2 КЛАСС
НЕ СТОМЛЮЙСЯ ДЕЛАТЬ ДОБРО
Урок 12
Тема. Ганс Кристиан Андерсен «Новый наряд короля» (донская сказка)
Цель: познакомить детей с жизненным и творческим путем датского писателя; учить выражать свое отношение к прочитанному; развивать навыки выразительного чтения с соответствующей интонацией, обогащать словарный запас учащихся; воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: карта Европы; Государственный Флаг Дании; портрет писателя; выставка книг; учебник; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
- Посмотрите мне в глаза. Взгляните друг на друга, улыбнитесь. Девизом нашего урока будут такие слова:
Не просто слушать, а слышать.
Не просто смотреть, а видеть.
Не просто отвечать, а рассуждать.
Дружно и плодотворно работать.
II. Актуализация опорных знаний
1. Речевая разминка. Дыхательные упражнения
• Дмухніть на шарик.
• Погасите свечу.
• Как рычит собака?
• Как тикают часы?
2. Работа над считалками-стишками
• «Шел индюк с индюшкой»;
• «Шумные гавы и галки»;
• «Две лисички у реки»;
• «Юшка и петрушка».
III. Мотивация учебной деятельности
- Сегодня мы продолжаем путешествовать по странам Европы и знакомиться с произведениями писателей этих стран.
>> Технология «Микрофон»
- Чем литературная сказка отличается от народной?
- Каких писателей-сказочников вы уже знаете из предыдущих уроков?
- Кто по национальности были эти писатели?
- Какую народную сказку мы читали? («Как не уберегли звери свои тайны»)
- Какую немецкую сказку читали? («Кот в сапогах»)
- Вспомните, в какой литературной сказке показано трудолюбие и скромность, вознаграждение за человеческие добродетели. («Маленькие помощники»)
- В какой сказке осмеяно пороки человеческого характера? («Причудливые желания»)
IV. Сообщение темы и цели урока
- Приходилось ли вам слышать имя такого писателя - Ганс Кристиан Андерсен?
- Читали ли вы сказки этого автора? Какие именно?
1. Сообщение об авторе
- Ганс Кристиан Андерсен - известный датский писатель, автор стихов, пьес, романов. Андерсен написал более 150 сказок, которые были переведены на более чем 100 языках и принесли ему мировую славу.
Андерсен родился в городке Оденс. Отец его был сапожником, а мать - прачкой. Ребенком парень любил слушать сказочные рассказы отца. Он увлекался театром и дома создал кукольный театр, для которого писал сказочные пьесы, сам готовил декорации и вырезал из бумаги костюмы. Делал он это так искусно, что мать решила устроить его на обучение к портному. Кроме того, автор любил импровизировать всевозможные истории и хотел, чтобы его рассказы слушали взрослые. Родным некогда было слушать парня, и он искал «свободные уши», чтобы кому-то рассказать свои истории.
в 1819 году Андерсен едет до столичного города Копенгагена в поисках счастья - он хотел стать актером. Но ему не удалось. И судьба улыбнулась Гансу: он встретился с хорошими людьми, которые устроили его в гимназию, и уже почти взрослым он садится за парту рядом с малышами. Несмотря на насмешки юноша окончил гимназию, а затем и университет.
После завершения обучения в университете Андерсен много путешествует, знакомится с выдающимися писателями, пишет романы, стихи, пьесы. Впоследствии начинает писать сказки, которые стали чрезвычайно популярными сначала за рубежом, а впоследствии и на родине писателя.
Герои сказок Андерсена известны всему миру. Некоторым из персонажей даже возведены памятники. Так, в Копенгагене гордятся памятником Русалочке, героине одноименной сказки Андерсена.
Сегодня в мире насчитывается 26 писателей и 20 художников, которые награждены международной премией Г. К. Андерсена.
На карте учитель вывешивает Государственный Флаг Дании.
2. Предсказания
На доске - рисунок короны.
- Как вы думаете, о ком или о чем будем читать в сказке?
- Не читая сказки, а лишь зная ее название, можете ли вы сказать, какое приключение случится? (Рассуждения учеников.)
- Хотите узнать, что происходило на самом деле? Тогда слушайте внимательно и постарайтесь найти ответ на вопрос: что высмеивает автор сказки?
3. Словарная работа
Чтение столбиков слов «эхом» за учителем.
Транжирил |
иностранцы |
волов |
наряд |
мошенники |
хотелось |
карета |
странная |
ничтожество |
гардероб |
чиновники |
розкумекає |
бурлила |
ткнул |
шлейф |
4. Физкультминутка
5. Упражнения на развитие скорости чтения
Ученики читают слова «буксиром» в паре с соседом по парте.
6. Игра «Прочитай начало»
Учитель называет слово из строки, а ученики находят и читают строку сначала.
V. Обработка сказки
1. Анализ содержания сказки
• Что больше всего любил король? Прочитайте об этом в тексте сказки.
• Понравился ли вам король?
• Как его обманули мошенники?
• Почему и придворные и король не видели ткани?
• Почему они не говорили правды? Какими они были?
• Почему именно к уст ребенка автор вкладывает слова правды?
• Каких людей осмеяно в сказке?
• Проанализируйте свое поведение. Всегда ли вы говорите правду?
• Почему люди ценят честных и правдивых?
2. Работа в группах. Игра «Хорошо и плохо». Работа в тетради
- Объединимся в группы. У вас на парте есть карточки. Ваша задача - заполнить таблицу, где следует отметить хорошие и плохие черты характера короля.
КОРОЛЬ
- Поэтому каких черт больше у короля - хороших или плохих?
- Дети, скажите, что автор осуждает в этой сказке?
- Оправдались ли ваши ожидания, предсказания?
VI. Итог урока
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
VII. Домашнее задание
Научиться выразительно читать сказку.
Составить план и пересказывать по ним сказку.
Для тех, кто любит читать
• Г. К. Андерсен «Свинья-копилка».