ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Хрестоматия

ВОЛЬТЕР

(1694-1778)

Франсуа Мари Аруэ, известный всему миру как Вольтер-философ, властитель дум многих поколений европейцев. Родился в семье нотара. Он очень рано остался без матери и стал воспитанником родственника, аббата, что никогда не занимал духовных должностей и воспитал мальчика в антиклерикальному духе. В 10 лет Франсуа Мари отдали учиться в престижный иезуитского колледжа, где ресниц и проучился до 1710 г. В это время он много читает и пробует собственные силы в писании стихов. Став юношей, Франсуа Мари вошел в круг придворных вольнодумцев. Отличаясь острым умом и сатирическим талантом, он не раз был вынужден покидать Францию, чтобы избежать наказания за острые выпады против монархии и духовенства. И все-таки дважды он был заключен в Бастилию, а затем на три года выслан в Англию. Вольтер был в восторге от английского государственного устройства. Здесь он много пишет: теоретические трактаты, исторические исследования, трагедии.

1729 г. Вольтер возвращается во Францию и снова навлекает на себя гонения правителей, духовенства за то, что выступил против запрета церковников похоронить на кладбище умершую актрису. Он бежит из Парижа и на долгое время поселяется в имении своей близкой приятельницы маркизы Эмилии дю Шатле. Здесь он счастливо прожил до 1745 г., написав много сочинений, в частности и лучшие свои творения - «Ор-леанську деву», «Опыты о природе» и т.д.

В целом наследие Вольтера составляет 90 томов, в том числе 52 пьесы, 27 из которых - трагедии.

После смерти маркизы Вольтер некоторое время живет в Германии, при дворе короля Фридриха II, но немецкие порядки отнюдь не свидетельствовали о «образованность» монархии, поэтому большой вольнодумец едет в Швейцарию, где и поселяется на много лет. Именно здесь наиболее полно раскрывается деятельная натура Вольтера: он становится активным участником «Энциклопедии», которую задумал и реализовал Дени Дидро, той самой «Энциклопедии», которая стала наиболее последовательным манифестом, крупнейшим учебником и завещанию Просвещения, провозгласившего веру в человеческий разум превыше всего, что на знаменах человечества написало лозунг «Свобода, равенство, братство», под которым в Европе и было покончено с феодализмом и провозглашено и подтверждено демократическую власть третьего сословия, то есть простого люда. Именно Вольтер и стоял у истоков той борьбы, которая увенчалась образованием французской республики. Вот почему, когда в 1778 г. он вернулся в Париж, его встречали как победителя; Вольтер и его бюст в театре были увенчаны лаврами, а сам он избран президентом Французской академии. Прах Вольтера, как и останки других великих сынов Франции, и сегодня покоится в центре Парижа в Пантеоне.

Повесть «Кандид, или Оптимизм» (1759) - произведение философское. Учитель юноши Панглос словно выступает воплощением господствующего в мире строя, он убежден, что все создано Богом и все прекрасно. Жестокая действительность опровергает его веру на каждом шагу, он становится свидетелем гибели замка и всех его обитателей, сам был избит ни за что, пострадал от землетрясения, стал хромать, потерял ухо, его хотели повесить, но он продолжал твердить, что все это закономерно и мир прекрасен. В повести Панглосу противостоит пессимист Мартен, который твердо убежден в том, что в мире все плохо. Свидетель бесконечных споров этих двух философов, Кандид, потеряв веру в разумность и гармоничность мира, соблюдает нейтралитет. И лишь в конце повести старый турок - садовник объясняет ему, что труд освобождает человека от трех главных пороков: скуки, разврата и нищеты. То же бесплодным спорам мудрецов Вольтер противопоставляет деятельную и полезную работу.

В другой повести «Простак» (1767) описывается, как «естественный человек», канадский індіанин, попадает к европейской цивилизации, где сталкивается на каждом шагу с противоестественным, странным, анти-человечным положением вещей. Сатира и ирония писателя направлены против высшего духовенства, против системы шпионажа и т.д.

Творческое наследие Вольтера жива и сегодня, она побуждает к размышлениям о естественности и цивилизацию, о Боге и Его взаимоотношениях с человеком, о вере и способы ее существования, о разуме и его значение в жизни человека.

Вольтер оставил своеобразные свидетельство своей причастности к украиники: так, в «Истории Карла XII» и в «Истории Российской империи при Петре Великом», созданных Вольтером, есть описания «страны казаков», которая «всегда стремилась к свободе». Произведения Вольтера читал Иван Нечуй-Левицкий, считала необходимым широко знакомить с ними украинского читателя Леся Украинка, переводили такие большие мастера украинского художественного слова, как Валерьян Пидмогильный и Максим Рыльский.