ЛЕКЦИЯ 12-13
ТВОРЧЕСТВО ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАКА
1. Жизненный путь писателя.
2. Универсальность замысла, тематико - жанровый состав, основные принципы построения эпопеи «Человеческая комедия» О. де Бальзака.
3. Идейно-художественный анализ произведений «Эжени Гоанде», «Шагреневая кожа».
1. Жизненный путь писателя
Первая половина XIX века не знала более яркой фигуры, чем ОНОРЕ БАЛЬЗАК (1799-1850), которого справедливо назвали «отцом современного реализма и натурализма». Его жизнь - живое воплощение тех условий, в которых находился европейский, а особенно, французский писатель XIX века. Бальзак прожил всего 51 год, оставив читателю 96 произведений. Он планировал написать их около 150, но не успел завершить свой грандиозный замысел. Все его произведения связаны между собой сквозными персонажами, которые в одних романах выступали главными, а в других - второстепенными героями.
У Бальзака каждый находит свое. Одним импонировала полнота и слаженность картину мира, которую он обрисовал. Других волновали готические тайны, вписаны в эту объективную картину. Третьи восхищались колоритными характерами, которые создало воображение писателя, поднятыми над действительностью своим величием и своей низостью.
Оноре Бальзак (частицу «де» он присоединил к своей фамилии позже и вполне произвольно) родился 20 мая 1799 года в городе Туре. Его отец Бернар Франсуа - крестьянский сын, который тяжело и долго выбивался в люди, - женился лишь в пятьдесят лет, взяв молодую девушку из богатой семьи (она была моложе его на 32 года). Мать поторопилась сбыть первенца из рук. Малыша отдали в деревню кормилице, в которой он провел 3 года. Мать не часто наведывалась. Светская жизнь и любовная связь с одним из местных аристократов полностью поглотили ее. Даже после возвращения в родительский дом, мать виделась с сыном только по воскресеньям. Детство Оноре было тяжелым и безрадостным. Семья почти не занималась его воспитанием.
Родители считали себя людьми образованными, поэтому не жалели денег для образования своих детей. В 8 лет Оноре отдали на обучение в Вандомський колледж, который стал для него «духовной тюрьмой», потому что здесь царил строгий надзор за воспитанниками, их даже не отпускали домой на каникулы. Все письма перечитывались цензором, прибегали даже до телесных наказаний. Юный Бальзак чувствовал себя в колледже заброшенным и угнетенным, очевидно, потому что учился посредственно и среди воспитателей имел репутацию несобранного и малообдарованого ученика. Здесь он впервые начал писать стихи и увлекся литературой.
Получив среднее образование, с большими трудностями Бальзак записался вольным студентом Парижской школы права. В ноябре 1816 г. он поступил на факультет права Сорбонны, серьеВНО заинтересовался философией и художественной литературой. И вместе с тем ему приходилось работать писарем в конторе нотариуса. Опыт, приобретенный во время службы, стал источником многих сюжетных коллизий в произведениях «Человеческой комедии».
В 1819 г. Бальзак окончил курс юридического факультета и получил степень бакалавра права. Однако Оноре не имел желания прозябать в нотариальной конторе, он захотел стать писателем (это произошло в 1819 году, когда наполеоновские эскапады безвозвратно завершились и страной уже правили реставрированные Бурбоны). Мать и слышать не хотела о такую сомнительную карьеру, но старый Бернар Франсуа неожиданно согласился предоставить сыну что-то вроде двухлетнего испытательного срока. Даже заключил с ним по этому своеобразную сделку, которая предусматривала мизерную денежную помощь; ведь, как писал А.Моруа, «Бальзак родился в семействе, где деньги боготворили».
Когда военного интенданта Бернара-Франсуа Бальзака отправили в отставку, семья поселилась в Вільпарізі, а Оноре остался в Париже, где испытал творческих мук, сидя у себя на чердаке перед чистым листом бумаги. Он хотел стать писателем, не имея малейшего представления, о чем же он будет писать; и взялся за героическую трагедию - жанр его дарованию больше всего противопоказан. Окрыленный надеждами, юноша работал над трагедией «Кромвель», но произведение вышел слабым, второстепенным, сориентированным не на жизнь, а на каноны искусства XVII в. Трагедия не получила признания даже в семейном кругу.
В 1820 - 1821 гг. Бальзак начал работу над романом в письмах «Стени, или философские блуждания», ориентируясь на творчество Ж.-Ж. Руссо и и. В. Гете, а также на опыт личных переживаний и впечатлений. Однако этот труд остался неоконченным: писателю не хватило мастерства и зрелости.
