флобер воспринимал свое время как переходный этап: «Мы с тобой появились на свет слишком рано и в то же время слишком поздно, - писал он своему другу поэту Л. Буйєу 1850 году. - Нашим делом будет самое трудное и наименее главное: переход».
Еще в юности сформировались особенности мировосприятия Флобера: «Две вещи поддерживают меня - любовь к Литературе и ненависть к буржуа», - сказал однажды писатель, утверждая стремления и чувства всей своей жизни. Свою главную цель он видел в том, чтобы защитить «интересы духа», отделить литературу от влияния буржуазии.
Если не брать во внимание путешествий Флобера и его поездок до Руана и Парижа, он 30 лет жил, работая в имении Круассе.
8 мая 1880 года писатель сидел в своем кабинете и писал свой очередной роман. Но работу прервал апоплектичний приступ, который и привел к смерти. Жителей Руана удивила похоронная процессия, и присутствующие на ней люди из Парижа. Это хоронили Гюстава Флобера.
«Он пал, как солдат на поле боя», - написал обозреватель еженедельника «Иллюстрированный мир» о великого художника искусства слова.
• воплотил в романах принцип безличности литературы, то есть отсутствия автора в произведении (прямого авторского вещания, непосредственного раскрытия авторской позиции)
• считал, что автор не имел права давать оценку событиям, делить героев на положительных и отрицательных.
Эстетические взгляды Флобера
• изобрел новые приемы изображения действительности и морального сути тогдашнего общества;
• оставался сторонником подлинного реализма;
• соединил трагический и комический планы, с глубоким психологизмом создал убедительную картину бездуховности общества, в котором пошлости и обыденности ничего не противостояло;
• пришел к выводу, что в жизни не было и не могло быть ничего прекрасного, вырваться из серости невозможно ни с помощью мечтаний, ни с помощью любви;
• ценил форму (безличностное принцип);
• обличал пошлое и обыденное в буржуаВНОм обществе;
• считал, что в его мире счастлив тот, кто не имел ни моральных принципов, ни высоких порывов;
• часто автор не выводил на страницах романов ни одного положительного героя («Госпожа Бовари»), и таким образом, не навязывал читателю возможного решения конфликта.
• создал т.н. «объективную манеру» повествования в реалистической литературе.
• не разделял объекты художественного изображения на «высшие» и «низшие», считая, что самая пошлая материал под пером талантливого художника излучал красоту, ведь эстетический идеал в искусстве не имел ничего общего с этическим идеалом.
2. Характеристика творчества: «Лексикон прописных истин», «Саламбо», «Воспитание чувств», «Простая душа»
Тема утраченных иллюзий - классическая для французской литературы XIX века. Флоберівські «Госпожа Бовари» и «Воспитание чувств» непременно вызывали в памяти читателя «Утраченные иллюзии» Оноре де Бальзака. Однако в толковании этой темы двумя выдающимися французскими реалистами были существенные различия. Если герои Бальзака проявляли бешеную энергию, безудержные страсти в своем стремлении разбогатеть, прославиться, подняться на верхнюю ступень социальных ступенек, то персонажи Флобера охвачены «тоской», «неверием или романтическими подражанием, неестественностью и даже пошлостью «бульварной романтики» (именно она определяла трагедию Эммы Бовари)».
Следовательно, потеря иллюзий для героев Флобера - не результат их борьбы за счастье, а начало серого существования с грузом утраченных иллюзий. В романах писателя эти иллюзии - важнейшие исходные характеристики его героев, и заключались они даже не в их истории, а в предыстории. Более того, они были сущностью предыстории самого Гюстава Флобера, первые литературные попытки которого были отмечены романтическим пессимизмом, культом искусства и выбранной личности.
С презрением относясь к буржуаВНОй действительности своего времени, художник пришел к парадоксальному выводу: если ты должен был писать о том, что глубоко презирал, оставалось одно - «стараться хорошо писать».
Романы «Госпожа Бовари» (1857) и «Воспитание чувств» (1869), повесть «Простая душа» (1877), а также последний, незаконченный роман «Бувар и Пекюше» - реалистические произведения с «буржуазным сюжетом», к которому Флобер обратился как к символу и гарантии художественной правды.
В этих произведениях наиболее полно проявились черты, которые ознаменовали новый этап развития реалізму. их хорошо видно при сравнении героев Бальзака и Флобера. Бальзаковский Растіньяк умный, энергичный, дерзкий, полон надежд, он готов к поединку со всем миром и отчаянно выборив свое место под солнцем. А герои Флобера - Шарль Бовари, Фредерик Моро и другие - лишены каких-либо талантов. В их образах - где поетизованих и где героїзованих - отразилась яркая и точная характеристика современной писателю буржуаВНОй действительности.
