ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

СТЕНДАЛЬ (Анри Мари Бейль) (1783-1842)

 

РОМАН «КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ» - ШИРОКАЯ ПАНОРАМА ЖИЗНИ ФРАНЦИИ ПЕРИОДА РЕСТАВРАЦИИ

 

Жизнь всей Франции глазами одного героя

 

Казалось бы, Стендаль отправился в путь протоптанной тропой, ведь его произведение - это хорошо известный «роман одного героя», в центре которого - единственный персонаж и с ним связано развитие сюжета (недаром первоначальное название произведения - «Жюльен Сорель»). Особое внимание автора к главному персонажу, его мировосприятия и оценки событий уже на то время была традиционной. В таком типе романов все события, проблемы и персонажи поданы сквозь призму восприятия героя, читатели смотрят на все изображаемое как будто его глазами. Поэтому успех произведения во многом зависит от мастерства автора в выборе героя. Скажем, А. Пушкин, М. Лєрмонтов и М. Гоголь, гениально почувствовав дух своей эпохи, выхватили из многообразия человеческих типов своих «героев времени» (соответственно - Онегина, Печорина и Башмачкин), и благодаря этому их произведения интересуют читателей и сейчас.

Надо признать, что своего героя Стендаль выбрал гениально. Это молодой плебей, сын плотника, Жюльен Сорель, который был наделен незаурядными талантами. В другой исторический период, когда жизненный успех человека в большей степени зависел бы от его личных качеств и достоинств, а не от происхождения, возможно, на него бы ждала блестящая карьера. Те времена были не такими уж и далекими, о них еще хорошо помнили Стендаль и его современники: отбросьте от времени создания романа два десятилетия - и вы получите 1810-е годы, времена побед Наполеона, который, по мнению родовитых европейских аристократов, был вискочнем, возвысился благодаря революции, а в другое время, пожалуй, остался бы никому не известным лейтенантом артиллерии. Итак, героическое время нуждался и вызвал появление героических личностей.

Однако во Франции в эпоху Реставрации ситуация изменилась коренным образом. К власти вернулись аристократы (ведь Реставрация - это восстановление монархии), в свое время напуганные революцией, с присущими им «аристократическими предрассудками». Человека снова стали ценить не за его личные качества и достоинства, а за происхождение - чем длиннее у нее был родословную, тем короче путь к успеху. Вот как, например, аббат Пірар, поучая Жульена перед очередным карьерным скачком» - уходженням в круг парижских аристократов, характеризует жену маркиза де Ла-Моля, а также ее «критерии оценки» людей: «Вы увидите там госпожу маркизу де Jla-Моль. Это высокая белокурая женщина, очень набожная, погордлива, чрезвычайно вежливая и зовеш ничтожна. Она - дочь старого герцога де Шона, который прославился своими аристократическими предрассудками. Она даже не считает нужным скрывать, что единственная заслуга, достойная уважения в ее глазах, - это иметь в своем роду предков, которые ходили в крестовые походы» (здесь и далее текст представлен в переводе Есть. Старинкевича).

Nota bene

Хроника (от греч. chronikos - связан со временем) - летопись, вид исторического сочинения, в котором важнейшие события того или иного периода изложены в хронологическом порядке. Самыми древними хрониками можно считать Книги Царств из Библии.

В средние века хроники (у русичей - летописи) велись, как правило, учеными монахами. В отличие от исторической литературы, где на первом плане изображены характеры персонажей, влияние истории на их судьбу и исторический колорит, в хрониках прежде всего изображается течение времени, то есть эпоха становится главным героем произведения. В более поздние времена писатели часто использовали события хроник как источник литературных сюжетов или стилизовали свои произведения под них. Это давало возможность задуматься над очень важной проблемой: что преодолевает человек перед лицом истории? Это философские вопросы мы можем найти не только в исторических хрониках В. Шекспира, но и в его трагедиях «Макбет» и «Гамлет», сюжеты для которых он нашел в «Хронике Англии, Шотландии и Ирландии» Р. Холиншеда и датском летописи Саксона Грамматика.

Источником сюжета для романов-хроник на современную для автора тематику может быть газетная статья (как это произошло со Стендалем при возникновении у него замысла романа «Красное и черное»). Благодаря хронике в произведении предстает система включения реального, исторического времени в вымышленный сюжет.

