ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Зарубежная литература сокращено. Все произведения школьной программы в кратком изложении.

10 КЛАСС

 

ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ

 

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

 

Часть первая

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей комнаты-каморки, которую он снимал в С-кому переулке Петербурга, на улицу и медленно, будто колеблясь, отправился к к-ого моста.

Этот молодой человек - Родион Романович Раскольников. Каморка, где он жил, была расположена под самой крышей пятиэтажного дома и больше походила на шкаф, чем на настоящую комнату.

Родион направлялся к старухи-процентщицы. Долги, голод, безысходность толкнули его на этот шаг. Он нес в заклад последнюю ценную вещь - семейную реликвию - часы покойного отца. Вел себя Раскольников как-то подозрительно: нервничал, оглядывался, словно чего-то боялся.

Лихварка своей жадностью и бездушностью вызывает у него недоброе чувство. Но не только личная нищета и мысли о несправедливое общество, где существуют бедные и богатые, является причиной его мук и страданий. Возвращаясь от процентщицы, молодой человек знакомится в пивной с чиновником в отставке Семеном Захаровичем Мармеладовим. Не стесняясь, потому что давно уже привык к унижению и издевательствам, «пьяненький» Мармеладов рассказывает Раскольнікову историю своей семьи: жены Екатерины Ивановны, дочери Сони, вынужденной ради младших сестер и брата стать проституткой. Мармеладов не мог видеть страдания тех, кого он любил, поэтому начал пить, даже иногда брал деньги на похмелье у Сони, хотя и понимал, что своим пьянством лишь усиливает страдания родных. Благородство и достоинство, и сожаление, и сочувствие этой «маленького человека» были задавлены нищетой.

Исповедь Мармеладова, семейная сцена в его квартире, встреча с опороченной девочкой на бульваре, франтом и городовым вызывают у Раскольникова боль за «поруганных и обиженных» и осознание безысходности. Уходя, Раскольников думает о судьбе Сони. «Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! и пользуются! Вот так-таки пользуются же! и привыкли. Поплакали и привыкли. Ко всему подлый человек привыкает». Он рассуждал так: когда уже ясно, что весь род человеческий мерзкий, то получается, что его законы важать не больше от предрассудков, поэтому нет никаких преград, поэтому человеку все позволено.

Душевное состояние Родиона усиливается письмом матери, которого он получил на следующий день. В этом письме она рассказывала об унижении женского достоинства его сестры Дуни в имении помещиков Свідригайлових, где она служила гувернанткой. Чтобы исправить нищенскую семейное положение, Дуня соглашается выйти замуж за дельца Лужина, который был ничтожным человеком, но имел деньги. Он собирался построить брак не на любви, а на бедности невесты, которая попадет в полную зависимость от него. Почти все время, пока Раскольников читал письмо, лицо его было мокрым от слез. Он вдруг чувствует, что нечем дышать в своей комнате и, схватив шляпу, бросается на улицу. Он хорошо осознает, что сестра его продает себя, чтобы иметь возможность помочь ему, понимает, что не может принять от сестры такую жертву. Эта жертва была такой же, как жертва Сони. Раскольников не мог и не хотел мириться с такой несправедливостью.

С тяжелыми мыслями он идет по городу. Думает отправиться к своему приятелю Разумихина - удивительно открытого, веселого, общительного парня, добрый до простоты, которому, впрочем, присущи и достоинства, и глубина характера. Раскольников хотел просить друга о работе, но вдруг понял, что путь Разумихина - не для него. В его воспаленном воображении бродит «идея», реализация которой мучает его. Раскольников возвращает домой.

Ночью Родион видит странный сон: детство, он с отцом гуляет по городу и становится свидетелем издевательства пьяного из толпы ни в чем не виновного хилой лошади. Он, мальчик семи лет, бросается на защиту животного, и его никто не замечает, а отец говорит, что это не их дело, - это, мол, пьяные дебоширят.

Раскольников проснулся в холодном поту. Он думал, действительно сможет убить старуху-процентщицу. И ум, и сердце подсказывали, что ему не выдержать этого. К старой Раскольников почувствовал отвращение еще с первого раза, когда ее увидел... А потом случайно в трактире он становится свидетелем разговора между студентом и офицером. Студент рассказывает о том, как старая пьет кровь из людей, издевается над всеми, даже со своей сестры Лізавети, которая работает в доме и за кухарку, и за прачку, и вообще выполняет всю грязную работу. Слова студента касались старой Алены Ивановны: «Убей ее и возьми ее деньги, с тем, чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не оправдается один небольшой преступление тысячами добрых дел?» Эти взгляды соответствовали «теории» Раскольникова о сверхчеловеке, которому все позволено, даже «кровь по совести».

