ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 2-4 классы

2 КЛАСС

 

НЕ СТОМЛЮЙСЯ ДЕЛАТЬ ДОБРО

 

Урок 12

Тема. Ганс Кристиан Андерсен «Новый наряд короля» (донская сказка)

 

Цель: познакомить детей с жизненным и творческим путем датского писателя; учить выражать свое отношение к прочитанному; развивать навыки выразительного чтения с соответствующей интонацией, обогащать словарный запас учащихся; воспитывать интерес к чтению.

Оборудование: карта Европы; Государственный Флаг Дании; портрет писателя; выставка книг; учебник; рабочая тетрадь.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

- Посмотрите мне в глаза. Взгляните друг на друга, улыбнитесь. Девизом нашего урока будут такие слова:

Не просто слушать, а слышать.

Не просто смотреть, а видеть.

Не просто отвечать, а рассуждать.

Дружно и плодотворно работать.

 

II. Актуализация опорных знаний

1. Речевая разминка. Дыхательные упражнения

• Дмухніть на шарик.

• Погасите свечу.

• Как рычит собака?

• Как тикают часы?

2. Работа над считалками-стишками

• «Шел индюк с индюшкой»;

• «Шумные гавы и галки»;

• «Две лисички у реки»;

• «Юшка и петрушка».

 

III. Мотивация учебной деятельности

- Сегодня мы продолжаем путешествовать по странам Европы и знакомиться с произведениями писателей этих стран.

>> Технология «Микрофон»

- Чем литературная сказка отличается от народной?

- Каких писателей-сказочников вы уже знаете из предыдущих уроков?

- Кто по национальности были эти писатели?

- Какую народную сказку мы читали? («Как не уберегли звери свои тайны»)

- Какую немецкую сказку читали? («Кот в сапогах»)

- Вспомните, в какой литературной сказке показано трудолюбие и скромность, вознаграждение за человеческие добродетели. («Маленькие помощники»)

- В какой сказке осмеяно пороки человеческого характера? («Причудливые желания»)

 

IV. Сообщение темы и цели урока

- Приходилось ли вам слышать имя такого писателя - Ганс Кристиан Андерсен?

- Читали ли вы сказки этого автора? Какие именно?

1. Сообщение об авторе

- Ганс Кристиан Андерсен - известный датский писатель, автор стихов, пьес, романов. Андерсен написал более 150 сказок, которые были переведены на более чем 100 языках и принесли ему мировую славу.

Андерсен родился в городке Оденс. Отец его был сапожником, а мать - прачкой. Ребенком парень любил слушать сказочные рассказы отца. Он увлекался театром и дома создал кукольный театр, для которого писал сказочные пьесы, сам готовил декорации и вырезал из бумаги костюмы. Делал он это так искусно, что мать решила устроить его на обучение к портному. Кроме того, автор любил импровизировать всевозможные истории и хотел, чтобы его рассказы слушали взрослые. Родным некогда было слушать парня, и он искал «свободные уши», чтобы кому-то рассказать свои истории.

в 1819 году Андерсен едет до столичного города Копенгагена в поисках счастья - он хотел стать актером. Но ему не удалось. И судьба улыбнулась Гансу: он встретился с хорошими людьми, которые устроили его в гимназию, и уже почти взрослым он садится за парту рядом с малышами. Несмотря на насмешки юноша окончил гимназию, а затем и университет.

После завершения обучения в университете Андерсен много путешествует, знакомится с выдающимися писателями, пишет романы, стихи, пьесы. Впоследствии начинает писать сказки, которые стали чрезвычайно популярными сначала за рубежом, а впоследствии и на родине писателя.

Герои сказок Андерсена известны всему миру. Некоторым из персонажей даже возведены памятники. Так, в Копенгагене гордятся памятником Русалочке, героине одноименной сказки Андерсена.

Сегодня в мире насчитывается 26 писателей и 20 художников, которые награждены международной премией Г. К. Андерсена.

На карте учитель вывешивает Государственный Флаг Дании.

2. Предсказания

На доске - рисунок короны.

- Как вы думаете, о ком или о чем будем читать в сказке?

- Не читая сказки, а лишь зная ее название, можете ли вы сказать, какое приключение случится? (Рассуждения учеников.)

- Хотите узнать, что происходило на самом деле? Тогда слушайте внимательно и постарайтесь найти ответ на вопрос: что высмеивает автор сказки?

3. Словарная работа

Чтение столбиков слов «эхом» за учителем.

Транжирил

иностранцы

волов

наряд

мошенники

хотелось

карета

странная

ничтожество

гардероб

чиновники

розкумекає

бурлила

ткнул

шлейф

4. Физкультминутка

5. Упражнения на развитие скорости чтения

Ученики читают слова «буксиром» в паре с соседом по парте.

6. Игра «Прочитай начало»

Учитель называет слово из строки, а ученики находят и читают строку сначала.

 

V. Обработка сказки

1. Анализ содержания сказки

• Что больше всего любил король? Прочитайте об этом в тексте сказки.

• Понравился ли вам король?

• Как его обманули мошенники?

• Почему и придворные и король не видели ткани?

• Почему они не говорили правды? Какими они были?

• Почему именно к уст ребенка автор вкладывает слова правды?

• Каких людей осмеяно в сказке?

• Проанализируйте свое поведение. Всегда ли вы говорите правду?

• Почему люди ценят честных и правдивых?

2. Работа в группах. Игра «Хорошо и плохо». Работа в тетради

- Объединимся в группы. У вас на парте есть карточки. Ваша задача - заполнить таблицу, где следует отметить хорошие и плохие черты характера короля.

 

КОРОЛЬ

Хорошо

Плохое

 

 

 

 

 

- Поэтому каких черт больше у короля - хороших или плохих?

- Дети, скажите, что автор осуждает в этой сказке?

- Оправдались ли ваши ожидания, предсказания?

 

VI. Итог урока

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

 

VII. Домашнее задание

Научиться выразительно читать сказку.

Составить план и пересказывать по ним сказку.

Для тех, кто любит читать

• Г. К. Андерсен «Свинья-копилка».