СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Средневековье как историческая и
культурная эпоха
В эпоху Средневековья (V - XV вв.)
литература вступила в новый период развития, который происходил в условиях
формирование феодального способа производства, пришедший на смену
рабовладельческом строе.
Часто в воображении читателей Средневековья
предстает как темная и страшная эпоха, литература и другие виды искусства которой,
по сравнению с эпохой Античности, были шагом назад. Однако Средневековья в коем
случае нельзя рассматривать как духовный упадок. Эта эпоха создала свою стройную и
пропорциональную картину мира, органичной и гармоничной частью которой был человек,
способна познавать мир, радоваться ему и наслаждаться им, и именно в недрах
Средневековья возникло Возрождения.
В истории литературы Западной Европы
различают периоды Раннего (У-Х вв.) и Зрелого Средневековья (XI-ХV вв.).
Во времена Раннего Средневековья
развивалась литература на латинском и народных языках. Латынь в то время была
языком религии, науки и культуры западного христианского мира.
Латиноязычная литература делилась на
клерикальну (церковную) и светскую. Церковная литература отражала борьбу между
языческим и христианским мировоззрением, утверждала новое учение о создании
мира, бессмертия души и неизбежную расплату за земные грехи в загробном мире.
Светская литература в определенной степени продолжала античные традиции, но в ней также
отразилась борьба отжившего и нового.
Литература народными языками в
Раннем Средневековье представлено героическим эпосом - это песни и поэмы о
мужественных и доблестных героев-воинов, защитников родины: кельтские (ирландские)
скели, славянские былины и юношеские песни, скандинавские саги, германские
песни и тому подобное. Эпос возник в форме сказаний, которые долгое время бытовали в устной
форме. Начиная с XI в., их распространяли народные артисты, которых называли: в
Франции жонглерами, в Германии - шпільманами, в Испании - хугларами, в России -
скоморохами. Это были, как правило, акробаты-фокусники, которые развлекали людей на дорогах
и площадях. Они также пели или читали в наспівній манере песни о
витязей. Позднее, с XII в., ученые поэты перерабатывают эти сказания и записывают
их в форме крупных по объему поэм для чтения.
В Зрелом Средневековье продолжает
развиваться фольклор, ведь народ до сих пор не имел доступа к письменности.
Появляются непревзойденные образцы героического эпоса, в которых народ воплощает свои
вековые мечты и чаяния: французская «Песнь о Роланде», испанская «Песнь
о моего Сида», немецкая «Песнь о Нибелунгах» и восточнославянское «Слово о
полку Игореве». Герой эпоса Зрелого Средневековья - воин, защитник своего
народа и государства. В эпоху постоянных войн это была самая важная фигура в
общественной жизни. В эпосе идеальные качества воина - сила, храбрость, воинская
доблесть и верность своему покровителю - изображаются в самых высоких проявлениях,
героизируются. Сюжеты многих поэм сложились на основе действительных исторических событий,
и говорится в них об исторических личностях, но наслоения художественной выдумки обычно
омрачают, а порой и вообще видоизменяют реальные факты. В эпических произведениях
сказочное и мифическое переплетается с реально-историческим, языческие мировоззренческие
представление - с христианскими верованиями.
В период с XII до XV в. возникает
новая рыцарская, или куртуазная (придворная), литература. Она связана
преимущественно с поклонением рыцаря Очаровательной Даме. Рыцарский этикет нашел свое
отражение в рицарській лирике и рыцарском романе. Исполнителями рыцарской
поэзии были трубадуры - на юге Франции, в Провансе, трувери - на севере
Франции, миннезингеры в Германии.
Вполне другой за проявлением мыслей и
чувств была поэзия вагантов (странствующих монахов, школьников, студентов). В
их творчестве есть сатирические, любовные, застольные песни и остроумные
пародии на церковные тексты и ритуалы. Лирике вагантов присущ дух
свободомыслия и свободы.