Раскольников совершает свой замысел - он убивает никчемную процентщицу-кровопийцу, а вместе с ней и ни в чем не повинного Лізавету, которая случайно вернулась домой раньше. Родион услышал голоса на лестнице и быстро покинул место преступления.

Те вещи, которые он взял в квартире, Раскольников спрятал в каком-то удобном месте, даже не оценив, сколько все это стоит.

В своей комнате он упал на диван и забылся.

Часть вторая

Родион проспал очень долго, а когда проснулся, чувствовал себя больным. Он выходит на улицу, общается с людьми, но в какой-то момент чувствует, что между ним и его окружением возникло отчуждение. Лишь его товарищ по университету, Разуміхін, постоянно был рядом и заботился о больном друге. Разуміхін вызвал врача. Из их разговора Раскольников узнал, что по подозрению в убийстве арестован ни в чем не повинного художника Колю. Родион очень болезненно реагирует на любые сведения о преступлении, но и сам постепенно начинает вызывать у окружающих подозрения.

Как-то до Раскольникова пожаловал Лужин - познакомиться с будущим родственником. Он был поражен убогостью жилища. Сам Лужин - буржуазный делец. Его жизненные и социальные основы - эгоизм, экономический расчет, нажива. В собственном обогащении он видит расцвет общества, при этом отвергает жертвенность во имя общего блага. По сути, Лужин, как и Раскольников, считает, что единичные благодеяния не могут изменить мир. Родион понимает всю ничтожность этого человека. И еще большее раздражение вызывает у него понимание того, что «разумный эгоизм» Лужина несколько похож на его теорию. Родион в подтверждение своей правоты убийства старой кровопийцы уверяет себя в ее вредности для людей и неизбежности смерти. Лужин топор не поднял, но в своих размышлениях предполагает такой вариант.

Часть третья

Родион пытается отказать Дуню от позорного брака. Он все еще выглядит больным, и иногда ему становилось лучше - это немного успокаивало мать и сестру. Однажды Родион решил пойти в полицию (якобы для того, чтобы узнать судьбу вещей, что были в залоге). Он вступает в разговор со следователем Порфирием Петровичем.

Когда же Порфирий вспомнил статью «О преступлении...», в которой была изложена мессианская теория Раскольникова еще до совершения им убийства, Родион воспринял это как вызов. И принял его. Он согласился с тем, как растолковал его статью Порфирий Петрович. Так, человечество делится на две части: людей «обычных» - большинство, и «необычных» - меньшинство, которым все дозволено, они властелины мира. Весь исторический процесс доказывает, Раскольников считал, что все выдающиеся, «необыкновенные»люди - те, кто давал человечеству новый закон, были преступниками, потому что должны были нарушать существующие законы. Немалой кровью обошлись человечеству законы Наполеона, Соломона, Магомета. Если бы обнародованию законов Ньютона помешали несколько человек, он имел бы право избавиться их, чтобы сделать те законы известными всему человечеству, утверждал Раскольников.

Следователь анализирует содержание статьи и развенчивает ее «наполеоновскую идею». Эта статья и вывела Порфирия Петровича на след убийцы.

Проницательный Порфирий почти разгадал Раскольникова, но у него не было прямых улик против Родиона. Поэтому он отпустил молодого человека, надеясь, что угрызения совести сами приведут его к признанию. Поняв всю «пошлость» и «подлость» совершенного преступления, Раскольников очень страдает. Он понимал, что не может отнести себя к «тех, кто право имеет». Ведь он не смог переступить через кровь: совершив убийство, он не чувствовал удовлетворения и покоя.

На улице Родион становится свидетелем того, как лошади сбили Мармеладова. Он помог отвезти его домой и дал семье Мармеладных деньги на врача. Но потерпевший вскоре скончался.

Часть четвертая

В Петербург приезжает Свідригайлов. Он пытается предложить Дуне деньги, чтобы только она не выходила замуж за Лужина. Жена Свідригайлова умерла - и ходили слухи, что это он виноват в ее смерти. Посетив Родиона, он сообщил также о том, что жена оставила Дуне три тысячи, которые она вскоре сможет забрать.