Весна 1822 года принесла ему встречу с женщиной, которая сыграла важную роль в его дальнейшей судьбе. Лара де Берни, крестница Людовика XVI, была замужем и старше Бальзака на 22 года. Это тот ангел дружбы, который сопровождал Оноре в течение 15 лет. Она помогала ему деньгами и советами, была его критиком. Она стала для него тем материнским началом, которое он все детство искал у матери. Бальзак благодарил ей любовью, но это не означало, что хранил верность. Его пассиями редко становились молодые девушки. Не случайно в своем творчестве, исследуя эволюцию женской души с юных лет и до глубокой старости, писатель обратил внимание именно на 30 - летний, «бальзаковский» возраст. Ведь именно в это время женщина, по его мнению, достигает расцвета физических и духовных возможностей, освобождается от иллюзий молодости.
Оноре Бальзак был репетитором детей мадам Берни. «Вскоре Бальзаки начинают кое-что подмечать. Во-первых, Оноре, даже когда он не дает уроков, отправляется в дом Берни и проводит там дни и вечера. Во-вторых, он начал тщательно одеваться, стал дружелюбней, доступней и гораздо приветливей». Когда мать узнала об отношениях мадам Берни с сыном, у нее пробудилось чувство ревности, к тому же скоро в городе начали ходить слухи о частых визитах Оноре. Чтобы оградить сына от этой женщины, мать отправила его к своей сестре.
С 1821 по 1825 г. Оноре де Бальзак сначала в соавторстве с другими, а потом самостоятельно начал писать и выпускать романы, полные тайн, ужасов и преступлений. Он пристроился на чердаке по улице Ледіг'єр и, подбадривая себя кофе, один за одним строчил романы: «Бірагська наследница» (1822), «Последняя фея, или Новая волшебная лампа» (1822) и др. Молодой прозаик подписывал различными псевдонимами и в дальнейшем отказывался включить в собрание своих трудов. Однако ни славы, ни гонораров для безбедной жизни работа не приносила.
В 1836 году, уже будучи известным, он переиздал некоторые из них, но под псевдонимом Орас де Сент-Обен. Хотя псевдоним был не более чем секретом, Бальзак так и не решился издать эти книги за свои. Он писал в 1842 году в «Предисловии к «Человеческой комедии»»: «.. .я должен обратить внимание читателей на то, что признаю своими только те произведения, которые вышли под моей фамилией. Кроме «Человеческой комедии», мне принадлежат только «Сто игривых рассказов», две пьесы и несколько статей - а впрочем, они все подписаны».
У исследователей не раз возникал соблазн совсем не брать во внимание ранние произведения писателя. И вряд ли стоит этому искушению поддаваться. Без них образ писателя не стал бы полным. Кроме того, они стали для него своеобразным испытательным полем.
На какое-то время Оноре Бальзак вообще превратился в литературного поденщика, не гнушался никаким заказом, которое приносило деньги. А те деньги были на то время немалые (тем более для начинающего литератора, никому не известного, анонимного), и семья перестала считать, что Оноре тратил время на глупости. Сам он, однако, был недоволен, потому что надеялся, что литературный труд сразу принесет ему грошістатки, славу и власть. И молодой Бальзак, подталкиваемый пылким нетерпением, прибег к коммерческих спекуляций: начал издавать классиков, купил типографию, а затем и словолитню. Этой деятельности он посвятил почти три года - с 1825 по 1828-й, а в результате - банкротство и огромный долг, который частично покрыла иметь, а частично уже немолодая любовница госпожа де Берни. Но полностью своего долга Оноре так и не избавился до конца дней, ибо с течением времени только увеличивал его.
«Для Бальзака, - писал еще один его биограф, Стефан Цвейг, - Мидаса наоборот (ибо все, к чему он прикасался превращалось не на золото, а на долги) - все и всегда заканчивалось финансовым крахом...». Он еще неоднократно пускался в авантюры (издавал газеты и журналы, покупал акции заброшенных серебряных рудников, с целью заработка работал для театра), и все с одинаковым результатом: вместо золота - долги, которые постепенно выросли до цифр действительно астрономических.
Во второй иол. 20-х гг. XIX в. в парижской прессе появились статьи и очерки Бальзака, которые представляли собой талантливые зарисовки типичных характеров и сценки из жизни разных слоев французского общества. Многие из них стали основой для образов и ситуаций в произведениях «Человеческой комедии».
