2 КЛАСС
НЕ СТОМЛЮЙСЯ ДЕЛАТЬ ДОБРО
Урок 11
Тема. Якоб и Вильгельм Гримм «Маленькие помощники» (немецкая сказка)
Цель: ознакомить учеников с жизненным и творческим путем братьев Гримм; учить находить в тексте предложения, которые характеризуют определенные качества действующих лиц, приводить примеры добрых дел героев, рассказывать текст по плану; развивать устную речь школьников; воспитывать веру в себя, уважение к близким.
Оборудование: карта Европы; Государственный Флаг Германии; схемы; таблицы; карточки для чтения, таблицы для словарной работы; схемы-опоры; учебник; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
И. Организационный момент
- Дети, усаживайтесь удобно и произнесите нашу психоформулу.
Люблю я свой ум, внимание и память.
Работает мой мозг, и я учусь старательно.
Воспринимаю все новое и мыслю логически,
Слово учителя осуществлю я практически.
- А чтобы мы все это осуществили, вспомним, каким должен быть наш урок.
Урок будет интересным, продуктивным, творческим.
- А чтобы урок был именно таким, мы должны быть:
• внимательными;
• активными;
• творческими.
- Именно такими вы должны быть на уроке, и я довольна, что вы такие мудрые.
II. Актуализация полученных знаний, умений и навыков
1. Разминка для глаз
- Посмотрите вверх - вниз, из стороны в сторону;
- Обведите глазами стороны прямоугольника; покліпайте.
2. Розчитування
1) Упражнения на дыхание.
- Вдохните воздух, на выдохе произнесите гласные звуки [а, о, у, э, ы, и].
2) Работа над скороговоркой.
Бобер на берегу с бобренятами бублики пик.
• Читать медленно;
• скорее по строке;
• еще быстрее;
• на одном дыхании.
3) Чтение с причитуванням.
|
а |
в |
В |
е |
и |
и |
м |
ма |
мо |
м |
ме |
мы |
ми |
н |
на |
но |
ну |
не |
ны |
нет |
п |
па |
по |
ну |
пе |
пи |
пи |
г |
ра |
ро |
РУ |
ре |
ри |
ри |
т |
и |
то |
ту |
то |
ты |
те |
л |
ла |
ло |
лу |
ле |
ли |
ли |
к |
ка |
ко |
ку |
ке |
ки |
ки |
в |
ва |
во |
ву |
ве |
вы |
ви |
III. Усвоение новых знаний
1. Объявление темы урока
- Дети, сегодня мы продолжаем работать над литературными сказками. А читать мы будем на сегодняшнем уроке сказку братьев Гримм «Маленькие помощники». Давайте подумаем и скажем, о чем может идти речь в сказке. Ваши предсказания?
- Прежде чем мы будем читать сказку, наши исследователи ознакомят вас с известными немецкими писателями - братьями Якобом и Вильгельмом Гримм.
1-й ученик. Братья Гримм жили в Германии. Оба были профессорами Берлинского университета. Они создали грамматику и словарь немецкого языка. И все же всемирной славы они зажили после выхода трех небольших сборников немецких народных сказок.
Сами они их не создавали, а только записывали. Братья ходили по селам и слушали людей, которые любили и помнили сказки. Более 200 произведений записали они в свои книжки, которые назвали «Детские и семейные сказки». И эти сказки действительно стали родственными, потому что не было семьи, где бы не читали «Бременских музыкантов», «Госпожу Метелицу» и другие замечательные народные сказки.
2-й ученик. Десять лет собирали и печатали свои сказки немецкие ученые. А потом началась новая жизнь этих произведений: они отправились в путешествие всеми странами и континентами. Благодаря кропотливому труду ученых немало фольклорных произведений не утрачены навсегда, а записаны и упорядочены, а еще они стали доступными для всех. Перед читателями предстал мир народных мечтаний, представлений о справедливости, надежду на вознаграждение за ум, честность и трудолюбие.
Выставка сборников Братьев Гримм.
Вывешивание Государственного Флага Германии на карту Европы.
2. Словарная работа
- Дети, объясните значение неизвестных слов (работа в тетрадях).
Шевчик
втихаря
обнищал
дратва
кусок
краяв
купец
состоятельными
раскроил
заготовки
3. Чтение текста
• Вслух;
• цепочкой;
• игра «Волки - зайцы»;
• «Охотник и зайцы».
4. Обсуждение сказки
- Оправдались ли ваши предсказания?
- Что удивительного произошло в доме сапожника?
- Как ему удалось избавиться от нищеты?
- Как шевчик и жена отблагодарили гномикам?
- Почему гномики исчезли? Где они делись?
5. Творческое задание
- Пофантазируйте и продолжите сказку. Какой она была бы дальше?
6. Интересно знать!
- Дети, а знаете ли вы, кто такие гномики? Существуют ли они на самом деле и какие они?
- Наши ученики с «поискового бюро» подготовили сообщения об этих маленьких созданий.
Знаете ли вы, что в лесах на западе Индонезии и на Филиппинах живут существа, которых люди зовут гномами и очень их боятся?
«Ночью, быстрые, словно пули, и бесшумные, словно призраки, они прыгают по деревьям. В них огненные глаза, а на пальцах присоски. С причудливыми улыбками, с розтягненим от уха до уха ртом, они приближаются к человеку, что заблудилась, прыгают на нее и сосут кровь». С портретом этого демона, который достаточно точно воспроизводит легенда, легко узнать черты маленькой напівмавпочки довгоп'ята. У нее действительно огромные, сверкающие в темноте глаза, большой рот и длинные пальцы с присосками на концах. Стоит одному пальцу с присоской прилипнуть к любой отвесной и гладкой поверхности, даже к стеклу - и зверек уже висит, не падает! Зверек маленький, с цыпленком, а прыгает аж на два метра!
Долгопят похож на сказочного гнома, и он не «кровопийца», не вампир. Это один из невинных жителей тропиков. Но и далека от предрассудков человек, когда впервые увидит довгоп'ята, испытывает невольный страх. С глазастыми вилискуючими глазами, острыми ушами, задними ногами, похожими на дыбы, и с вишкіреним в беззвучном смехе ртом, он и на самом деле похож на черта. В сумерках дикой чащи долгопят производит ужасное впечатление.
Увидев еду, - а долгопят ест кузнечиков, ящериц, лягушек - он втупить в жертву немиготливий взгляд, потом прыгает и хватает добычу лапами. Охотятся довгоп'яти и на крабов и рыбу, поэтому часто живут в лесах по берегам рек и озер. Очень интересно они спят. Придерутся к тонких вертикальных стволов, підіпруть себя снизу хвостом, замрут - и не видно их, словно наросты на дереве.
IV. Итог урока
- А почему писатели таких страшных созданий описывают хорошими помощниками с добрыми сердцами, с подобной человеческой натуре? (Ответы учащихся по методу «Пресс»: «Я считаю, что...; потому что...»)
- Итак, писатели превращают животных в сказочных героев для того, чтобы вы не боялись, чтобы сказка была действительно волшебной. Они показывают людей и животных с добрыми сердцами, обучая читателей доброе отношение к друзьям нашим меньшим.
V. Домашнее задание
Научиться выразительно читать сказку (пересказывать).
Нарисовать иллюстрацию «Которого я представляю себе сказочного гнома».