Лужин, который был приглашен в гости к Дуне и ее матери, начал клеветать на Родиона и Соню, дочь Мармеладова. Когда эти сплетни были разоблачены, Дуня выгнала жениха из дома. К тому же ее гнев усиливался тем, что Лужин откровенно выразил уверенность в том, что девушка должна благодарить его за то, что он собирается вытащить ее из затруднения - поэтому должен полностью подчиниться Лужину после бракосочетания.

Вскоре к Раскольникова пришла Соня, чтобы пригласить на поминки отца. Мать и сестра Родиона удостоверились в благородстве и честности этой девушки. Сам Раскольников пытался найти в Сони понимание и спасение от своего одиночества. Ведь, по его мнению, она тоже преступила закон, продав себя за деньги. И Соня не чувствовала себя одинокой. Ведь она принесла себя в жертву ради других, а не ради себя, как Родион. Она знакомит Раскольникова с Библией, читает ему отрывки о воскресении Лазаря, выражая надежду, что и в ее жизни произойдет нечто странное и хорошо.

И Родион не пристает к этим мыслям. Так же, как не может убедить Соню в верности своей теории. Между тем он сам уже давно не уверен в своей правоте и даже хочет, чтобы его разоблачили. Впрочем сам в полицию не идет.

Наконец угрызения совести приводят Раскольникова к Порфирия Петровича. Придя к нему, чтобы узнать о вещах, которые были в залоге, он вступил в разговор о психологии преступников. При этом Раскольнікову постоянно казалось, будто следователь все знает и хочет вытащить из него признание.

их встречи происходят на квартире Родиона, в полицейской участке, пробуждают совесть Раскольникова, особенно тогда, когда мастеровой парень Коля взял убийство старой процентщицы на себя. На этих импровизационных допросах Родион чувствует страх за себя и за свою идею. Его беспокоит вопрос: он обладатель, который управляет миром, самозванец, «дрожащее существо».

Идея власти продолжает волновать Раскольникова, он не может слышать о своем преступлении, потому что вообще не считает преступлением убийство «никому не нужной» - процентщицы, но при этом забывает, что убил невинного Елизавету...

Спеша на поминки Мармеладова, Раскольников злобно на свое малодушие подумал, что теперь он еще поборется.

Часть пятая

Лужин сначала не собирался идти на поминки Мармеладова. Но, узнав о том, что Раскольников также будет присутствовать, он что-то задумал. Поэтому f тот день он пошел к Катерине Ивановне. События, которые разворачивались в этой квартире, сначала, казалось, были ему на руку. Екатерина Ивановна в отчаянии обидела квартирную хозяйку. И приказала ей с семьей покинуть помещение.

Воспользовавшись этим, Лужин обвинил Соню в краже ста рублей. Поэтому, в глазах всех присутствующих девушка становилась еще и воровкой.

Но оказалось, что был свидетель, который видел, как Лужин сам положил деньги до кармана Сони. Клевета была разоблачена, а Лужина окончательно осоромлено. После этого Раскольников объяснил гостям, почему Лужин пытался оклеветать девушку: запятнав репутацию Сони и его самого, Лужин пытался вернуть расположение Дуни.

Раскольников и Соня поехали до квартиры девушки. В разговоре с ней Родион признался в убийстве старухи-процентщицы. Соне стало жаль молодого человека, который мучился от содеянного преступления. Она предложила ему пойти в полицию и во всем признаться. Девушка высказала мнение, что искупление греха на каторге поможет Рас - кольнікову освободиться от тяжелых мыслей и угрызений совести. Но Родион не был согласен с ней. Соня попыталась зачитать молодому мужчине отрывок из Библии, в котором говорится о воскресении Лазаря. Она сама верила в Бога и в то, что в ее жизни тоже может произойти какое-то чудо. Но этот путь был не приемлем для Родиона. Он пытался объяснить Сони сущность своей теории, но тщетно. Впрочем он и сам уже не был уверен в своей правоте.

Доказана окончательно до отчаяния, Екатерина Ивановна пыталась просить о помощи у чиновников, но ей отказали. Все видели болезненное состояние женщины, поэтому почти никого не удивил тот факт, что вскоре она умерла. Свідригайлов снова встретился с Раскольні - ковим и сказал, что позаботится о судьбе сирот, чтобы только Дуня приняла его предложение. В разговоре Свідригайлов сообщил о том, что слышал разговор Родиона и Сони.

