ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Зарубежная литература сокращено. Все произведения школьной программы в кратком изложении.

10 КЛАСС

 

ЛЕВ ТОЛСТОЙ

 

АННА КАРЕНИНА

 

Часть первая

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему. Все перемешалось в доме Облонских». Долли, родив своему мужу, Степану Аркадьевичу Облонском, шестерых детей, посвятила себя семье, мужу, но настоящего счастья в ней нет, потому что муж изменяет ей и, главное, не видит в этом ничего плохого, поскольку «легкий флирт» был давно в моде. Степан Аркадьевич считает, что жена должна воспринимать его поведение спокойно. Он по-своему любит Долли и детей, но не понимает, что настоящее счастье не может строиться на лжи и лицемерии, даже если это стало общепризнанным правилом. Долли собирается расторгнуть брак, забрать детей и уехать к родителям. Даже известие о приезде Анны Карениной - сестры Степана Арка - дійовича - не может помирить супругов.

Степан Аркадьевич (Стива) встречает на работе своего старого приятеля, Константина Левина, который приехал, чтобы сделать предложение младшей сестре Долли, Кити.

В Москве Левин остановился у своего брата, Сергея Ивановича Кознишева. У них был еще третий брат, Николай, который отошел от семьи, стал пьянствовать и промотав все деньги. Левин относится к Кити, как к особой девушки, поэтому ему нелегко решиться. Но Облонсь - кий подбадривает приятеля.

Кити - восемнадцатилетняя девушка. Родителям нравится Левин и они не против отдать за него дочь. Но к ней начинает ухаживать молодой граф Вронский - «образец золотой петербургской молодежи» . Почти сразу симпатия матери перекинулся на его сторону. Когда Левин наконец решается на разговор с Кити, девушка отказывает ему. И, несмотря на нежные чувства Вронского к Кити, жениться он не собирается.

На вокзале одновременно оказываются Вронский, который встречает мать, и Облонский, который ожидает приезда сестры. Обе женщины ехали в одном вагоне.

С первого взгляда Вронского поражает красота Анны. «Блестящие, темные от густых ресниц, серые глаза дружелюбно, внимательно остановились на его лице, будто она пронизывала его, и тотчас же перекинулись на толпу, будто ища кого-то. В этом коротком взгляде Вронский успел заметить сдержанную оживленность, которая играла в ее лице и порхала между блестящими глазами и чуть заметной улыбкой, что кривила ее румяные губы. Будто что-то так переполняло ее сущность, что невольно выражалось то в блеске взгляда, то в улыбке».

Вдруг пьяный желеВНОдорожный сторож падает под поезд. Анна предлагает помочь вдове, и Вронский дает двести рублей.

Стива обращается к сестре с просьбой примирить его с женой. Анна уговаривает Долли не оставлять мужа, но и не соглашается. К тому же, ехать женщине некуда: оказывается, что матери она не нужна, а других друзей или дохода она не имеет.

К Облонских приезжает Кіті. ей очень нравится Анна, ее умение держаться, легкость движений, поэтическое отношение к жизни. Когда Вронский, решил заехать к Облонских, видит в них Анну, то отказывается заходить. Это кажется странным.

Происходит бал. Там Кити видит Анну: женщина одета в черную юбку, которая подчеркивает ее фигуру. Вронский танцует с девушкой,

но и замечает его повышенное внимание к Анне. В конце бала Анна заявляет, что на следующий день собирается домой - в Петербург. Вронский отправляется за ней. Они встречаются в поезде.

Когда поезд прибывает в Петербург, Анна замечает на перроне мужчину. Он намного старше жены и подсознательно неприятен Анне. Каренин занимает высокую должность в министерстве, каждый его день расписан до минуты, а в свободное время знакомится с новостями литературы. Искусство не интересует Каренина. Это все не согласуется с темпераментной и поэтической натурой Анны.

У Карениных подрастает восьмилетний сын, Сергей, который очень любит мать и немного побаивается отца.

Анна - светская дама, благодаря своему мужу занимает высокое место в обществе. Она живет, как все из ее круга, привычным светской жизнью, но в то же время Анна - женщина необычная, она отличается от других моральной чистотой, неумением приспосабливаться к обстоятельствам, лицемерить. Она всегда чувствует фальшивость окружающих отношений, и это ощущение усиливается после встречи с Вронским.