«Последний шуан, или Бретань в 1800 году» (1829) - первое произведение Бальзака, подписанный его фамилией (он вообще называл этот роман своим первым произведением), - вышел в свет за год до «Красного и черного» Стендаля. Но «Красное и черное» - шедевр, большой памятник нового реализма, а «Последний шуан» - нечто среднее, незрелое.
Бесспорно, Стендаль и Бальзак - очень разные художественные индивидуальности. Творчество первого - это прежде всего две вершины: «Красное и черное» и «Пармский монастырь». Если бы он даже ничего больше не писал, то все равно остался бы Стендалем. У Бальзака были вещи, которые удались ему лучше, а некоторые хуже. И все же прежде всего он - автор «Человеческой комедии» как целого. Он знал и сам об этом говорил: «Произведение, над которым работает автор, получит в будущем признание, прежде всего благодаря широте своего замысла, а не ценности отдельных деталей».
Настоящая бальзаківська творчество началась на пороге революции 1830 года, которую писатель принял, однако очень быстро понял, что народ обманут. И все же значительная часть его произведений раскрыла тему Реставрации («Гобсек», «Шагреневая кожа», «Полковник Шабер», «Отец Горио», «Музей древностей», «Блеск и нищета куртизанок»).
В 1833 г. увидел свет роман «Евгения Гранде», который определил новую эпоху в творческом развитии О. де Бальзака. Предметом изображения в новом произведении стала буржуазная повседневность с ее внешним и реальным течением. Сразу же после публикации книги в Бальзака возник замысел об объединении всех своих произведений в эпопею.
В 1834 г. в квартире Бальзака нашел временный приют Жюль Сандо, отторгнут спутник Авроры Дюпен. Писатель предложил ему должность секретаря. Сандо стал свидетелем званых обедов. Но через полтора года он сбежал от Бальзака, потому что считал, что лучше умереть с голоду, чем так работать.
После 30-ти лет Бальзак начал мечтать о браке с знатной, красивой, молодой и богатой женщиной, что помогло бы ему наладить свои финансовые и личные проблемы.
В 1832 г. он получил письмо с одесским штампом, который был подписан «Чужестранка». Тайным корреспондентом оказалась графиня Эвелина Ганская (от рождения Ржевусская), которая принадлежала к известной польской семьи и была моложе Оноре всего на год. Она была замужем за Венуеславом Ганским, состоятельным помещиком в Волыни. Переписка скоро переросло в любовь, которому суждено было продолжаться вплоть до смерти писателя. На первый взгляд, Ганская не занимала в жизни Бальзака особого места. В промежутках между встречами с любимой, которые происходили то в Швейцарии, то в Германии, то в Италии, Бальзак ухаживал за женщин, писал романы... Однако все изменилось, когда в 1841 г. Эвелина стала вдовой. Все больше времени они проводили вместе. Бальзак часто ездил в Россию, Украину, в имение Эвелины. В 1845 г. он был очень потрясен известием о ее беременности. В мечтах писатель видел себя отцом, ничуть не сомневаясь, что у него будет сын. Художник даже назвал его Виктор-Оноре и начал строить планы на будущее. Но мечтам не суждено было осуществиться, потому что ребенок родился 6-месячным и умерла. 14 марта 1850 г. Бальзак и Ганская обвенчались в Бердичеве. Она прекрасно знала, что ее ждал уход за больным мужем и положение вдовы писателя, и все же дала согласие на брак.
В 1835 г. после публикации романа «Батюшка Горио» к писателю пришла настоящая слава и признание. Появлялись одна за другой новеллы и романы. Начало 30-х гг. ознаменован не только интенсивной литературной деятельностью Бальзака. Его успехи открыли перед ним двери аристократических салонов, что тешило его самолюбие. Стабилизировались материальные дела, сбылись давние мечты о дом, карету, сапожника. Художник жил широко и свободно.
Когда пришла слава, когда он стал властителем дум, его огромные гонорары уже не могли ничего изменить. Деньги исчезали, еще не появившись в кошельке; сожрать долгами, они сыпались, словно в пропасть, не удовлетворяя и малой части кредиторов. Великий Бальзак убегал от них, словно легкомысленный повеса, а однажды (хоть и ненадолго) даже попал в долговую тюрьму.
