ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 2-4 классы

2 КЛАСС

 

НЕ СТОМЛЮЙСЯ ДЕЛАТЬ ДОБРО

 

Урок 11

Тема. Якоб и Вильгельм Гримм «Маленькие помощники» (немецкая сказка)

 

Цель: ознакомить учеников с жизненным и творческим путем братьев Гримм; учить находить в тексте предложения, которые характеризуют определенные качества действующих лиц, приводить примеры добрых дел героев, рассказывать текст по плану; развивать устную речь школьников; воспитывать веру в себя, уважение к близким.

Оборудование: карта Европы; Государственный Флаг Германии; схемы; таблицы; карточки для чтения, таблицы для словарной работы; схемы-опоры; учебник; рабочая тетрадь.

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

- Дети, усаживайтесь удобно и произнесите нашу психоформулу.

Люблю я свой ум, внимание и память.

Работает мой мозг, и я учусь старательно.

Воспринимаю все новое и мыслю логически,

Слово учителя осуществлю я практически.

- А чтобы мы все это осуществили, вспомним, каким должен быть наш урок.

Урок будет интересным, продуктивным, творческим.

- А чтобы урок был именно таким, мы должны быть:

• внимательными;

• активными;

• творческими.

- Именно такими вы должны быть на уроке, и я довольна, что вы такие мудрые.

 

II. Актуализация полученных знаний, умений и навыков

1. Разминка для глаз

- Посмотрите вверх - вниз, из стороны в сторону;

- Обведите глазами стороны прямоугольника; покліпайте.

2. Розчитування

1) Упражнения на дыхание.

- Вдохните воздух, на выдохе произнесите гласные звуки [а, о, у, э, ы, и].

2) Работа над скороговоркой.

Бобер на берегу с бобренятами бублики пик.

• Читать медленно;

• скорее по строке;

• еще быстрее;

• на одном дыхании.

3) Чтение с причитуванням.

 

 

а

в

В

е

и

и

м

ма

мо

м

ме

мы

ми

н

на

но

ну

не

ны

нет

п

па

по

ну

пе

пи

пи

г

ра

ро

РУ

ре

ри

ри

т

и

то

ту

то

ты

те

л

ла

ло

лу

ле

ли

ли

к

ка

ко

ку

ке

ки

ки

в

ва

во

ву

ве

вы

ви

 

III. Усвоение новых знаний

1. Объявление темы урока

- Дети, сегодня мы продолжаем работать над литературными сказками. А читать мы будем на сегодняшнем уроке сказку братьев Гримм «Маленькие помощники». Давайте подумаем и скажем, о чем может идти речь в сказке. Ваши предсказания?

- Прежде чем мы будем читать сказку, наши исследователи ознакомят вас с известными немецкими писателями - братьями Якобом и Вильгельмом Гримм.

1-й ученик. Братья Гримм жили в Германии. Оба были профессорами Берлинского университета. Они создали грамматику и словарь немецкого языка. И все же всемирной славы они зажили после выхода трех небольших сборников немецких народных сказок.

Сами они их не создавали, а только записывали. Братья ходили по селам и слушали людей, которые любили и помнили сказки. Более 200 произведений записали они в свои книжки, которые назвали «Детские и семейные сказки». И эти сказки действительно стали родственными, потому что не было семьи, где бы не читали «Бременских музыкантов», «Госпожу Метелицу» и другие замечательные народные сказки.

2-й ученик. Десять лет собирали и печатали свои сказки немецкие ученые. А потом началась новая жизнь этих произведений: они отправились в путешествие всеми странами и континентами. Благодаря кропотливому труду ученых немало фольклорных произведений не утрачены навсегда, а записаны и упорядочены, а еще они стали доступными для всех. Перед читателями предстал мир народных мечтаний, представлений о справедливости, надежду на вознаграждение за ум, честность и трудолюбие.

Выставка сборников Братьев Гримм.

Вывешивание Государственного Флага Германии на карту Европы.

2. Словарная работа

- Дети, объясните значение неизвестных слов (работа в тетрадях).

Шевчик

втихаря

обнищал

дратва

кусок

краяв

купец

состоятельными

раскроил

заготовки

3. Чтение текста

• Вслух;

• цепочкой;

• игра «Волки - зайцы»;

• «Охотник и зайцы».

4. Обсуждение сказки

- Оправдались ли ваши предсказания?

- Что удивительного произошло в доме сапожника?

- Как ему удалось избавиться от нищеты?

- Как шевчик и жена отблагодарили гномикам?

- Почему гномики исчезли? Где они делись?

5. Творческое задание

- Пофантазируйте и продолжите сказку. Какой она была бы дальше?

6. Интересно знать!

- Дети, а знаете ли вы, кто такие гномики? Существуют ли они на самом деле и какие они?

- Наши ученики с «поискового бюро» подготовили сообщения об этих маленьких созданий.

Знаете ли вы, что в лесах на западе Индонезии и на Филиппинах живут существа, которых люди зовут гномами и очень их боятся?

«Ночью, быстрые, словно пули, и бесшумные, словно призраки, они прыгают по деревьям. В них огненные глаза, а на пальцах присоски. С причудливыми улыбками, с розтягненим от уха до уха ртом, они приближаются к человеку, что заблудилась, прыгают на нее и сосут кровь». С портретом этого демона, который достаточно точно воспроизводит легенда, легко узнать черты маленькой напівмавпочки довгоп'ята. У нее действительно огромные, сверкающие в темноте глаза, большой рот и длинные пальцы с присосками на концах. Стоит одному пальцу с присоской прилипнуть к любой отвесной и гладкой поверхности, даже к стеклу - и зверек уже висит, не падает! Зверек маленький, с цыпленком, а прыгает аж на два метра!

Долгопят похож на сказочного гнома, и он не «кровопийца», не вампир. Это один из невинных жителей тропиков. Но и далека от предрассудков человек, когда впервые увидит довгоп'ята, испытывает невольный страх. С глазастыми вилискуючими глазами, острыми ушами, задними ногами, похожими на дыбы, и с вишкіреним в беззвучном смехе ртом, он и на самом деле похож на черта. В сумерках дикой чащи долгопят производит ужасное впечатление.

Увидев еду, - а долгопят ест кузнечиков, ящериц, лягушек - он втупить в жертву немиготливий взгляд, потом прыгает и хватает добычу лапами. Охотятся довгоп'яти и на крабов и рыбу, поэтому часто живут в лесах по берегам рек и озер. Очень интересно они спят. Придерутся к тонких вертикальных стволов, підіпруть себя снизу хвостом, замрут - и не видно их, словно наросты на дереве.

 

IV. Итог урока

- А почему писатели таких страшных созданий описывают хорошими помощниками с добрыми сердцами, с подобной человеческой натуре? (Ответы учащихся по методу «Пресс»: «Я считаю, что...; потому что...»)

- Итак, писатели превращают животных в сказочных героев для того, чтобы вы не боялись, чтобы сказка была действительно волшебной. Они показывают людей и животных с добрыми сердцами, обучая читателей доброе отношение к друзьям нашим меньшим.

 

V. Домашнее задание

Научиться выразительно читать сказку (пересказывать).

Нарисовать иллюстрацию «Которого я представляю себе сказочного гнома».