ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО Ж. Б. МОЛЬЕРА

 

1. Жизненный путь Мольера, истоки его творчества

 

Имя Мольера известное, пожалуй, каждому и, бесспорно, всему миру. О нем говорили, писали, начиная с XVII века, не угасает интерес к его гения и по сей день, в начале III тысячелетия.

О самого Мольера достоверных фактов немного. «Невиданная вещь! Дорожный сундук с рукописями, черновиками и письмами Мольера исчез через равнодушие потомков. Возможно, его уничтожили, а возможно, он еще покоится под покровом пыли и паутины на каком-то чердаке в Иль-де-Франс. Не сохранилось ни одного дома, где жил Мольер, даже того живописного дома, в котором он родился. В конце концов, от Мольера осталось лишь две расписки... и его пьесы, в которых он, конечно, сказал все самое важное о себе. Вехи его жизни отмечены кон-трактами, квитанциями, а также «Регистром» Лагранжа, куда последний день ответственно заносил события, имевшие место в труппе», - пишет современный французский исследователь Жорж Борданов.

По воспоминаниям современников, внешне Мольер был не очень привлекательным. У него была большая голова на короткой шее, маленькие, широко посаженные глаза, толстый плоский нос, большой рот и черные густые брови. Телосложение он имел крепкую, но ноги были коротки для его веса и большого роста. Актеры отмечали, что у него был слишком быстрый темп речи, глухой голос и не всегда правильная артикуляция, что нередко приводило к икоты. За это Мольер не мог играть трагические роли, роли любовников. И все же его актерский диапазон был достаточно широк. Он играл слуг, смешных буржуа, придворных шутов, ревнивых мужей и т.д. Все это характерно-комические роли, в исполнении которых хотел добиться правдивого изображения чувств, мыслей и поступков персонажей.

Как режиссер Мольер, по воспоминаниям современников - членов его труппы, был очень вспыльчивым и нетерпеливым. Впрочем, его гнев и горячность все воспринимали как должное и не обижались. Он не умел быть спокойным, потому что театр всегда требовал от него напряжения. «Он отдавался сцене всем сердцем, потому что только там он и жил», - писал о Мольере М. Булгаков в книге «Жизнь господина де Мольера».

Жан Батист Поклен - великий французский драматург, театральный деятель, известный всему миру под сценическим именем Мольер,родился 13 января 1622 года (15 января его окрестили) в Париже и должен был унаследовать профессию своего отца, придворного обойщика.

Когда мальчику было десять лет, его мать умерла, отец женился во второй раз и вскоре в семье появилось двое девушек, сестер Жана-Батиста.

Опираясь на рассказ Гримере, первого биографа Мольера, дед будущего драматурга по материнской линии частенько водил внука к Бургундского отеля на спектакли трагедии, трагикомедии, и можно предположить, что очарован Жан-Батист мечтал быть похожим на кумира парижан. Но эта профессия считалась одной из самых никчемных. Актеры были прокляты церковью, их не разрешали хоронить на кладбище, если перед смертью они не отказались от своего занятия. Впоследствии, когда Мольер стал прославленных писателем своего времени, Французская Академия пред ложила-вала ему стать академиком, но при условии, что он покинет театральную деятельность. Мольер остался актером и руководителем своего театра, поэтому двери Академии для него навсегда остались закрытыми.

Чувствуя глубокое отвращение к делу своего отца, Жан-Батист в возрасте 14 лет был отправлен учиться в Клермонської коллегии, получив предварительно примитивную образование в приходской школе. В семье Покленів были не лучшие времена: умерла вторая жена отца, он должен самостоятельно воспитывать шестерых детей.

В Клермонській коллегии на то время учились выходцы из богатых, аристократических семей. Поклен учился вместе с представителями королевской семьи.

Закончив коллегию, Жан-Батист увлекся театральным искусством. Убедив отца в том, что его интересует юриспруденция, юноша с неудержимым пылом отдавался своему увлечению. В начале января 1643 года Жан-Батист, наконец, открыл отцу тайну и сообщил, что выбирает профессию актера. Отец заставил сына отказаться от звания придворного обойщика и Жан-Батист, ни в коей мере не жалея, сделал это.

