СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Эпоха Тан - «золотая эпоха» в истории
Китая
С 618 г. в Китае началось правление династии Тан, которое продолжалось почти 300 лет. В результате
объединение отдельных враждующих между собой княжеств было создано мощную Танську
государство. Власть сосредоточивалась в руках императора. Его резиденцией был
Чан-ань - город с миллионным населением, куда примчались люди из разных мест.
Династия пришла к власти, подавив крестьянские восстания. Итак, танські
императоры увидели силу народа в самом начале становления нового государства.
Император Тай-цзун, сын основателя династии, мог с полным правом предостеречь
своего наследника: «Лодка сравню с правителем народа,
реку сравню с простым народом: река способна нести на себе лодку, способна и
перевернуть лодку».
Первые правители Танского государства
проявили немалую заботу о благосостоянии страны, раздали государственные и безнадзорні
земли крестьянам, ограничили власть крупных помещиков, всячески поощряли ремесла и
торговлю. Полтораста лет страна жила мирным, довольно спокойной жизнью.
Конечно, страна богатела на тяжелой крестьянской работы, но это было не «мрачное»
средневековья, а время, просвещение которого поддерживалась, в частности, системой экзаменов
на должности чиновников.
Неслыханная до тех пор широта общения с
внешним миром способствовала знакомству с самыми разными и среди них раньше
незнакомыми Китая религиозными взглядами.
Традиционное уважение к литературе
приобрела практического характера: одним из главных предметов в школах и на
чиновничьих экзаменах была поэзия. В политику и литературу пришли выходцы из
семей средних и малых землевладельцев, ближе к народу, чем старая
аристократическая верхушка. Это не могло не повлиять на литературу. Мировоззрение поэта
уже не ограничивался родным поселком и ближайшим городком, он видел страну с
неодинаковыми условиями жизни в различных ее сферах, с большими городами и далекими
окрестностями.
Вершиной танской литературы была
прежде всего лирическая поэзия. Она продолжила и развила большие достижения
прошлого, сама же поднялась до небывалых высоких вершин. Танським поэтам нужно
было, по словам Ду Фу, «не пренебрегая современниками, любить древних». Преодолевая
внутреннюю пустоту и внешнюю красочность стихов V-Vвв., первые танські поэты частично
были сами носителями этих пороков, но на их творчество уже легла печать нового:
будущей простоты формы и глубины поэтической мысли.
В танську сутки переживали свой
расцвет п'ятисловні и семисловні стихи - по пять и по семь иероглифов в строке,
с определенным чередованием тонов, с обязательным и обычно единственной рифмой (для
современного читателя в значительной мере утраченной вследствие изменений в звучании иероглифов).
Новаторство танской поэзии
сочеталось с традиционностью изобразительных средств и виражалось не только в
открытии новой, ай - часто - в углублении привычной темы. Горы и реки, солнце и
месяц, путешественник, ива и весна - все это жило и развивалось в китайской
поэзии с далеких времен и приобретало на протяжении веков нового окраску. В движении
от возвышенности к повседневности и конкретности выразился тот гениальный
направление поэзии танского времени, на котором были одержаны ее крупнейшие победы.
Во времена, когда в Китае правила
династия Тан, предвестниками эпохи гуманизма стали три поэта - Ли Бо, Ван Вэй и Ду
Фу. Все трое были современниками. Литератор XVII века Сюй Эр-ань о танську
поэзию писал так: «Поэзия неотделима от силы. Есть сила Неба, сила Земли, есть
сила Человека. Силу Неба мы находим в Ли Бо, силу Земли - в Ду Фу, силу Человека
- у Ван Вэя».