В 1850 г. прозаик начал работать над новым романом «Мадам Бовари. Провинциальные нравы», а также над так и незавершенным произведением «Лексикон прописных истин», в котором художник собрал пошлые суждения, говорящие о полное невежество современного ему буржуа - обывателя. Впоследствии Флобер использует эти «жемчуг» во многих своих произведениях. Вот некоторые из этих образцов «мещанской» мудрости: «Газеты - без них нельзя обойтись, но нужно их ругать», «Дворянство - презирать его и завидовать ему», «Актрисы - погуба наших сыновей», «Жандармы - опора общества» и т.д.
Уродливому миру буржуа, где «богатство заменяет все, даже уважение», реалист, казалось, противопоставлял башню из слоновой кости - поэтический символ романтика А. Де Виньи.
Ненависть к самодовольного буржуа, который презирал эрудицию «как признак узкого кругозора» («Лексикон прописных истин»), увлечение Востоком и мыслями Спинозы о единстве духовного и физического, человека и природы побудили писателя взяться к созданию исторического романа из эпохи Пунических войн.
Уже в 1857 г. Флобер собирал материал к роману «Саламбо», который был закончен в 1862 г. С отвращением работая над «современными буржуазными сюжетами», Флобер мечтал о «роскошный исторический сюжет», в котором видел спасение от мира «цвета плесени». Так возникли яркие, насыщенные красками произведения: «Саламбо» - роман о Карфаген эпохи Первой пунической войны; философская драма «Искушение святого Антония», повесть «Иродиада».
В романе «Саламбо» изображен древний дохристианский и домусульманський Восток, воспринят Флобером как «бессознательная» пантеистическая «поэзия». Во время работы над романом художник стремился понять, что чувствовали люди, которые жили две тысячи лет до нас. Для этого он перечитал сотни томов специальной литературы. Автор даже называл «Саламбо» археологическим произведением. Сутки Карфагена (III в. до н.э.) Флобер изобразил как писатель - реалист, применив к античности приемы современного романа, используя при этом достижениями В. Скотта; и в то же время воспроизвел переломный этап в развитии сознания обладателей Карфагена, выступив как реалист-аналитик. Все это писатель подчинил «единства колорита» и верности психологии, чего не было у его предшественников. Главным идейным задачей автора снова, как и у романтиков, стало воссоздания исконной борьбы в мире добрых и злых стихий. Он передал это в романе, противопоставив культа богини Танит - хранительницы жизни и любви - культ Молоха - бога войны и разрушения.
В «Саламбо» Флобер воспроизвел не только исторические декорации, а суть эпохи, а главное - психологию «природных героев». Роман построен на контрастах. Особенно ощутим контраст в любовной коллизии произведения и раскрыто в образах Саламбо (дочь полководца Карфагена будто сотканная из благочестия) и Мато (этот ливийский наемник - идеальное орудие войны, составленное из крови и плоти). История любви этих молодых развернулась на фоне исторических событий. Благодаря детально выписанным реалиям эпохи Первой пунической войны у читателя возникает иллюзия реальности событий, что происходили.
В центре романа - фигура женщины. Но если все чувства Эммы были искажены стремлением подражать лицемерные идеалы, а ее разум способствовал лишь формированию искаженных представлений о мире (роман «Госпожа Бовари»), то Саламбо была существом настолько чистой и естественной, что даже само чувство любви к Мато она не называет этим словом, но умерла, не в силах пережить гибель любимого.
Не смог и не захотел Флобер избежать изображения низости политических деятелей: в романе о далекое прошлое писатель изобразил членов Совета республики бесчестными, злыми, корыстными и жестокими, их прототипами стали современники автора - так «гвозди сапог» не давали ему оторваться от реальности.
Современность стала главным содержанием романа - «Воспитание чувств» (1869), в котором писатель показал духовную опустошенность современной ему молодежи. Флобер писал об этом поколении так: «Мне кажется, что аморальные герои Бальзака многим вскружили головы. Немощное поколение, что сейчас суетится в Париже вокруг власти, и славы, нахваталось в этих романах придурковатого увлечение каким-то обывательским аморалізмом, которого оно пытается достичь... Теперь уже не хотят быть не Вертером или Сен-Пре, а Растіньяком или Люсьеном де Рюбампре».
Это произведение, по сути, «история одного молодого человека». Главный герой романа Фредерик Моро. Он - младший брат героев Бальзака, Эжена Растіньяка и Люсьена де Рюбампре. Но между ним и «старшими братьями» почти такая же разница, как между деятельностью и полным бездействием. Если герой «Человеческой комедии» Бальзака воспринимал Париж как поле боя, где можно реализовать честолюбивые замыслы, то флоберівський Фредерик видел в столице Франции место, где можно «ничего не делать».
Главное событие в его жизни - получение наследства, которая гарантировала ему стабильное существование. Фредерик - типичный рантье: он не творил, а тратит, не достигал, а проживал, не действовал, а передвигался.