Все это кардинально изменило его жизнь. Чтобы погасить долги, ему приходилось работать с лихорадочной скоростью (примерно за два десятка лет он написал 74 романов, множество рассказов, очерков, пьес, статей), а чтобы поддерживать славу избалованного успехом платежеспособного денди - залезать в долги снова и снова.
Однако Оноре и не искал выхода из этого замкнутого круга. Видимо, вечная спешка, атмосфера все большего числа падений и авантюр были непременными условиями его существования, и только при таких обстоятельствах, наверное, и мог проявиться бальзаковский гений. Итак, сначала Бальзак вполне трезво поставил себе цель стать писателем и лишь потом, «после десятилетних поисков наугад.. открыл свое истинное призвание». Он писал по 12 - 14 часов в день без перерыва в состоянии почти сомнамбулическом, превращая ночь в день и борясь со сном и усталостью с помощью гигантских порций черного кофе; кофе в конце концов и свела его в могилу.
40-е годы XIX в. - последний период творчества Бальзака и не менее значительный и плодотворный. Вышло 28 новых романов прозаика. Однако с осени 1848 г. он работал мало и почти ничего не печатал, потому что состояние его здоровья резко ухудшилось: болезни сердца, печени, сильные головные боли. Могучий организм творца «Человеческой комедии» был сломлен непосильным трудом. Бальзак собственно сгорел в труде, дожив почти до 50-ти лет. Это произошло 18 августа 1850 г. Однако выводом его творческой деятельности и мастерства стала «Человеческая комедия», которая принесла ему настоящее признание и бессмертие в веках.
В надгробной речи В. Гюго сказал: «Этот могучий и неутомимый труженик, этот философ, этот мыслитель, этот гений прожил среди нас жизнь, полную грез, борьбы, сражений - жизнь, которой во все времена живут все великие люди».
2. Универсальность замысла, тематико - жанровый состав, основные принципы построения эпопеи «Человеческая комедия» О. де Бальзака
Круг литературных интересов О. де Бальзака было свидетельством того, что он чувствовал потребность в выработке собственного аргументированного взгляда на мир. Результатом таких поисков стало формирования философского фундамента будущей грандиоВНОй эпопеи Бальзака: концепция мира и человека, реализованная в «Человеческой комедии» еще до того, как он подошел к ее созданию.
«Поздравьте меня. Ведь только испортилось, что я - гений», - так, по воспоминаниям сестры Бальзака Сюрвиль, сам писатель возвестил о появлении нового замысла, аналогов которому не было в мировой литературе. В 1833 г. он открыто заявил о желании объединить свои романы в одну эпопею. СвоеобраВНОй чертой, которая символизировала начало создания новой книга, стал роман «Отец Горио», который автор окончил в 1835 г. Начиная с этого произведения, Бальзак стал систематически брать имена и характеры героев из своих предыдущих произведений.
Власть золота стала одной из сквозных тем мировой литературы. Почти все выдающиеся писатели XIX-XX вв. обращались к ней. Не стал исключением и выдающийся французский прозаик Оноре де Бальзак, автор цикла романов под общим названием «Человеческая комедия», который он писал более 20 лет. В этих произведениях писатель стремился воплотить художественное обобщение жизни французского общества периода 1816-1848 гг.
Связь прозы художника с реальной жизнью Франции эпохи Реставрации сложный и многочисленный. Он умело переплітав упоминания о исторические детали и реальные события с фамилиями героев «Человеческой комедии» и описанными в ней событиями. Но Бальзак не имел целью воссоздать точную копию действительности. Он не скрывал, что на том, какой предстала в «Человеческой комедии» Франция, лежал отпечаток его представлений о смысле и содержании человеческой жизни и истории цивилизации в целом. Но можно точно сказать, что он последовательно реализовал в своем творчестве гуманистический взгляд на историю цивилизации. История морали, которую написал Бальзак, - это история, увиденная через людей со всеми их мечтами, страстями, горем и радостями.
Писатель решил в своих произведениях показать как можно более широкую панораму жизни Франции своей эпохи, но впоследствии убедился, что это невозможно осуществить в рамках одного романа. Так начал складываться цикл, который в 1842 г. получил название «Человеческая комедия».