Вронский, оказавшись в Москве, решает вести светскую жизнь и посещать те места, куда могут прийти Каренины.

Часть вторая

Зима. Врачебный консилиум в доме Щербацьких. В Кити подозревают начальную степень туберкулеза. Причиной болезни считают нервный срыв. Не для кого не секрет, что Вронский обманул надежды девушки. Врачи советуют Кити сменить место пребывания и поехать за границу.

В это время Вронский и Анна часто встречаются в доме Бетси Тверской - двоюродной сестры Вронского. Почти все, за исключением Каренина, догадываются о симпатии, возникшей между мужчиной и женщиной.

Любви вызвало в душе Анны скрытые силы и стремления к свободному, настоящей жизни. Однако возможность счастья с любимым была лишь призраком. Анна увидела, что светское общество закрывает глаза на скрытую измену, но никогда не простит никому искренней открытой любви. Поэтому Анна требует, чтобы Вронский вернулся в Москву и извинился перед Кити. Друзья семьи начинают намекать Алексею Александровичу, что его жена изменяет ему. Но на вопрос мужа Анна все отрицает и делает вид, что не понимает, что так разозлило мужчину. И совесть все-таки мучает Анну. ей снятся навязчивые сны о том, что она имеет двух мужчин.

Левин предан родной земле, крестьянам, труда. Он остро чувствует лицемерие, пустое существование светских кругов и стремится найти пути гармонизации жизни - и личной, и общественной. Он становится очень умным хозяином. К нему приезжает Стива. Друзья вместе отправляются на охоту, и Левин узнает о болезни Кити. При этом Облонский обвиняет друга в том, что он не проявил настойчивости и не боролся за свою любовь.

Поведение Вронского и Анны вызывает слухи в Петербургском обществе. Мать Вронского не довольна отношениями сына, потому что они мешают его карьере.

Вронский требует, чтобы Анна оставила сына и мужа и переехала к нему. Он искренне любит Анну и жертвует своей военной карьерой ради любви. Вопреки светским законам Вронский рассматривает свою связь с Анной как брак, истинный и самоотверженный. Он стремится создать семью, иметь детей, однако на пути к счастью встают моральные и общественные причины. Анна имеет другие представления об их отношениях, и стена непонимания между ними все крепнет. Анна говорит, что мужчина никогда не даст ей развода, а быть любовницей она не хочет. Она чувствует, что больше не может обманывать, между тем, не порывает отношений с Вронским.

Свободолюбивая, духовно одаренная Анна - умная и сильная женщина, однако в ее чувствах есть «нечто жестокое, чуждое, бесовское». Ради страсти она забывает про свои материнские обязанности, и Сергей, ее сын, становится серьезным препятствием для отношений с любовником; она не замечает страданий Каренина, ей безразлично к чувствам мужа, который по ее мнению, живет условностями, то есть также в лжи. Она также не понимает желание Вронского иметь совместных детей, создать настоящую семью.

Символическое значение приобретает сцена лошадиных скачек, где царит атмосфера эгоистического соревнования, где каждый пытается вырваться вперед, оттолкнув другого. Такие гонки напоминают движение общества, которое, забывая о реальном человеке и извечные ценности, неизбежно идет к катастрофе. На этих скачках лошадь Вронского падает и сідок ломает позвоночник. Увидев это, Анна выдает себя: вскочив, взволнованно наводит бинокль, увидев трагедию, громко рыдает. Муж уговаривает ее ехать домой, и по дороге Анна все рассказывает Алексею Александровичу. Сгоряча она говорит, что ненавидит мужа, но тот требует сохранять внешние условности.

Щербацькі отправляются в путешествие. Они знакомятся с мадам Шталь и Варенькою, ее приемной дочерью. Девушка всегда занята чем-то: кому-то помогает, улаживает конфликты. Вскоре они с Китти становятся подругами. Вскоре Котенок выздоравливает и семья возвращается в Москву.