Саксон Грамматик (Saxo Grammaticus) (ок. 1140 - между 1206 и 1220 г.) - датский историк, священник. Составил одну из первых датских хроник латинском языке «Деяния датчан» («Gesta Danorum»). Хроника состоит из шестнадцати книг, причем в девяти подано скандинавские предания, в том числе и знаменитая легенда об Амлете. Труд Саксона Грамматика впервые была напечатана в 1514 г. в Париже. О жизни хрониста почти ничего не известно.

Однако подобные критерии отношения к людям свойственны не только этой «аристократично забобонній» женщине. Ее сын, девятнадцатилетний граф Норбер, которого навязывают Жюльена в «друзья», исповедует те же принципы: «Молодой граф де Лa-Моль сначала будет презирать вас, потому что вы только мещанин, а его предок был придворным и имел честь быть казнен на Гревской площади двадцать шестого апреля тысяча пятьсот семьдесят четвертого года за какую-то политическую интригу».

Возникает закономерный вопрос: что же делать тем миллионам людей, у которых среди предков не было не только крестоносцев, но и ни одного человека, который бы добавляла к своему простого фамилии «вивищувальну» долю «где»? Разве что присоединить ее так, как это сделал выдающийся французский писатель-реалист Оноре де Бальзак, чей дед, крестьянин, фамилия Бальса, начал облагораживать его, переиначив на Бальзак. Однако так везет не всем. Итак, что должен делать сын простого вер'єрського плотника Жюльен Сорель? У него не было шансов на достойную самореализацию и достойную карьеру через свое «низкое» происхождение. В конце произведения гордый плебей бросает вызов кастовому обществу: «Перед вами крестьянин, который восстал против низости своего состояния».

Такая ситуация в романе была выигрышной. Ведь в упомянутой невозможности реализовать талант юноши скрыта мощная сила «бомбы конфликта», которая и взорвалась в конце произведения. Причем прозвучала не только выстрелами Сореля в госпожу де Реналь в церкви (хотя это уже ужасная ситуация), а также его пламенным роковым монологом на суде о несправедливости тогдашнего французского общества. Именно здесь и сработала формула «Хроника XIX века»: упомянутый конфликт касался не только Жульена, это был конфликт эпохи.

К тому же Стендаль ничего не выдумывал, поскольку прочитал в «Судебной газете» заметку о случае, что плебей Антуан Берт выстрелил в церкви в бывшую любовницу. А дальше все было делом писательского таланта. А поскольку автор имел незаурядный талант, то и фрагмент криминальной хроники он возвысил до уровня литературного шедевра. Это яркая иллюстрация источников и механизма реалистического творчества, когда писатель не только изображает героев и события своего произведения «как в жизни», но и заимствует, выхватывает их напрямую. из среды самой жизни. Это и есть реализация наставления о «искренность в творчестве», которой требовал от художников-реалистов Же. Шанфльорі - теоретик этого направления (кроме того, «отец» термина «реализм») в известном изречении: «Сжимайте ваше сердце и, как губку, выжимайте его в чернильницу». Поэтому не случайно с приведенной мыслью теоретика реализма созвучен эпиграф к роману «Красное и черное» - слова Дантона: «Правда! Суровая правда!»

Роман «Красное и черное» называют панорамой жизни всей Франции: Стендаль мастерски строит сюжет, используя прием градации (постепенного нарастания). Он проводит Жульена Сореля - выше и выше - ступенями его карьеры (поэтому произведение Стендаля - это еще и «роман карьеры»). Карьерный взлет сына плотника начинается в Вер'єрі, где он стал гувернером детей мэра городка господина де Реналя, продолжается в значительно большем городе Безансоне, где юноша получает духовное образование, а заканчивается в Париже, в доме одного из высших сановников Франции - маркиза де Ла-Моля. Это позволило изобразить быт, мораль и нравы разных слоев общества как в провинции, так и в столице государства. Стоит также отметить особое мастерство писателя, заключается в глубине проникновения в психологию (знаменитый «психологизм Стендаля») всех без исключения сословий: от крестьян и мелких горожан в провинциальных и столичных аристократов. Такую широту охвата жизненных явлений называют панорамністю, или панорамой (от греч. pan - все и horame - обзор).

То что увидел читатель в романе Стендаля?