ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература. Комплексная подготовка к ВНО

СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

 

Средневековье как историческая и культурная эпоха

 

В эпоху Средневековья (V - XV вв.) литература вступила в новый период развития, который происходил в условиях формирование феодального способа производства, пришедший на смену рабовладельческом строе.

Часто в воображении читателей Средневековья предстает как темная и страшная эпоха, литература и другие виды искусства которой, по сравнению с эпохой Античности, были шагом назад. Однако Средневековья в коем случае нельзя рассматривать как духовный упадок. Эта эпоха создала свою стройную и пропорциональную картину мира, органичной и гармоничной частью которой был человек, способна познавать мир, радоваться ему и наслаждаться им, и именно в недрах Средневековья возникло Возрождения.

В истории литературы Западной Европы различают периоды Раннего (У-Х вв.) и Зрелого Средневековья (XI-ХV вв.).

Во времена Раннего Средневековья развивалась литература на латинском и народных языках. Латынь в то время была языком религии, науки и культуры западного христианского мира.

Латиноязычная литература делилась на клерикальну (церковную) и светскую. Церковная литература отражала борьбу между языческим и христианским мировоззрением, утверждала новое учение о создании мира, бессмертия души и неизбежную расплату за земные грехи в загробном мире. Светская литература в определенной степени продолжала античные традиции, но в ней также отразилась борьба отжившего и нового.

Литература народными языками в Раннем Средневековье представлено героическим эпосом - это песни и поэмы о мужественных и доблестных героев-воинов, защитников родины: кельтские (ирландские) скели, славянские былины и юношеские песни, скандинавские саги, германские песни и тому подобное. Эпос возник в форме сказаний, которые долгое время бытовали в устной форме. Начиная с XI в., их распространяли народные артисты, которых называли: в Франции жонглерами, в Германии - шпільманами, в Испании - хугларами, в России - скоморохами. Это были, как правило, акробаты-фокусники, которые развлекали людей на дорогах и площадях. Они также пели или читали в наспівній манере песни о витязей. Позднее, с XII в., ученые поэты перерабатывают эти сказания и записывают их в форме крупных по объему поэм для чтения.

В Зрелом Средневековье продолжает развиваться фольклор, ведь народ до сих пор не имел доступа к письменности. Появляются непревзойденные образцы героического эпоса, в которых народ воплощает свои вековые мечты и чаяния: французская «Песнь о Роланде», испанская «Песнь о моего Сида», немецкая «Песнь о Нибелунгах» и восточнославянское «Слово о полку Игореве». Герой эпоса Зрелого Средневековья - воин, защитник своего народа и государства. В эпоху постоянных войн это была самая важная фигура в общественной жизни. В эпосе идеальные качества воина - сила, храбрость, воинская доблесть и верность своему покровителю - изображаются в самых высоких проявлениях, героизируются. Сюжеты многих поэм сложились на основе действительных исторических событий, и говорится в них об исторических личностях, но наслоения художественной выдумки обычно омрачают, а порой и вообще видоизменяют реальные факты. В эпических произведениях сказочное и мифическое переплетается с реально-историческим, языческие мировоззренческие представление - с христианскими верованиями.

В период с XII до XV в. возникает новая рыцарская, или куртуазная (придворная), литература. Она связана преимущественно с поклонением рыцаря Очаровательной Даме. Рыцарский этикет нашел свое отражение в рицарській лирике и рыцарском романе. Исполнителями рыцарской поэзии были трубадуры - на юге Франции, в Провансе, трувери - на севере Франции, миннезингеры в Германии.

Вполне другой за проявлением мыслей и чувств была поэзия вагантов (странствующих монахов, школьников, студентов). В их творчестве есть сатирические, любовные, застольные песни и остроумные пародии на церковные тексты и ритуалы. Лирике вагантов присущ дух свободомыслия и свободы.

В XIII в. возникает городская культура, близкой к народной и несла в себе демократические идеалы. Идеализированной действительности, рыцарской благородства и высоким чувством она противопоставляла гумористичність, сатирический гротеск и назидательность. В городском литературе были распространены жанры эпоса, лирики и драмы.

В эпоху Средневековья началось создание так называемой клерикальной и нерковної) литературы, характерными жанрами которой были жития святых, легенды, исповеди и видения.

Средневековая культура сыграла немалую роль в развитии націонатьнсї самосознания, подготовила национальные культуры к восприятию идей гуманизма и новой культуре эпохи Возрождения. Иногда в отдельный период выделяют Передренесанс, хотя в других случаях его относят до Позднего Средневековья. Например, в мировоззрении, политических и моральных взглядах, эстетике итальянского поэта Данте Алигьери (1265-1321), автора «Нового жизни» и «Божественной комедии«, тесно переплелись средневековые и ренессансные элементы. То же касается еще одного итальянца - Джованни Боккаччо (1313-1375), который создал «Декамерон«. Произведения этих писателей стали жанровым итогом средневековой литературы, одновременно открывая новые, гуманистические горизонты для дальнейшего движения культуры.

В литературах Востока тоже отличается эпоха Средневековья, однако ее временные рамки несколько другие: как правило, завершение этой эпохи здесь относят вплоть до XVIII века.

Завоевания Ирана и Средней Азии арабскими войсками, которое началось около 635 г. и завершилось только на начала VIII в., было длительным и сложным историческим процессом, который вызвал глубокие изменения в общественно-экономической, политической и культурной жизни покоренных народов. В результате завоевания и распространение ислама языка покоренных народов начала вытеснять арабский язык. Как язык религии и государства, она стала общеобязательной литературным языком на всей территории Арабского халифата.

Но это не могло помешать значительному экономическому росту - развитию сельского хозяйства, возникновению городов и распространению торговли. Параллельно с этим на иранских землях процветали науки, литература и искусство. Образованные слои населения, приняв ислам и временно даже язык арабов, сумели сохранить немало самобытных черт древней иранской традиции. Поэты и ученые начали прославлять старину, призывая возродить былое величие Ирана.

Персидско-таджикская литература возникла на волне антиарабських выступлений, которые привели к власти иранские династии и привели к возрождению родного языка и иранской традиции. Монархи династии Саманидов начали культивировать при дворе родной язык фарси (парсе), противопоставляя ее арабской. К названию языка стали добавлять эпитет «дари» (дворцовая). В Х-ХV вв. язык фарси стала общей литературным языком для всех народов Ирана.

Новая персидско-таджикская литература продолжает развиваться в идейных и тематических традициях арабской литературы. Однако появляется и тенденция к освобождению от арабского влияния. Известные поэты, руководствуясь давньоіранською традиции, создают большие эпические произведения в чисто иранской поэтической форме поэмы (месневі), составляют любовно-лирические и философские четверостишия, которые базируются на народных двовіршах (бейтах), но названы по-арабски - рубаи.

Самые известные представители персидско-таджикской литературы - Гафиз, Низами, Фирдоуси, Рудаки, Омар Хайям, Саади, Джами.

Китай в VIII и IX вв., когда рядом с другими выдающимися поэтами творили такие гении, как Ли Бо и Ду Фу, был могучей государством с властью, сосредоточенной в руках императора династии Тан. В политику и литературу пришли выходцы из семей, связанных с крестьянством. Поэт, который чаще всего был государственным чиновником, и своей службой, и творчеством принимал активное участие в жизни страны.

Это была эпоха небывалого взлета китайской поэзии. Лучшие поэты танской эпохи оказались в своем творчестве настоящими выразителями народного духа, наследниками и продолжателями традиций предыдущих времен.