ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Новейшая история зарубежной литературы

ЛИТЕРАТУРА АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТРАН

Роберт Пени Уоррен (1905-1989)

 

Последний представитель славного поколения американских писателей, которое дало миру имена Фолкнера и Хемингуэя, Фицджеральда и Стейнбека, классик американской литературы XX в., автор научных трудов, литературный критик и теоретик, поэт, лауреат нескольких премий.

Родился Роберт Пени Уоррен 24 апреля 1905 года в г. Гатри (шт. Кентукки). Вырос и получил воспитание в интеллектуальной атмосфере «Южного возрождения», которое вдохновляло идеями созидательного реванша за поражение в Гражданской войне США.

Высшее образование Роберт получил в Калифорнийском и Оксфордском университетах.

Литературную деятельность поэт начал, будучи студентом, в 20-х годах XX ст. Сначала обратился к жанру лирики. Написал около 10 поэтических сборников. Последняя из них «Избранные стихи, 1923-1975» вышла в свет к 70-летию писателя. За сборник стихов «Обещание» (1957) автор получил Национальную книжную и Пулитцеровскую премии.

В 30 - 50-х годах работал как литературный критик и теоретик. Среди критических работ заслуживала внимания книга, которую он посвятил сотым годовщине со дня рождения автора «Американской трагедии» Т. Драйзера. На протяжении семи лет редактировал основанный им журнал критики и литературоведения «Сазерн ревью».

Литературно-художественную деятельность романист успешно совмещал с преподавательской. Значительную часть жизни преподавал в Луизианском (1934-1942), Міннесотському (1942 - 1950), Бельскому (1950-1973) университетах. Как профессор, написал пособия для студентов колледжей и университетов: «Понимание поэзии» (1938), «Понимание литературы» (1943). Круг интересов писателя составила главная тема - тема истории (романы «Толпу ангелов», «Приют», биография знаменитого аболіціоніста Джона Брауна и т.д.). Писал Г. П. Уоррен и о Дж. Конрада, и о В. Фолкнера, и о Е. Хемингуэя.

Мировое признание писателю принес роман «Все королевское войско» (1946). Среди многочисленных знаков признания заслуг Роберта - пост консультанта в Библиотеке Конгресса (1944), Боллінгенівська премия (1963). В 1986 году он стал первым поэтом - лауреатом США.

Уоррен Роберт Пени умер 15 ноября 1989 года в г. Страттоні (шт. Вермонт).

«Все королевское войско» (1946)- один из показательных произведений писателя. Роману присуждена Пулітцірську премию 1947 года.

Произведение написано после окончания Второй мировой войны. Его название заимствовано из английского детского стишка, приведенного в известной сказке Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» об Толстяка-Коротышку, который свалился со стены и разбился на куски так, что «все королевское войско» не могло собрать, связать воедино тех кусков.

По жанру - политический роман, в нем рассказывалось не только о настоящем, но и о прошедшем.

Прототипом Вилли Старка стал реальный губернатор Луизианы, а впоследствии - сенатор в Вашингтоне Хью Лонг, методы правления которого наблюдал Г. П. Уоррен во время преподавательской работы в Новом Орлеане. Однако автор полностью не привязывался к его биографии.

Ведущая тема романа - ответственность человека перед историей за свои действия и поступки.

Главный герой Вилли Старк молниеносно быстро и успешно сделал карьеру политика: преодолел путь от крестьянского парня (сына фермера) к губернатору штата. Его история - это история нравственного падения человека, потеря им всех идеалов. Поэтому автора не столько интересовал механизм завоевания и удержания власти, сколько его моральные последствия.

Повествование в произведении шла от имени репортера, а впоследствии - секретаря губернатора Джека Бердена (участника и очевидца) с целью убеждения читателей в правдивости изложенных фактов. Журналист занимался поиском истины. По его мнению, сильная, энергичная личность могла многое сделать для общества. Поэтому он выполнял все распоряжения Старка, хотя иногда они находились в противоречии с его совестью. Только после смерти губернатора Джек Бер дэн по-новому переосмыслил путь, который был им пройден, чтобы вернуться к новой жизни.

События романа охватили период 1922 - 1936 годов, когда начался протест против фашизма. 1922 год - начало большой политической карьеры Вилли Старка. Мешковатый селюк, окружной казначей, не склонен к пьянству муж школьной учительницы на волне общего политиканства стал губернатором штата Мейсон - Сити. 1936 год - зенит его славы: портреты Вилли Старка развешены повсюду, перед ним люди расступались как перед пророком. От одной даты к другой губернатором пройден значительный путь. Если в начале карьеры он был переполнен чувствами справедливости, неподкупности, желание изменить жизнь простых людей к лучшему, построить в стране много дорог, бесплатных школ и больниц, «обеспечить старых и немощных, освободить бедняков от бремени налогов и усиленное наследования богачей», то в конце романа предстал перед читателем совсем другим человеком: всемогущим хозяином края, демагогом, ловким политиканом, который нанял на службу «королевское войско» - шайку подонков для терроризирования своих соперников. Он не гнушался никакими методами борьбы за сохранение власти: привлекал к себе на службу собственных врагов, прибегал к шантажа, подкупа, клеветы, угроз.

