ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература. Комплексная подготовка к ВНО

СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Особенности средневековой китайской поэзии

 

Китайская литература - одна из древнейших литератур мира, ее история насчитывает три тысячи лет. Классическая китайская поэзия до сих пор является непревзойденным образцом искусства, предметом изучения и увлечение наших современников. Основа авторской китайской поэзии была заложена еще Конфуцием: он утверждал, что стих должен отождествляться с тем, что человек видит, думает и чувствует. Автор, создавая стихотворение, должен быть бескомпромиссно искренним. Поэтому китайская поэзия не знала вымысла в европейском значении этого слова, она была абсолютно правдивым в изображении событий, мыслей и чувств поэта: «Китайская поэзия-- это документ». Для китайского поэта действительность была богаче любой вымысел.

В своих стихах китайские поэты пытались достичь совершенства через гармоничность формы и сдержанность выразительных средств. Совершенство стиха определялась его соответствием жестким поэтическим нормам и законам. За соответствие стихов определенным нормам поэтам часто присваивали установлены разряды. Оценивание было суровым, и если поэт претендовал на первый разряд, он должен был показать блестящее владение техникой составления стихов, безупречный вкус, благородную сдержанность в выражениях, искренность мыслей и чувств.

Стихи пронизывали весь быт Китая. Для поступления на государственную службу сдавали экзамены, среди которых был экзамен по составление стихов. Стихами писали послания друзьям, откликались на важные события общественной и личной жизни, стихами же писали эпитафии. Умение писать стихи особенно ценилось потому, что каждый китаец был тонким знатоком поэзии. Хороший стих, написанный безупречным каллиграфом, становился реликвией. А если его лично писал известный поэт - эта реликвия становилась бесценной.

В 618 году после периода раздробленности, гражданских войн и восстаний Китай объединила императорская династия Тан (618-906 гг.). Первые императоры династии активно проводили реформы, чтобы восстановить разрушенное хозяйство страны. Экономический подъем, расширение внешних связей, развитие культуры и науки привели к расцвету лирической поэзии, которую теперь называют поэзией эпохи Тан.

Высшим достижением поэзии эпохи Тан было творчество двух гениальных поэтов Ли Бо (701-762) и Ду Фу (712-770). Бурная обраВНОсть Ли Бо и классическая сдержанность Ду Фу обозначили два полюса китайской лирики на столетия вперед, вызвав множество стилизаций и подражаний. Несмотря на непохожесть их поэзии, оба гении жили в один время и даже дружили.

Тематическое раВНОобразие танской поэзии огромная: темой стихотворения может стать любое событие в жизни поэта. Тематическая привязанность к какому-то событию была обязательной - иначе считалось бы, что поэт просто написал неправду. Это было невозможным для китайского автора, поэтому он всегда указывал, какое событие вызвало у него те или иные мысли и чувства. О важность темы свидетельствует и правило выносить тему в название стихотворения (например, название произведения Ду Фу: «Стихотворение в пятьсот слов о том, что было у меня на душе, когда я шел из столицы в Фенсянь»).

Основными темами танской поэзии были темы поэта и природы, бегства от мира, дружбы, любви, тоски за давностью, бренности человеческой жизни, изгнание, жизнь на чужбине, вина. Эти темы поэты развивали и углубляли, опираясь на идеи и мировоззрение трех великих религий Китая: конфуцианства, даосизма и буддизма. На протяжении всей истории китайской поэзии проходила смена поэтических течений, которые тяготели либо к конфуцианского рационалистического видения мира, или к мистическому вдохновенного взлета фантазии даосизма и буддизма.

Наиболее ярко это противопоставление воплотилось в творчестве гениальных Ли Бо и Ду Фу. Стихи Ду Фу глубокие, вдумчивые и незатемненные несдержанными чувствами, в отличие от стихов Ли Бо, отмечаются широким размахом, большими переживаниями и грандиозными космическими образами.

Сила и простота китайской поэзии эпохи династии Тан до сих пор волнует сердца наших современников. Она поражает мужеством, суровостью и лиризмом образов Ли Бо и ясностью, простотой и предметностью поэзии Ду Фу.