Часть шестая

В течение трех дней после смерти Екатерины Ивановны Раскольников был в странном состоянии: «словно туман упал перед ним», он не осознавал происходивших событий, путал их, иногда его охватывали тревога и страх, иногда апатия, безразличие, как у некоторых перед смертью. Он пытался избежать «ясного и полного» осознания своего положения, хотя пренебрежение некоторыми проблемами «грозило ему гибелью».

Однажды к Родиону пришел Порфирий Петрович, который сообщил, что нашел настоящего убийцу. Он объясняет Раскольнікову, почему пришел к выводу, что это совершил именно он, Родион. Между тем, он признается, что у него нет прямых доказательств, и просит молодого человека прийти в полицию с повинной. Главная мысль, которую следователь пытается донести до Раскольникова такая, что теория Родиона, которая отрицает все моральные законы, оставляет преступника единственного источника жизни - Бога. Тем самым убийца обречен на духовную смерть. «Вам теперь ... воздух надо, воздуха, воздуха!» Порфирий Петрович убежден, что Коля, который признался в преступлении и принял страдания» только из-за необходимости искупить грех несоответствия идеалу, то есть Христу, ни в чем не должен.

Впрочем Раскольников все еще пытается все отрицать и перешагнуть, кроме общественных, еще и моральные законы. В этом он приближается к Свідригайлова, который эти законы легко переступает. Но пообщавшись со Свідригайловим в трактире, Родион начинает понимать, что жизнь этого никчемного мужа совсем не такое легкое и счастливое, каким может казаться. Он сам страдает от своих поступков. И надежда на любовь Дуни была для него единственной надеждой вернуться к нормальной жизни. Но он окончательно теряет эту надежду. После этого он не видит другого выхода, как застрелиться.

Диалоги Раскольникова со следователем - это поединок преступной сознания и правосудия. Порфирий Петрович раскрывает убийцу и призывает его осознать преступность произвола и прийти с повинной, но Родион не кажется. Обеспокоенность тем, чтобы сохранить верность «идеи», приводит его к мысли, что он был бы счастлив, если бы зарезал только через голод.

Еще некоторое время Раскольников сомневался, но в конце решил признаться. Он пришел к своим родным, а потом к Соне, чтобы попрощаться. Соня заставила Родиона упасть на землю и в присутствии народа поцеловать землю, перед которой он упал в грех. Известие о самоубийстве Свідригайлова, которую Раскольников услышал в участке, окончательно лишила его сомнений.

Эпилог

«Сибирь. На берегу широкой, пустынной реки стоит город, один из административных центров России; в городе крепость, в крепости острог. В остроге уже девять месяцев заключен каторжный второго разряда, Родион Раскольников. Со дня преступления его прошло полтора года».

Судебное расследование прошло без осложнений. Раскольников точно и ясно давал показания, в подробностях воспроизвел весь процесс убийства, указал камень, под который спрятал награбленное. Следователи и судьи удивлялись лишь тому, что он не воспользовался теми деньгами и вещами и не знал даже, сколько их там было. Наконец кое-кто из следователей, тех, кто интересовался психологией, предположили, что Раскольников действительно не посмотрел в кошелек, который спрятал. Из этого сделали вывод, что преступление он совершил в состоянии временного помешательства. Приговор был снисходительнее, чем можно было надеяться, - восемь лет каторжных работ второго разряда.

Еще в начале процесса мать Раскольникова заболела. Пульхерия Александровна составила «целую историю» о его срочный отъезд, рассказывала о врагах, от которых сын вынужден скрываться.

Разуміхін и Соня ходили в тюрьму на свидание, когда это только было возможно. Затем наступила разлука.

Дуня вышла замуж за Разумихина. Пульхерия Александровна с радостью благословила дочь на этот брак; но после свадьбы стала еще более печальной, часто болела, бредила. Вскоре она умерла.

Раскольников долго не знал о смерти матери, хотя раз в месяц Соня подробно писала Дуни и Разуміхіну про Раскольникова, и раз в месяц получала от них письма. В своих письмах Соня утверждала, что Раскольников совсем понурый, неохотный до разговоров, почти не интересуется новостями, которые она сообщает ему в письмах, спрашивает иногда о матери, словно предчувствует ее смерть. До своего нового состояния ставится просто; не имеет никаких легкомысленных надежд, ничему не удивляется; ходит на работы; безразличен к условиям, в которых содержатся арестанты, до еды, как равнодушен и к своей дальнейшей судьбы. В последнем письме Соня сообщила, что Раскольников заболел и попал в лазарет.