Отношение жителей штата к губернатору было неоднозначным. Одни видели в Старку матерого американского фашиста - диктатора, другие же, наоборот, - предтечу нового курса. Джек Берден понимал неоднозначность Старка и пытался убедить в этом других такими словами: «Человек - существо очень сложное, она не бывает только добра или только плохое, а всегда хорошая и плохая одновременно, и хорошо в ней вытекает из плохого, а плохое из хорошего, и все так перемешалось, что сам черт ногу сломит». Беда губернатора заключалась в том, чтобы он пытался сохранить достоинство. Чем выше Вилли Старк поднимался по социальной лестнице, тем быстрее терял человеческие черты. В конце концов была разрушена его семья, погиб сын, трагическая развязка ожидала и его самого.

Успех Старка среди населения штата был обеспечен тем, что он умел говорить простым и доступным языком о том, что волновало других, быть откровенным и искренним, всегда подводил их к выводу - осознание своей значимости в истории: «Если вы не проголосуете за меня, вы - никто», «Если бы правительство все делал для людей, губернаторов не выбирали» и т.д.

Заняв пост губернатора, герой вел себя независимо, ни с кем не считался, унижал сенаторов, критиковал «сильных мира». Если кто-то осмеливался оказать ему сопротивление, прибегал к шантажу. Он приказал Джеку Бердену расследовать дело судьи Ирвина, найти в действиях юриста ничтожные поступки (поймали на древнем взятки) только потому, что тот не согласился поддержать его кандидатуру во время выборов. Губернатор обратился к Бер дэна потому, что знал: судья был для Джека вместо родного отца, которого тот и не знал, хорошо относился к нему, учил всему высокому.

Будучи социально обусловленным, Джек Берден служил Хозяину, пытаясь убедить других в том, что работал на губернатора не ради денег, а ради него самого.

Губернатор Старк был убежден, что каждый человек - король. Все вокруг - друзья. Том собрал вокруг себя свое «королевское войско» и совершил управление штатом. Среди его окружения репортер Джек Берден, муниципальный чиновник Малыш Даффи, Лакомка Ларсон, Анна и Адам Стентони т.д. Они служили в его войске ради денег и власти, хотя в начале романа отмечали, что не голосовали за него на выборах. Сторонники губернатора вроде бы не видели того, что происходило вокруг. Анна Стентон, дочь последнего губернатора - аристократа, стала любовницей Старка, ее брат Адам Стентон согласился быть главным врачом новой больницы. Джек Берден не обратил внимания на то, что Хозяин сделал своей любовницей девушку, которую тот любил. Из всех героев произведения лишь один Адам морально чистый, «он романтик и создал в воображении свою картину мира, а когда мир не соответствовал этой картине, то готов был отречься от него». Поэтому именно он и застрелил Старка, чтобы прекратить это зло, из которого политик старался делать добро. Однако поступок Стентора все же обусловлен больше не политическими мотивами, а местью за искушение его сестры.

Как губернатор Вилли Старк совершил многое из того, что пообещал во время выборов: построил тысячи километров хороших дорог, открыл 108 школ, создал 60 тыс. рабочих мест. Итак, общий баланс его деятельности был прибыльный по сравнению с тем, в какую клоаку превратили штат предыдущий губернатор Стентон и судья Ирвин. Однако он изменился морально. Стал наглым, грубым, амбициозным, в своих целях использовал знание психологии человеческой души, хорошо ориентировался в том, что происходило вокруг него, и вовремя прибегал к определенным мерам наказания. На основе личного жизненного опыта пришел к выводу, что в мире царило зло, что не существовало честных людей, каждый человек совершал в жизни позорные поступки, которые тщательно скрывала. Люди «наполовину слуги, наполовину подонки». Он руководствовался собственной теорией: если в мире царило зло, необходимо было из него сделать добро, потому что больше его делать не из чего. Зная, что Конгресс пытался объявить ему импичмент, сделал все, чтобы из отрицательного результата получить положительный. И это ему удалось, импичмент провалился, поскольку было набрано 17 голосов «за» против 39. Журналист Джек Берден понял, что Старк - неоднозначная фигура, что его развратили успех и власть, которые противоречили стремлению делать добро.

Своим романом Г. П. Уоррен предостерег: не переступать морального предела, помнить о своей ответственности перед теми, за кого отвечаешь, кто живет в этом мире, чтобы не вызвать лавину зла, ненависти, протеста.

История выступила как бремя, которого не избежать личности. И только тогда она действительно станет человеком, а не Шалтаем-Болтаем, которого не могла собрать вся королевская конница и все королевское войско, потому что он рассыпался на куски.

 

Новаторство Г. П. Уоррена:

• отмечался философичностью;

• был склонен к яркой метафоричности;

• пытался понять закономерности исторического процесса и его влияния на людей;

• ставил важные политические, экономические и моральные проблемы;

• изображал героев многогранными, показывая их как в сфере общественной деятельности, так и в личной жизни.