ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература. Комплексная подготовка к ВНО

СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Эпоха Тан - «золотая эпоха» в истории Китая

 

С 618 г. в Китае началось правление династии Тан, которое продолжалось почти 300 лет. В результате объединение отдельных враждующих между собой княжеств было создано мощную Танську государство. Власть сосредоточивалась в руках императора. Его резиденцией был Чан-ань - город с миллионным населением, куда примчались люди из разных мест. Династия пришла к власти, подавив крестьянские восстания. Итак, танські императоры увидели силу народа в самом начале становления нового государства. Император Тай-цзун, сын основателя династии, мог с полным правом предостеречь своего наследника: «Лодка сравню с правителем народа, реку сравню с простым народом: река способна нести на себе лодку, способна и перевернуть лодку».

Первые правители Танского государства проявили немалую заботу о благосостоянии страны, раздали государственные и безнадзорні земли крестьянам, ограничили власть крупных помещиков, всячески поощряли ремесла и торговлю. Полтораста лет страна жила мирным, довольно спокойной жизнью. Конечно, страна богатела на тяжелой крестьянской работы, но это было не «мрачное» средневековья, а время, просвещение которого поддерживалась, в частности, системой экзаменов на должности чиновников.

Неслыханная до тех пор широта общения с внешним миром способствовала знакомству с самыми разными и среди них раньше незнакомыми Китая религиозными взглядами.

Традиционное уважение к литературе приобрела практического характера: одним из главных предметов в школах и на чиновничьих экзаменах была поэзия. В политику и литературу пришли выходцы из семей средних и малых землевладельцев, ближе к народу, чем старая аристократическая верхушка. Это не могло не повлиять на литературу. Мировоззрение поэта уже не ограничивался родным поселком и ближайшим городком, он видел страну с неодинаковыми условиями жизни в различных ее сферах, с большими городами и далекими окрестностями.

Вершиной танской литературы была прежде всего лирическая поэзия. Она продолжила и развила большие достижения прошлого, сама же поднялась до небывалых высоких вершин. Танським поэтам нужно было, по словам Ду Фу, «не пренебрегая современниками, любить древних». Преодолевая внутреннюю пустоту и внешнюю красочность стихов V-Vвв., первые танські поэты частично были сами носителями этих пороков, но на их творчество уже легла печать нового: будущей простоты формы и глубины поэтической мысли.

В танську сутки переживали свой расцвет п'ятисловні и семисловні стихи - по пять и по семь иероглифов в строке, с определенным чередованием тонов, с обязательным и обычно единственной рифмой (для современного читателя в значительной мере утраченной вследствие изменений в звучании иероглифов).

Новаторство танской поэзии сочеталось с традиционностью изобразительных средств и виражалось не только в открытии новой, ай - часто - в углублении привычной темы. Горы и реки, солнце и месяц, путешественник, ива и весна - все это жило и развивалось в китайской поэзии с далеких времен и приобретало на протяжении веков нового окраску. В движении от возвышенности к повседневности и конкретности выразился тот гениальный направление поэзии танского времени, на котором были одержаны ее крупнейшие победы.

Во времена, когда в Китае правила династия Тан, предвестниками эпохи гуманизма стали три поэта - Ли Бо, Ван Вэй и Ду Фу. Все трое были современниками. Литератор XVII века Сюй Эр-ань о танську поэзию писал так: «Поэзия неотделима от силы. Есть сила Неба, сила Земли, есть сила Человека. Силу Неба мы находим в Ли Бо, силу Земли - в Ду Фу, силу Человека - у Ван Вэя».