Часть третья

Кознишев приезжает к Левина в деревню отдохнуть. Он видит, как брат просто общается с крестьянами, разбирается в хозяйстве, работает вместе с рабочими. В разговорах о народе, об образовании братья не находят взаимопонимания.

Долли выезжает в Єргушево, что находится возле имения Левите Покровского. Левин помогает женщине наладить хозяйство и объясниться с прислугой. Долли сообщает соседу, что пригласила к себе на лето Кити. Левин рассказывает о том, как делал девушке предложение и получил отказ.

Алексей Александрович Каренин - воплощение петербургской аристократии, «злая машина», как называет его Анна, однако в то же время он обнаруживает и человеческие качества.

Драма Каренина вытекает не только из событий современности, но и прошлого. Занимая пост губернатора, он женился на девушке на двадцать лет моложе себя, создал «обстановку счастью», которая стала довольно привычной. И вдруг осознал, что устоявшийся порядок *нелогично» и неожиданно сломался. Он напоминает человека, который спокойно прошла по мосту и вдруг увидела, что «этот мост разобрали и там пучина»: пучина эта была - сама жизнь, мост - то искусственное жизни, которой жил он сам.

Узнав об измене Анны он проверяет свои чувства церковнаяимы и общественными нормами. Каренин скрывает от всех и даже самого себя глубину своего горя, погружается в государственные дела, канцелярскую деятельность, но ничто не может спасти его от душевного беспокойства. Он очень глубоко страдает, но в конце концов решает не портить себе репутацию и не устраивать дуэли или судебный процесс. Каренин успокаивает себя тем, что измена жены - это ее дело, и он не первый обманутый муж. Сначала он думал, что им с женой надо жить раздельно, но потом приходит к выводу, что это только будет способствовать дальнейшей распутстве Анны. Он считает, что со временем роман жены кончится, и пишет Анне письмо, в котором пояснює. необходимость сохранения семьи - в первую очередь, ради сына. Сначала женщина действует импульсивно, решает забрать Сергея и поехать, но со временем понимает, что не сможет этого сделать. Она привыкла к обеспеченной жизни. Однако и роль любовницы ей уже ненавистна. Анна горько рыдает, задает себе вопросы, на которые не находит ответа.

Вронский решает урезать свои растраты - в том числе и на Анну. Ситуация осложняется тем, что Анна беременна. Она готова все бросить и за первым словом Вронского переехать к нему. Она признается мужу, что ничего не может изменить, но тот вновь призывает «прилично завершить их отношения».

Часть четвертая

Вронский начинает терять интерес к Анне. Женщину все чаще мучают ревность. Холодность мужа наносит ей еще больших страданий. Для нее было бы лучше, если бы Каренин убил ее, но он продолжает игнорировать жену и сохранять спокойствие. Она повторяет обоим мужчинам, что вскоре умрет от родов. Однажды Вронский и Каренин встречаются возле дома Карениных. Хозяин дома заявляет, что забирает сына и уезжает в Москву. Вскоре он уезжает.

В Москве Каренин часто бывает в доме Долли. Женщина пытается примирить его с женой, но тщетно. «Простить я не могу, и не хочу, и считаю это справедливым. Я для этой женщины сделал все, а она втоптала все в грязь, которая ей присущ», - говорит Каренин.

Кити и Левин становятся все ближе. Фактически девушка соглашается выйти за него замуж. Родители также дают согласие. Начинаются приготовления к свадьбе.

Анна отправляет телеграмму мужу, в которой говорит о близкой кончине. Она умоляет Каренина приехать. Он отправляется в дорогу. Дома Алексей Александрович застает Вронского со слезами на глазах и растерянную прислугу. Он узнает, что Анна родила девочку, но сама умирает. Анна грезит, когда сознание возвращается к ней, она умоляет мужа простить ей. Каренин говорит Вронскому, что простил Анну.

Вронский пытается застрелиться, но лишь получает ранение. Тогда он решает уехать в Ташкент. Анна выздоравливает, но впадает в депрессию. Ее ничто не интересует. Человек не делает ничего, чтобы изменить положение. Облонский уговаривает Каренина дать жене развод. В конце концов тот соглашается. Вронский меняет свое решение и вместе с Анной и дочерью едет в Италию. Сергей остается с отцом.