В XIII в. возникает городская культура,
близкой к народной и несла в себе демократические идеалы.
Идеализированной действительности, рыцарской благородства и высоким чувством она
противопоставляла гумористичність, сатирический гротеск и назидательность. В городском
литературе были распространены жанры эпоса, лирики и драмы.
В эпоху Средневековья началось
создание так называемой клерикальной и нерковної) литературы, характерными жанрами
которой были жития святых, легенды, исповеди и видения.
Средневековая культура сыграла
немалую роль в развитии націонатьнсї самосознания, подготовила национальные
культуры к восприятию идей гуманизма и новой культуре эпохи Возрождения. Иногда
в отдельный период выделяют Передренесанс, хотя в других случаях его относят
до Позднего Средневековья. Например, в мировоззрении, политических и моральных
взглядах, эстетике итальянского поэта Данте Алигьери (1265-1321), автора «Нового
жизни» и «Божественной комедии«, тесно переплелись средневековые и ренессансные
элементы. То же касается еще одного итальянца - Джованни Боккаччо (1313-1375),
который создал «Декамерон«. Произведения этих писателей стали жанровым итогом средневековой
литературы, одновременно открывая новые, гуманистические горизонты для дальнейшего движения
культуры.
В литературах Востока тоже отличается
эпоха Средневековья, однако ее временные рамки несколько другие: как правило, завершение
этой эпохи здесь относят вплоть до XVIII века.
Завоевания Ирана и Средней Азии
арабскими войсками, которое началось около 635 г. и завершилось только на
начала VIII в., было длительным и сложным историческим процессом, который вызвал
глубокие изменения в общественно-экономической, политической и культурной жизни покоренных
народов. В результате завоевания и распространение ислама языка покоренных народов
начала вытеснять арабский язык. Как язык религии и государства, она стала
общеобязательной литературным языком на всей территории Арабского халифата.
Но это не могло помешать значительному
экономическому росту - развитию сельского хозяйства, возникновению городов и
распространению торговли. Параллельно с этим на иранских землях процветали науки,
литература и искусство. Образованные слои населения, приняв ислам и
временно даже язык арабов, сумели сохранить немало самобытных черт
древней иранской традиции. Поэты и ученые начали прославлять старину,
призывая возродить былое величие Ирана.
Персидско-таджикская литература возникла
на волне антиарабських выступлений, которые привели к власти иранские династии и
привели к возрождению родного языка и иранской традиции. Монархи династии
Саманидов начали культивировать при дворе родной язык фарси (парсе),
противопоставляя ее арабской. К названию языка стали добавлять эпитет «дари»
(дворцовая). В Х-ХV вв. язык фарси стала общей
литературным языком для всех народов Ирана.
Новая персидско-таджикская литература
продолжает развиваться в идейных и тематических традициях арабской литературы.
Однако появляется и тенденция к освобождению от арабского влияния. Известные поэты,
руководствуясь давньоіранською традиции, создают большие эпические произведения в чисто
иранской поэтической форме поэмы (месневі), составляют любовно-лирические и
философские четверостишия, которые базируются на народных двовіршах (бейтах), но
названы по-арабски - рубаи.
Самые известные представители
персидско-таджикской литературы - Гафиз, Низами, Фирдоуси, Рудаки, Омар Хайям,
Саади, Джами.
Китай в VIII и IX вв., когда рядом с
другими выдающимися поэтами творили такие гении, как Ли Бо и Ду Фу, был могучей
государством с властью, сосредоточенной в руках императора династии Тан. В политику и
литературу пришли выходцы из семей, связанных с крестьянством. Поэт, который
чаще всего был государственным чиновником, и своей службой, и творчеством принимал активное
участие в жизни страны.
Это была эпоха небывалого взлета
китайской поэзии. Лучшие поэты танской эпохи оказались в своем творчестве
настоящими выразителями народного духа, наследниками и продолжателями традиций
предыдущих времен.