СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Особенности средневековой
китайской поэзии
Китайская литература - одна из
древнейших литератур мира, ее история насчитывает три тысячи лет. Классическая
китайская поэзия до сих пор является непревзойденным образцом искусства, предметом изучения и
увлечение наших современников. Основа авторской китайской поэзии была заложена
еще Конфуцием: он утверждал, что стих должен отождествляться с тем, что человек
видит, думает и чувствует. Автор, создавая стихотворение, должен быть бескомпромиссно
искренним. Поэтому китайская поэзия не знала вымысла в европейском значении этого
слова, она была абсолютно правдивым в изображении событий, мыслей и чувств
поэта: «Китайская поэзия-- это документ». Для китайского поэта действительность была
богаче любой вымысел.
В своих стихах китайские поэты
пытались достичь совершенства через гармоничность формы и сдержанность
выразительных средств. Совершенство стиха определялась его соответствием жестким
поэтическим нормам и законам. За соответствие стихов определенным нормам поэтам
часто присваивали установлены разряды. Оценивание было суровым, и если поэт
претендовал на первый разряд, он должен был показать блестящее владение
техникой составления стихов, безупречный вкус, благородную сдержанность в выражениях,
искренность мыслей и чувств.
Стихи пронизывали весь быт Китая.
Для поступления на государственную службу сдавали экзамены, среди которых был экзамен по
составление стихов. Стихами писали послания друзьям, откликались на важные
события общественной и личной жизни,
стихами же писали эпитафии. Умение писать стихи особенно ценилось потому, что
каждый китаец был тонким знатоком поэзии. Хороший стих, написанный безупречным
каллиграфом, становился реликвией. А если его лично писал известный поэт - эта
реликвия становилась бесценной.
В 618 году после периода
раздробленности, гражданских войн и восстаний Китай объединила императорская
династия Тан (618-906 гг.). Первые императоры династии активно проводили
реформы, чтобы восстановить разрушенное хозяйство страны. Экономический подъем,
расширение внешних связей, развитие культуры и науки привели к расцвету
лирической поэзии, которую теперь называют поэзией эпохи Тан.
Высшим достижением поэзии эпохи
Тан было творчество двух гениальных поэтов Ли Бо (701-762) и Ду Фу (712-770).
Бурная обраВНОсть Ли Бо и классическая сдержанность Ду Фу обозначили два полюса
китайской лирики на столетия вперед, вызвав множество стилизаций и
подражаний. Несмотря на непохожесть их поэзии, оба гении жили в один
время и даже дружили.
Тематическое раВНОобразие танской поэзии
огромная: темой стихотворения может стать любое событие в жизни поэта. Тематическая
привязанность к какому-то событию была обязательной - иначе считалось бы, что поэт
просто написал неправду. Это было невозможным для китайского автора, поэтому он
всегда указывал, какое событие вызвало у него те или иные мысли и чувства. О
важность темы свидетельствует и правило выносить тему в название стихотворения (например,
название произведения Ду Фу: «Стихотворение в пятьсот слов о том, что было у меня на душе, когда я
шел из столицы в Фенсянь»).
Основными темами танской поэзии
были темы поэта и природы, бегства от мира, дружбы, любви, тоски за давностью,
бренности человеческой жизни, изгнание, жизнь на чужбине, вина. Эти темы поэты развивали
и углубляли, опираясь на идеи и мировоззрение трех великих религий Китая:
конфуцианства, даосизма и буддизма. На протяжении всей истории китайской поэзии
проходила смена поэтических течений, которые тяготели либо к конфуцианского
рационалистического видения мира, или к мистическому вдохновенного взлета фантазии
даосизма и буддизма.
Наиболее ярко это противопоставление
воплотилось в творчестве гениальных Ли Бо и Ду Фу. Стихи Ду Фу глубокие, вдумчивые
и незатемненные несдержанными чувствами, в отличие от стихов Ли Бо,
отмечаются широким размахом, большими переживаниями и грандиозными космическими
образами.
Сила и простота китайской поэзии
эпохи династии Тан до сих пор волнует сердца наших современников. Она поражает мужеством,
суровостью и лиризмом образов Ли Бо и ясностью, простотой и предметностью поэзии
Ду Фу.