«Божественная комедия» Данте | «Человеческая комедия» Бальзака |
По форме это произведение - своеобраВНОе путешествие в потусторонний мир, осуществлена поэтом в художественном воображении, видении | По форме - изображение жизни Франции во всех его проявлениях |
Цель произведения - указать средневековой человеку и всему человечеству путь к спасению | Цель комедии - стремление объяснить закономерности человеческой действительности |
Назван комедией, потому что начинался печально, но имел счастливый конец | Назван комедией, потому что показал концепцию человеческого мира с самых разных сторон |
Жанр - поэма | Проблематично определить жанр. Чаще всего встречается два определения: цикл романов и эпопея |
Разделена на три части («Ад», «Чистилище», «Рай») - это три мира, где время жил Данте: реальная жизнь, чистилище внутренней борьбы и рай веры | Разделена на три части, каждая из которых включала определенные произведения |
Поскольку план бальзаківської эпопеи вызревал постепенно, то и принципы классификации произведений, которые вошли в нее, многократно менялись. Изначально художник планировал назвать главную работу своей жизни «Социальные этюды», но впоследствии «Божественная комедия» Дайте навела его на другую мысль относительно названия произведения. ГрандиоВНОе произведение требовал величественной названия. Она пришла к писателю не сразу, а гораздо позже (по аналогии с «Божественной комедии» Данте). Трагедия XVIII в. сменилась комедией середины XIX в. Сам писатель так объяснял выбранную название: «Огромный размах плана, одновременно охватывает историю и критику общества, анализ его недостатков и обсуждение его основ позволяет, я думаю, дать ему тот заголовок, под которым он появится, - «Человеческая комедия». Или претенциозный он, только правильный? Это решат сами читатели, когда работа будет закончена».
Первым шагом на пути к «Человеческой комедии» стало обращение Бальзака к жанру «физиологического очерка», который не имел ничего общего с физиологией в медицинском понимании этого слова. То было своеобраВНОе исследование определенных социальных явлений. «Физиологический очерк» - художественная публицистика, затрагивающая современные темы и разрабатывала богатый материал социально-бытовых и психологических наблюдений.
Первые наброски грандиоВНОго труда появились с 1833 года («Шагреневая кожа»), работа над последними страницами закончилась незадолго до смерти автора («изнанка современной истории», 1848). В 1845 г. писатель составил список всех произведений «Человеческой комедии», который насчитывал 144 названия. Но реализовать свой замысел в полном объеме он не успел.
В письме к госпоже Карро он писал: «Мое произведение должно вобрать в себя все типы людей, все общественные состояния, он должен воплотить все социальные сдвиги так, чтобы ни одна жизненная ситуация, ни одно лицо, ни один характер, мужской или женский, ни один образ жизни, ни одна профессия, ни чьи-либо взгляды, ни одна французская провинция, ни хотя бы что-нибудь из детства, старости, зрелого возраста, с политики, права или военных дел не оказались забытыми».
Явлениям обыденным - и тайным, и явным, - а также событиям личной жизни, их причинам и першоосновам Бальзак предоставил не меньшего веса, чем историки придавали событиям общественной жизни народов. «Это нелегкий труд - описать 2 - 3 тысячи людей, которые чем-то выделяются на фоне своей эпохи, ибо примерно столько наберется в конечном итоге типов, которые представляют каждое поколение, и «Л. к.» вместит в себе их всех. Такое количество лиц, характеров, такое множество судеб нуждалась в определенных рамок и - да простят меня за это высказывание - галерей».
Общество, которое стало плодом творческой энергии писателя, обладало всеми признаками реальности. Из одного произведения в другое переходили «общие персонажи», которые, наряду с всеобщностью творческого метода и авторской концепции, укрепляли замысел писателя, придавая ему масштабности архитектурного сооружения. Постепенно у Бальзака появились свои врачи (Б'яншон, Деплен), сыщик (Корантен, Перад), адвокаты (Дервіль, Дерош), финансисты (Нусінген, братья Келлеры, дю Тийе), ростовщики (Гобсек, Пальме, Бидо), знать (Лістомери, Кергаруети, Монфріньєзи, Гранльє, Ронкеролі, Рогани) и т.д.
Постичь грандиоВНОсть общего замысла Бальзака позволила «Предисловие к «Человеческой комедии». «Первоначальная идея «Человеческой комедии» предстала передо мной как мечта, как один из тех туманных замыслов, их растишь, но отчетливо представить себе не можешь ...».
Основные положения «Предисловия...»
• Идея этого произведения родилась в результате сравнения человечества с животным миром.
• Стремление найти в обществе единый механизм, поскольку оно, по его мнению, похоже на Природу.
• Писатель выделял три формы бытия человека: «мужчины, женщины и вещи».
• Главная идея замысла - дать огромную панораму общества на основе закона эгоизма.
