Фредерик Стендаль 1783 - 1842
Открытая книга
РОМАН «КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ»
«Красное и черное» как социально-психологический роман
Главным основанием для такого определения жанровой специфики произведения является то, что в нем определенные социальные процессы и коллизии преломляются сквозь призму сознания и реакций центрального героя, его внутренней борьбы и, в конце концов, его драматической судьбы. Этот герой, простолюдин «с поразительно своеобразным лицом», принадлежит к энергичной и честолюбивой молодежи из социальных низов, которую режим Реставрации отбросил на задворки общества. Крестьянский сын, случайно получил образование, Сорель получим стремится к социальной реализации, соответствующей своим достоинствам, но единственным возможным путем достижения честолюбивой цели для него оказывается приспособление к чужого и ненавистного общества. Понимая, что повсеместно господствуют замаскированные эгоизм и своекорыстие, герой решает освоить «науку лицемерия», чтобы воспользоваться ею в борьбе за свою мечту. В романе подробно рассказывается, как Жульен, «надев мундир, соответствующий временные» и натянув машкару святошу, упражняется в этой «науке».
Считая такие действия порядочного от природы Жульена вынужденными, Стендаль возлагает ответственность за них на режим Реставрации. Однако некоторые его современники поняли роман как апологію1 лицемерия и даже склонны были отождествлять автора с персонажем, что побудило писателя к объяснениям. «Жульен совсем не такой лукавец, каким он вам кажется, - писал Стендаль в одном из писем. - Некоторые прекращают со мной знакомство на том основании, что Жульен - негодяй и что он - мой портрет. Во времена императора [Наполеона] Жульен был бы вполне порядочным человеком; я жил во времена императора. Итак?..»
1 Апология - защита, восхваление, возвеличение; здесь: защита с оттенком бахвальства.
Ж. Энгр. Портрет Наполеона на императорском троне
Следовательно, недостойные поступки Жульена обусловлены жизненной необходимостью, созданной правящим режимом. Отсюда у героя не только обожание Наполеона, но и ощущение того, что он опоздал с рождением и попал в чужую и враждебную ему эпоху.
Он действительно выходец из другой эпохи, той эпохи, что подняла к активной исторической жизни весь третий состояние, пробудила в нем энергию и стремление к самовивищення личности, сделала доступными для молодых простолюдинов образование и культуру. Представление Жульена о своих возможностях и подобающее ему место в обществе происходят из этой эпохи, ею же было сформировано и непомерное честолюбие - двигатель его стремлений и действий, а также «романтизм», о котором речь пойдет позже. Словом, за конфликтом Жульена Сореля со своим временем и обществом стоит масштабный конфликт исторических эпох, который постоянно интересовал Стендаля. И не случайно одно из самых распространенных «расшифровок» названия романа основывается на сравнении и конфликте эпох: красное - символический цвет эпохи революции и наполеоновских войн, черное - униформа священника, в которую обрядились Жюльен Сорель, - символ эпохи Реставрации и Священного союза.