Часть пятая

Происходит торжественный обряд венчания Левина и Кити. Молодожены уезжают в села. Сначала они пытаются приспособиться друг к другу, но понемногу их жизнь налаживается. Они возвращаются в Москву и узнают, что Николай, брат Левина, вмирайе. Кити помогает мужчине найти общий язык с братом. Но сама она чувствует себя плохо. Врачи обнаруживают беременность.

Анна не чувствует своей вины перед мужем. Она хочет видеть сына - и они с Вронским возвращаются в Петербург. Но в городе наталкиваются на отчужденное отношение общества, которое не хочет принять их. Алексей Александрович также не может вернуть прежнее отношение к жене. Ведь в ответ на свое прощение он получил одиночество, осмеяние, стыд и презрение со стороны светского окружения.

Графиня Лидия Ивановна посещает Каренина и берет на себя обов'язки по хозяйству. Она уговаривает Алексея Александровича полностью изолировать Сергея от Анны. Лидия Ивановна сообщает мальчику, что его мать умерла. Однако вскоре Анна пишет письма графини, в ее кому умоляет помочь ей увидеться с сыном. Лидия Ивановна отвечает отказом и пишет оскорбительного для Анны листа.

Несмотря на то, что Алексей Александрович пытается заниматься образованием и воспитанием сына, он до сих пор не может найти к нему подход. В день рождения мальчика Анна обманом проникает в дом Каренина. Сергей очень рад видеть мать и говорит, что никогда не верил в ее смерть. Вронский советует Анне не выходить из дома. Но женщине скучно и она выходит в город. Там ее ждут образы. Вернувшись домой, она во всем обвиняет Вронского.

Часть шестая

Кити и Варенька гостят в Покровском. Кознишев симпатизирует девушке и хочет сделать ей предложение, но не решается. Вскоре приезжают Стива с приятелем Веселовским, который начинает приставать к девушке. Левин выводит Веселовского из дома. Анна с дочерью Аней живет в Воздвіженському. Туда отправляется Долли. Женщина довольно равнодушно относится к дочери. Она с радостью сообщает Долли, что больше не сможет иметь детей. Анна заботится о своей внешности и не хочет быть беременной, т.е. выглядеть больным. К тому же она понимает, что Вронский потеряет к ней интерес, потому что не заинтересован видеть больную женщину.

Анна интересуется хозяйством, изучает книги по архитектуре, агрономии и часто помогает Вронскому. Но человек все больше чувствует себя в сетях этой женщины и желает вырваться на волю. Анна все чаще донимает его сценами ревности. Когда он отсутствовал, женщина начинает понемногу принимать морфин. Вронский узнает об этом. Ему такое поведение женщины не нравится.

Часть седьмая

Левіни приезжают в Москву. Константин посещает Анну с Вронским. Анна пытается произвести хорошее впечатление на Константина. Кити обвиняет мужа в том, что он влюблен в Анну. Левин обещает больше не видеться с ней.

Кити рожает сына. Дела Облонского идут плохо. Он пытается через Каренина добиться повышения, но тщетно.

Приближается финал произведения. Анну трудно узнать. Она не растворяется всем сердцем в своих чувствах: не дарит себя любимому мужу, а, наоборот, требует безоговорочного подчинения и служения себе, хотя и не перестает любить Вронского. Такое эгоистичное поведение жены отталкивает Вронского от Анны. Женщина все больше теряет душевное равновесие. Ее поступки противоречат друг другу. Вронский чувствует, что любви уже нет. Анна решает наказать его. Потом пишет ему дурацкие письма. Она едет к Долли, чтобы найти у нее утешение, но встречает там Кити...

Противоречия общественной и внутренней жизни крайне истощили женщину. Она решает покончить жизнь самоубийством: «Да, очень беспокоит меня, и на то дан разум, чтоб избавиться; значит, надо избавиться. Почему же не погасить свечу, когда смотреть больше не на что, когда гадко смотреть на все это? Но как? Зачем этот кондуктор пробежал по жердочке, зачем они кричат, эти молодые люди в том вагоне? Зачем они говорят, зачем они смеются? Все неправда, все ложь, все обман, все зло...» И вдруг, вспомнив о розчавлену человека в день первой встречи с Вронским, она понимает, что ей надо делать... «Туда! - говорила она себе, глядя в тень вагона, - туда, на самую середину, и я накажу его и врятуюсь от всех и от себя... И свеча, при которой она читала исполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхнула более ярким, чем когда-либо, светом, осветила ей все то, что раньше было в темноте, стала меркнуть и навсегда потухла».