• Бальзак не исповедовал руссоїстських идей о «природную доброту человека».
«Человеческая комедия» разделена на три части, каждую из которых Бальзак назвал этюдами (вивченнями): «Этюды о нравах», «Философские этюды», «Аналитические этюды». Центральное место в ней заняли «Этюды об обычаях», которые писатель разделил на разные сцены жизни. Эта схема носила условный характер, некоторые произведения переходили из одного раздела в другой. Согласно схеме автор расположил свои романы таким образом (важнейшие произведения):
1. «Этюды о нравах».
а) Сцены частной жизни. «Дом кошки, играющей в мяч», «Бал в Со», «Супружеская согласие», «Побочная семья», «Гобсек», «Силуэт женщины», «30-летняя женщина», «Полковник Шабер», «Покинутая женщина», «Отец Горио», «Брачный контракт», «Обедня безбожника», «Дочь Евы», «Беатриса», «Первые шаги в науку».
б) Сцены провинциальной жизни. «Евгения Гранде», «Прославленный Годиссар», «Провинциальная муза», «Старая дева», «Пьєретта», «Жизнь холостяка», «Утраченные иллюзии».
в) Сцены парижской жизни. «История тринадцати», «Блеск и нищета куртизанок», «Фачино Кане», «Деловой человек», «Принц богемы», «Кузина Бетта».
г) Сцены политической жизни. «Изнанка современной истории», «Темное дело», «Эпизоды эпохи террора».
д) Сцены военной жизни. «Шуани», «Страсть в пустыне».
е) Сцены сельской жизни. «Сельский врач», «Сельский священник», «Крестьяне».
2. «Философские этюды».
«Шагреневая кожа», «Прощенный Мельмот», «Неведомый шедевр», «Проклятое дитя», «Поиски Абсолюта», «Прощай», «Палач», «Эликсир долголетия».
3. «Аналитические этюды».
«Философия брака», «Мелкие невзгоды супружеской жизни».
«Этюды о нравах» составляли общую историю общества, где собрано все события и деяния. Каждый из шести разделов соответствовал одной из главных мыслей. Каждый имел свой смысл, свое значение и охватил определенный период человеческой жизни:
«Сцены частной жизни изображают детство, юность и свойственные этому возрасту ошибки.
Сцены провинциальной жизни подают страсти в их зрелом возрасте, описывая расчеты, интересы и амбиции.
Сцены парижской жизни рисуют картину вкусов, пороков и неуемных проявлений жизни, связанные с обычаями, которые процветают в столице, где одновременно можно встретить и неповторимое добро, и неповторимое зло.
Сцены политической жизни отражают интересы многих или всех - то есть речь идет о жизни, что течет будто не в общем русле.
Сцены военной жизни показывают грандиозную картину Общества в состоянии наивысшего напряжения, когда оно выходит за пределы своего существования - когда защищается от вражеского нашествия или отправляется в завоевательные походы.
Сцены деревенской жизни - это как вечер долгого дня. В этом разделе читатель впервые встретит самые чистые характеры и будет показано, как нужно воплощать в жизнь высокие принципы порядка, политики и морали».
Трудно назвать все темы произведений Оноре де Бальзака. К вниманию автор взял, казалось бы, антихудожні темы: обогащение и банкротство торговца, история имения сменил владельца, спекуляция земельными наделами, финансовые аферы, борьба вокруг завещания. В романах именно эти главные события и определили отношения родителей - детей, женщин - мужчин, любовников - любовниц.
Главная тема, объединившая произведения Бальзака в одно целое, - стремление объяснить закономерности действительности. Автора интересовали не только конкретные темы и проблемы, но и взаимосвязь этих проблем; не только отдельные страсти, но и формирование человека под влиянием среды.
Эти методы позволили писателю сделать в книге определенные выводы о деградации человека в буржуаВНОм обществе. Однако он не абсолютизировал влияние среды, а подводил героя к самостоятельному выбору своего жизненного пути.
Объединило такое огромное количество произведений и действующих лиц следующее: Бальзак разработал важный мотив человеческих поступков - стремление к обогащению.
Внутренняя построение «Человеческой комедии» такова, что большие романы и повести чередовались в ней с новеллами-«перекрестками» - «Принц богемы», «Деловой человек», «Комедианты неведомо для себя». Это, скорее, невольно написаны этюды, основная ценность которых - встреча с хорошо известными писателю персонажами, которых на короткое время вновь объединила интрига.
