Фредерик Стендаль 1783 - 1842
Открытая книга
РОМАН «КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ»
Внутренняя борьба главного героя и его прозрение
Молодой и честолюбивый Жюльен Сорель стремится сделать карьеру в жестоком, враждебном обществе. Для достижения этой цели у него нет никаких средств и возможностей, кроме лицемерия, «искусство» которого он вынужден осваивать, чтобы приспособиться к ненавистному среды. Постоянно ощущая себя в окружении врагов, Жюльен пристально контролирует каждый свой шаг, все время действует и говорит вопреки своим убеждениям и моральной природе. Изнурительную борьбу с самим собой, что происходит в его сознании, Стендаль приравнивает к «подвигов Геркулеса».
Придерживаться выбранной «тактики» герою не только трудно, но и противно, и это вносит в его судьбу внутренний драматизм, который все углубляется, в конце произведения набирая трагического звучания. То, что произошло с Сорелем, приобретает характер «трагической вины», за которую он расплачивается жизнью. После рокового выстрела в мадам де Реналь герой начинает по - другому смотреть на мир. Происходит кардинальная переоценка ценностей, и Жульен будто прозревает: цель, к которой он так неистово стремился, теперь кажется ему ненужной иллюзией, порожденной пылким воображением, обостренным чувством униженности простолюдина и непониманием истинной природы общества, в котором он хотел занять достойное место.
Определяющей чертой Жульена Сореля, которая выделяет его из окружения, является то, что в борьбу с обществом он вступает не ради карьеры и обогащения. По аналогии с персонажами бальзаковских романов этого героя нередко определяют как карьериста, однако стимулы его поведения определенно другие, чем у бальзаковских героев. Стендаль не случайно назвал мотивы и поступки Жульена «безумием» и гордился тем, что, при всей их необычности, они такими не кажутся. Здесь стоит заметить, что, называя Сореля «безумцем», писатель вроде «воспроизводил» точку зрения благоразумных обывателей, между тем как в его собственных глазах это была положительная черта героя, сродни романтическим воодушевлением.
Многими гранями своего характера и своей судьбы Жульен Сорель вписывается в ряд романтических образов Стендаля, таких как Фабрицио дель Донго, Ферранте Палла, Лам'єль и другие. Это родство особенно отчетливо проявляется в финале короткой жизни Жульена. То, что происходит с героем в тюрьме, когда он ожидает приговора за совершенное в состоянии аффекта преступление можно квалифицировать как возвращение к самому себе, своей человеческой сущности. Как уже отмечалось, Жульен не только освобождается от иллюзий, но и радикально переоценивает свои жизненные ценности, осознает ненужность всего, к чему он так одержимо рвался. В прежних намерений герой уже не может вернуться, но и другого варианта жизни для него не существует. Своей речью перед судом присяжных Сорель фактически выносит себе смертный приговор.