Часть восьмая

Каренин забирает к себе маленькую Аню.

Кити с Левиным очень счастливы, у них растет сын Митя. Левіни отдают часть имения Долли - это помогает исправить затруднительное положение Облонских.

Вронский отправляется в Сербию.

Левин через долгие размышления, горькие разочарования и многочисленные ошибки, наконец, открывает для себя Бога. Он приходит к выводу, что «несомненное проявление божества - это законы добра... в признании которых я... совмещенный с другими людьми в одно общество верующих, которое называют церковью... Жизнь моя теперь, вся моя жизнь, независимо под всего, что может случиться со мной, каждая минута ее - не только не бессмысленно, как было прежде, но имеет несомненный смысл добра, который я властно заключить в него!»

На этой оптимистической ноте завершается роман.

Комментарий

В романе Л. М. Толстого «Анна Каренина», который он писал в течение нескольких лет (1873-1877) отразились взгляды писателя на проблемы брака, семейных отношений. Сначала он хотел показать в нем судьбу замужней женщины из высшего света, которая «потеряла себя», но постепенно рамки произведения расширялись и в окончательной редакции писатель осветил целую эпоху русской жизни.

С необычайным мастерством и силой психологической правды он изобразил трагедию молодой женщины, которая стремилась достичь подлинного счастья и погибла под тяжестью фальшивой и бездушной морали светского общества.

В центре произведения - трагедия Анны Карениной, женщины 60-70-х годов XIX века, которая пытается отстоять свое право на любовь и свободу. Героиня полная душевных сил, внешне и внутренне привлекательна, особенно ее выразительный живой взгляд, свет ее блестящих серых глаз, замечательная улыбка на румяных губах. Внешность героини, воссозданная писателем, частично изображает внешность дочери О. С. Пушкина - Марии Александровны, что подтверждают свидетельства многих современников.

Привлекает героиня не только своей внешней красотой, но и духовно богатой натурой, наполненной внутренней жизнью, душевностью, искренностью, непосредственностью выражения своих чувств, что привлекало внимание людей, которые общались с ней. У Анны - неограниченные интересы, склонность к английских романов, к творчеству, большие познания в искусстве и архитектуре, живой отклик на общественные вопросы жизни, многогранные таланты. В ее душе возникает неожиданное сильное чувство к молодому привлекательного Вронского. Это любовь вызывает в душе героини скрытые силы и стремления к свободному, настоящей жизни, однако возможность счастья с любимым оказывается призраком. Светское общество может закрыть глаза на скрытые отношения, но не простит открытых чувств и поступков, которые были в натуре Анны. Как реалист и тонкий психолог, Толстой объясняет причину трагической любви Карениной и Вронского не только внешними причинами - пагубным влиянием общества, но и сугубо внутренними факторами, которые скрыты в душах героев.

Толстой достиг большого мастерства в изображении человеческих характеров. Он показывает характеры в динамике, в сложном переплетении поступков и чувств, избегая при этом однозначных характеристик образов, давая читателю простор для анализа и собственных мыслей.

Произведение отличается полифонией, в нем изображен не только историю Анны Карениной и Вронского, но и множество других семейных и несемейных историй. Целостности романа предоставляет авторская мысль о разрушении духовного единства в мире, а также о добро (жизнь для других) и зло (жизнь только для себя).

Большое значение имеют в романе символы (железная дорога - общее зло, антигуманные силы; гонки - олицетворение аморального, абсурдного жизни и т.д.).

Особой привлекательности произведения придают картины природы, в изображении которых Толстой оказался настоящий мастером. Изображение картин природы является также замечательным средством характеристики героев, и психологическим фоном событий, одновременно выражением мыслей о существование другой, отличной от общественной сферы - простоты, правды, естественности, где каждое существо возвращается к своей сути.