«Человеческую комедию» писатель строил по принципу цикличности: большинство персонажей переходили из произведения в произведение, выступая главными действующими лицами в одних и эпизодическими - в других. Бальзак смело отказался от сюжета, где биография того или иного героя давалась полностью.
Таким образом, важный композиционный принцип «Человеческой комедии» - взаимодействие и взаимосвязь различных частей цикла (например, действия «Гобсека» и «Отец Горио» происходили почти одновременно, был у них и общий персонаж - Анастази де Ресто - дочь отца Горио и жена графа де Ресто).
Очень проблематично точно и однозначно определить жанр этого произведения. Чаще всего дано два определения: цикл романов и эпопея. Вряд ли их можно отнести к «Человеческой комедии». Формально - это цикл романов, точнее - произведений. Но у многих из них отсутствуют средства связи между собой - например, ни сюжеты, ни проблематика, ни общие герои не связали между собой романы «Шуани», «Крестьяне», «Блеск и нищета куртизанок» и повесть «Шагреневая кожа». И таких примеров немало. Определение «эпопея» тоже лишь частично касается «Человеческой комедии». Для эпопеи, в современном ее виде, характерно наличие стержневых героев и общего сюжета, чего не было у Бальзака.
Наиболее сложный вариант циклического единства - это объединение в рамках одного замысла произведений разных жанров (романов, рассказов, новелл, очерков, повестей). В этом случае огромный жизненный материал, огромное количество персонажей, масштабность обобщений писателя также позволили говорить о эпопею. Как правило, в таком контексте в первую очередь вспоминают о «Человеческую комедию» Бальзака и о «Ругон-Маккари» Е. Золя, созданных под влиянием бальзаковского шедевра.
3. Идейно-художественный анализ произведений «Эжени Гранде», «Шагреневая кожа»
В 1831 г. Бальзак опубликовал роман «Шагреневая кожа», который «должен был сформулировать современность, наша жизнь, наш эгоизм». Главная тема произведения - тема талантливого, но бедного молодого человека, которая потеряла мечты юности в столкновении с эгоистичным и бездуховным буржуазным обществом. Уже в этой книге была очерчена главная черта творчества писателя - фантастические образы не противоречили реалистичному отображению действительности, а, наоборот, придавали особой интриги и философских обобщений рассказы.
Философские формулы раскрыты в романе на примере судьбы главного героя Рафаэля де Валантена, поставленного перед дилеммой века: «желать» и «мочь». Заражен болезнью времени, Рафаэль, который изначально выбрал путь ученого, откажись от него ради блеска и наслаждений светской жизни. Пережив полный крах в своих честолюбивых намерениях, отторгнут женщиной, которой так увлекался, оставшись без минимальных средств к существованию, герой уже был готов покончить жизнь самоубийством. Именно в это время судьба свела его с удивительным стариком, антикваром, который вручил ему всесильный талисман - шагреневую кожу, для владельца которой желание и возможности становились реальностью. Однако расплатой за все желания жизнь Рафаэля, которое очень быстро стало всплывать вместе с уменьшением размера шагреневой кожи. Выход из данной ситуации для героя был только один - утолить все желания.
Так в романе раскрыты две системы бытия: жизнь, полная наслаждений и страстей, которое привело к уничтожению человека, и жизнь аскетическую, единственным удовольствием которого были знания и потенциальная мощь. Бальзак изобразил как сильные, так и слабые стороны обеих этих систем на примере образа Рафаэля, который сначала почти не погубил себя в русле страстей, а затем медленно умирал в «растительном» существовании без желаний и эмоций.
«Рафаэль мог все, но не совершил ничего». Причина тому - эгоизм героя. Желая иметь миллионы и получив их, Рафаэль, ранее переполнен желаний и грез, сразу же переродился: «глубоко эгоистическая мысль вошла в самую его суть и поглотила для него вселенная».
Все события в романе строго мотивированы естественным стечением обстоятельств: Рафаэль, получив шагреневую кожу, сразу пожелал развлечений и оргий, и в тот же миг наткнулся на своего давнего приятеля, который пригласил его на «роскошную вечеринку в дом Тайфера; там герой случайно встретился с нотариусом, который уже две недели разыскал наследника умершего миллионера, им и оказался Рафаэль, и т.д. Итак, фантастический образ шагреневой кожи выступил «средством сугубо реалистического отражения переживаний, настроений и событий» (Гете).
