СТЕНДАЛЬ (Анри Мари Бейль) (1783-1842)
РОМАН «КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ» - ШИРОКАЯ ПАНОРАМА ЖИЗНИ ФРАНЦИИ ПЕРИОДА РЕСТАВРАЦИИ
«Хроника XIX века»
В начале 1831 г. посетителей парижских магазинов заинтриговала непонятная название нового романа никому не известного автора - «Красное и черное». По привычке они искали объяснения в подзаголовке произведения. Однако, прочитав бессодержательное, на их взгляд, предложение: «Хроника XIX века», - недоуменно пожимали плечами. Туманнішої названия и более абсурдного подзаголовка для романа не найти - такой была почти единодушное мнение широкой общественности. Поэтому и не удивительно, что большинство тогдашних читателей, которые привыкли к классицистических произведений с их античной тематикой и «высокими» героями и темами или к произведениям экзальтированно-мечтательных романтиков о далекие миры, преимущественно не восприняли ни внимания Стен - даля к социальным проблемам XIX ст., ни далеких от идеала персонажей, взятых им из обыденной тогдашней жизни («литературного» в описании плотника или лакея?), ни педантичного копание автора в малейших движении души героя-плебея.
И лишь некоторые из писателей - его современников - заметил, что появился новый литературный шедевр. Одним из них был И. В. Гете, которому еще в 1818 г. попала в руки книга «Рим, Неаполь и Флоренция» за подписью «Oфицер французской конницы Стендаль». Писатель заинтересовался именем автора: «Он убрал чужое имя. Это - француз, путешественник, полон острой жизненности, страстный поклонник музыки, танцев и театра. Он привлекает и отталкивает, он захватывает и волнует нетерпением и, наконец, от его книг не можно оторваться. Он кажется мне одним из тех великих талантов, которые возникли в водовороте войны и революции и скрываются под видом офицеров, чиновников или шпионов, а может - всех троих одновременно». Гете уже тогда оценил безупречный талант автора и новизну предложенной им темы. Видимо, талантливый человек чувствует другой талант как-то интуитивно, «випереджувально». Лишь впоследствии роман «Красное и черное» стал украшением французской и мировой литературе, а его автора - Стендаля - посмертно признали первым в новом литературном направлении - реализме. Так в чем же секрет успеха этого шедевра мировой литературы?
Обложки к роману Стендаля «Красное и черное»