На великопісному недели все арестанты ходили в церковь, пошел и Раскольников. На него напали, называли безбожником, чуть не убили, если бы конвой не разнял. Не Раскольников мог понять, почему все каторжане так любили Соню и при том так ненавідили и сторонились его самого.

Однажды, уже после святой недели, Раскольников подошел к окну и увидел Соню. Она не могла часто посещать его в лазарете, потому что на то нужно было разрешение, но каждый день приходила в госпитальный двор, под окна. И теперь она стояла там, словно чего-то ждала. Потом несколько дней Соня не приходила. Раскольников выписался из лазарета и узнал от арестантов, что она заболела.

Одного теплого и ясного дня Раскольников пошел на «работы». Выйдя из сарая, он присел на бревно и стал смотреть на широкую реку. Незаметно подошла Соня, села рядом. Родион и сам не понял, что такое случилось, ему показалось, что какая-то сила бросила его к ногам Сони. Сначала она испугалась, потом все поняла. Он стоял перед ней на коленях и плакал, она почувствовала, что он любит ее, любит бесконечно. Они хотели говорить, но не могли: слезы стояли в глазах. На их бледных «лицах сияла заря обновленного будущего,

полного воскресения в новую жизнь. их воскресила любовь...». Раскольнікову оставалось еще семь лет каторги, но он знал, что воскрес, чувствовал, что и Соня воскресла вместе с ним. Вечером ему показалось, что даже каторжане изменили отношение к нему: он заговорил с ними, ему ласково ответили. Раскольников лежал на нарах и думал о Соне. Он знал теперь, что его безграничная любовь искупает все вины перед ней. Под подушкой лежало Евангелие, он попросил Соню принести его перед тем, как заболел, но так и не прочитал ничего оттуда. Не открыл он его и теперь, но подумал, что убеждения и вера Сони теперь станут и его чувствами. «Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достанется, что надо... заплатить за него великим, будущим подвигом».

Комментарий

Все произведения выдающегося русского писателя Ф. М. Достоевского наполнены философскими и психологическими соображениями.

Роман «Преступление и наказание» - «роман-трагедия», в котором нарушаются все социальные, философские, психологические вопросы, которые интересовали и волновали человечество во все времена, прежде всего моральное вопрос ответственности человека за преступление - и не только перед законом, но и, в первую очередь, перед собственной совестью.

В центре романа «Преступление и наказание» - размышления автора относительно теории главного героя о существовании «сверхчеловека», которая способна на все и которому все дозволено.

Герой произведения - молодой человек 60-х годов XIX ст., бедный студент Родион Раскольников, наделен сочувствующей душой и обнаженным чувством совести, мечтает об уничтожении социального зла, о благе людей, о честное и благородное жизни, но одновременно увлекается идеей «стать Наполеоном», «властелином судьбы», сверхчеловеком, которому все позволено, даже «кровь по совести», и вершить судьбы людей. Согласно «теории» Раскольникова один небольшой преступление, даже убийство, может оправдаться тысячами добрых дел на пользу «поруганных и обиженных». Герой Достоевского осуществляет свой замысел - убивает никчемную процентщицу-кровопийцу, а, переступив моральные законы, пытается оправдать выполнимый преступление своей «теорией», с которой, однако, никак не согласуется случайное убийство невинной Лизавети (сводной сестры процентщицы). Наказанием Раскольникова становятся муки совести, внутренняя борьба, бред, страх быть разоблаченным и твердое убеждение в своей «избранности». Именно идея «произвол» и его разоблачение определяют идейное содержание романа Достоевского.

Сюжет романа - это движение сознания героя от преступления до наказания, от бунта до упокоения, что, как отмечается в эпилоге, может составить «новую историю, историю постепенного обновления человека».

Описывая столкновение Раскольникова, одержимого крайне преступной идеей, с реальной жизнью, Достоевский опровергает «теорию» своего героя, поскольку, по его мнению, ни одна теория, направленная против истинных потребностей людей, лишенная высокой гуманности, не способна решить эти вопросы. Самообман Раскольникова автор развенчивает за помощью линии Сони Мармеладової, которая в своих поступках руководствуется любовью к ближнему, и философских основ его «двойников» (Лужина, Лебєзятнікова, Свідригайлова), в действиях которых заложены негативные, антигуманные стороны теории главного героя.

Всю свою жизнь писатель пытался отыскать пути к «широкому» и свободного существования людей. Он чувствовал, что не нашел этих путей в реальной жизни, но своим анализом исканий Раскольникова проложил дорогу другим поколениям до поисков путей в царство света и разума».