В 1833 г. увидел свет роман «Эжени Гранде». Предметом изображения в новом произведении выступила буржуазная обыденность с ее привычным ходом событий. Место действия - типичное для французской провинции городок Сомюр, которое раскрыто на фоне соперничества двух родовитых семейств города - Крюшон и Грассенів, что спорили за руку героини романа Эжени, наследницы многомиллионного имущества «батюшки Гранде».
Главный герой романа - отец Эжени. Феликс Гранде - образ провинциального богача, личность исключительная. Жажда денег заполонила его душу, уничтожил в нем все человеческие чувства. Известие о самоубийстве брата оставила его совершенно равнодушным. В судьбе осиротевшего племянника он не принимал никакой семейной участия, быстро отправив его в Индию. Жену и дочь скряга оставил без самого необходимого, економивши даже на визитах врача. Своей привычной безразличия к умирающей жены Гранде изменил лишь после того, как узнал, что ее смерть грозила распределением имущества, поскольку именно Эжени была законной наследницей матери. Единственная, к кому он по-своему был не безразличен, - дочь. И то только потому, что видел в ней будущую берегиню накопленных богатств. «Береги злато, береги! Ты дашь мне ответ на том свете,» - таковы последние слова отца, обращенные к ребенку.
Страсть к накоплению не только дегуманізувала Феликса Гранде, в ней причины преждевременной смерти жены и потерянного жизни Эжени, которому отец отказал в естественном праве любить и быть любимой. Страстью объяснялась и печальная эволюция Шарля Гранде, который пришел в дом дяди неиспорченным юношей, а вернулся из Индии жестоким и жадным, потеряв лучшие черты своего «я».
Выстраивая биографию Гранде, Бальзак в широкой экспозиции аналитически разоблачил «корни» деградации героя, тем самым проведя параллель с буржуазным обществом, которое утверждала с помощью золота свое величие. Этот образ нередко сравнивали с образом Гобсека. Но жажда наживы у Гобсека и Гранде носила различный характер: если у Гобсека культ золота вкладывался в философское осмысление величия богатства, то Гранде просто любил деньги ради денег. Реалистичный образ Феликса Гранде не наделен и романтическими чертами, которые одиночно пробивались в Гобсекові. Если сложность натуры Гобсека в чем-то импонировала Бальзаку, то батюшка Гранде в своей примитивности никаких симпатий у писателя не пробудил.
Сомюрському миллионеру противопоставлена его дочь. Именно Эжени с ее равнодушием к золоту, высокой духовностью и стремлением к счастью решила вступить в конфликт с отцом. Истоки драматической коллизии - в любви героини к ее юного кузена Шарля. В борьбе за Шарля - любимого и влюбленного - она проявила редкую настойчивость и дерзость. Но Гранде пошел хитрым путем, отправив племянника за золотом в далекую Индию. Если счастье Эжени так и не пришло, то причиной тому стал сам Шарль, предав юношеской любви ради денег и социального положения. Потеряв с любовью смысл жизни, внутренне опустошенная Эжени в конце романа продолжала существовать, будто выполняя завет отца: «Не смотря на 800 тыс. ливров дохода, она живет так же, как жила раньше бедная Эжени Гранде, топит печь в своей комнате только в те дни, когда позволял ей отец... Всегда одета, как одевалась ее мать. Сомюрський дом, без солнца, без тепла, постоянно наполнен меланхолии - отражение ее жизни».
Вот такой грустной предстала история Эжени - женщины, созданной природой для счастья быть женой и матерью. Но через свою духовность и непохожесть на других, за деспота-отца она «...не получила ни мужа, ни детей, ни семьи».
Творческий метод писателя
• введены бальзаковские герои: яркие, талантливые, неординарные личности;
• склонность к контрастам и преувеличений;
• Бальзак над персонажем работал в три этапа:
- набросал образ человека, отталкиваясь от кого-то из своих знакомых или из литературы,
- собирал весь материал в единое целое;
- персонаж стал воплощением какой-то определенной страсти, идеи, которая и придавала ему определенной формы;
• все, что происходило в его произведениях - это результат многочисленных причин и последствий;
• значительное место в произведениях отводилось описаниям.
Вопросы для самоконтроля
1. Почему Оноре де Бальзака называют «отцом современного реализма и натурализма»?
2. Раскройте основной замысел писателем «Человеческой комедии».
3. Что объединяет такую массу произведений Бальзака в одно целое?
4. Какие основные принципы построения эпопеи «Человеческая комедия» ?