Но по крайней мере герой умел любить. Его первая встреча с мадам Арно, когда он увидел ее на пароходе: залитую солнцем, в удивительно изысканном платье, в соломенной шляпке с широкими полями и розовыми лентами, словно создала лейтмотив, который стал неотделим от его сущности, от светлого чувства Фредерика, которое он сохранил на всю жизнь. Бальзаковского Растіньяка страсти сжигали. Моро Флобера был способен только восхищаться. Его жизнь наполнилась интересом только тогда, когда у него появилась богатая любовница госпожа Дамбрез. От бескорыстного поклонения Красоте к поклонению красавицы, которая владела миллионами, - такой путь «воспитания чувств» преодолел Фредерик Моро, характерный герой мира «цвета плесени».
В финале романа Моро и его товарищ задумались над прожитыми годами. Как самое яркое событие жизни они вспомнили неудачные посещение публичного дома, куда так и не решились войти. Воспоминание и его восприятие приобрели символических черт: тем, кто знал содержание романа, домом разврата показалась вся продажная Франция. Все грубо, унизительно и фальшиво в современной Флоберу стране.
В 1876 г. прозаик создал необычный для себя произведение - повесть «Простая душа». Сам он писал об этой книге так: «История простой души» - это не что иное, как рассказ о непримечательную жизнь бедной крестьянской девушки, набожной и мистически настроенной, отданной без всякой экзальтации и нежной, как свежий хлеб. Она последовательно любит мужа, детей своей хозяйки, племянника, старика, о котором заботится, а впоследствии попугая. Когда попугай погибает, она заказывает его чучело и, умирая, путает его со святым духом. В этом нет никакой иронии, как вы можете подумать, наоборот - все это очень печально и очень серьеВНО».
Это произведение вернул читателей к французской современности. Повесть была навеяна воспоминаниями молодости автора, чем и объяснял ее невеселый тон и скрытый лиризм. В процессе работы, в апреле 1876 г., писатель даже совершил двухнедельную поездку в Нормандию, чтобы оживить впечатления от тех мест, куда он поместил своих героев. Когда в Трувілі, семье знакомых Флобер видел чучело попугая, любимця их служанки, и услышал историю этой женщины, которая стала прототипом служанки Фелисите.
Работа над произведением шла трудно. Он почти дошел до половины книги, как его выбило из колеи известие о смерти Жорж Санд, которой мыслями Флобер посвящал произведение. «Я начал писать простую душу исключительно ради нее, только ради того, чтобы быть ей приятным».
Жизни простой служанки в произведении - это своего рода легенда, перенесенная в современность. Г. Флобер рассказал очень печальную историю, историю исключительно доброго человека с неразвитым умом, которая едва умела писать. В повести подтверждена не новая для Флобера мысль о том, что для истинного чувства не обязательно иметь развитый интеллект, быть образованным. Примерами могли служить: отрицательным - мадам Бовари, положительным - Саламбо. Однако воспринимать Фелисите как образ, который соответствовал идеалу Флобера, пожалуй не стоит: в его идеале человека непременно сочетались образованность, высокая культура, умение ценить и понимать искусство - самой только простодушия для этого мало. Фелисите противостояла бездуховности мира мещан и буржуа. Именно в этом качестве она вписалась в палитру образов Флобера, в систему созданных писателем идеальных или просто положительных героев.
3. Творческий метод Флобера
Новаторство Г. Флобера
> Обрисовал полностью реалистичные картины, беря факты из собственной жизни или жизни людей, которые его окружали.
> Ввел в роман образы простых людей, которые сочетали в себе как отрицательные, так и положительные черты, чисто «положительных» героев его произведения не имели.
> Выступил против совмещения реализма и романтизма.
• Отодвинул рассказ на задний план, главное место предоставил показа жизни простых обывателей провинциального французского городка. ^ создал «объективный метод».
• Не давал полностью детализированных портретов своих героев. Как художник точными мазками кисти, подавал портретную характеристику героев, изменения в их настрой, ярко отражали их лица, взгляды, жесты.
> Использовал в произведениях импрессионистскую манеру письма.
> Писал произведения с характерными чертами психологизма, что проявилось в:
• форме психологического анализа;
• внешнем и внутреннем, физическом и психологическом, что слились в единый поток;
• найадекватнішій форме его стилистического воплощения - применение несобственной прямой речи, которую автор широко первым ввел в литературу;
• использовании художественных деталей, которые способствовали психологическому анализу личности героя;
• передачи движений сердца.
> Отказался от деления героев на положительных и отрицательных носителей добра и носителей зла. Как реальные люди его персонажи соединили положительные и отрицательные черты в сложном переплетении и различных соотношениях.
> Использовал невласну прямую речь, которую он первый широко ввел в литературу. Это такая форма речи, где голос автора и голос героя произведения переплетались, причем автор постоянно помогал ему выразить то, что герою или непосильно трудно передать словами.
Вопросы для самоконтроля
1. В какой период жизни Г. Флобер обратился к написанию произведений? Дайте общую характеристику его ранним творениям.
2. Кем стала для Г. Флобера Луизе Колле и как сложились их отношения?
3. . Почему Г. Флобера называют мастером психологического анализа?
4. Какую главную цель поставил перед собой Г. Флобер, обратившись к писательской деятельности?
5. В чем раскрывается новаторство писателя?