Юноша поселился в доме Бежарів. Семья Бежар была необычной тем, что все ее представители были охвачены общей страстью - любовью к театру. Профессиональной и прекрасной актрисой в этой семье была Мадлена, другие дети были любителями. Исследователи биографии драматурга склоняются к мысли, что Мадленою и Поклена связывало не только искусство.

30 июня 1643 года в присутствии адвоката между членами семьи Бежар, По-кленом и актерами - любителями был заключен договор об учреждении театра, названного «Блестящим» (все те, кто входили в его состав называли себя «Детьми Семьи»),

С момента основания театра Жан-Батист Поклен перестал существовать, а вместо него в мире появился Жан-Батист Мольер. М. Булгаков объясняет возникновение этого имени: «Некоторые говорят, что Поклен воспользовался бродячим в театральных и музыкальных кругах псевдонимом, другие - что Жан-Батист назвался Мольером по имени какой-то местности... Кто говорит, что он взял эту фамилию у одного писателя, скончавшегося в 1623 году».

«Блистательный театр» славы не нажил, зато нажил долгов. Большинство из них пришлось до конца жизни платить именно Мольеру. Весной 1646 года Блестящий театр прекратил свое существование.

На некоторое время сведения о Мольере потерялись. Его местонахождение было неизвестным. Летом 1647 года следы актера вместе с бывшими участниками Блистательного театра были найдены в Италии. Предполагаем, что после гибели названного теат-ру Мольер из-под его руин вывел участников странствующей труппы. Мольер стал странствующим комедиантом.

Весной 1651 года, посетив Париж, участники труппы были поражены: оказалось, что господин Мольер чувствует склонность не только к игре в пьесах, но и к их созданию лично. Несмотря на то что труппа преимущественно ставила драматургические попытки трагіків, Мольер, не скрывая, предпочитает веселым и развлекательным жанрам, следуя мастеров итальянской импровизированной комедии. Следовательно, руководитель странствующей труппы играл в чужих трагедиях трагические роли, а в своих собственных выступал в роли комика. Отметим, что трагедийные роли не удавались Мольеру так прекрасно, как комедийные.

В 1652 году, когда слава о Мольере и его труппу уверенно продвигалась путями Франции, к путешественникам присоединилась маленькая девочка. Ее появление играет немаловажную роль в жизни драматурга, но в будущем, а сначала она - лишь маленькая сестренка Мадлены Бежар, которой недавно исполнилось десять лет. В составе труппы она получила сценическое фамилия Мену.

Отношения между Мадленой и Мольером уже давно стали достоянием времени, их пути, несмотря на профессиональную близость, разошлись.

В конце октября 1658 года труппа странствующих актеров решила вернуться в Париж и покорить столичную сцену пьесе П. Корнеля «Никомед». Перед глазами парижских знатоков искусства пьеса должна появиться 24 октября, а главную роль в трагедии должен был играть сам комедиограф.

К сожалению, надежды Мольера и его труппы поразить придворную публику и завоевать расположение не оправдались. Единственным спасением был риск представить на усмотрение придворных зрителей собственную комедию - «Влюбленный доктор». Риск превратился в неоспоримую победу.

После такого успеха труппа Мольера получила постоянное помещение для выступлений - зал в Малом Бурбоні и пенсию, назначенную герцогом Орлеанским.

Отныне по этой труппой закрепилось название «Труппа Господина Единственного Брата Короля».

Состоялось примирение Поклена - отца с сыном.

Находясь на должности придворного комедиографа, Мольер вынужден был столкнуться с театральными цензурными запретами и притеснениями. В основном это по-яснювалося попыткой самого комедиографа вместить до своих произведений сатирические, обличительные элементы.

Пьесы Мольера никого не оставляли равнодушным. Иногда их спектакли сопровождались скандалами, как произошло в мае 1660 года с пьесой «Сганарель, или Мнимый рогоносец». Зрители узнавали себя или представителей аристократического среды, что и давало толчок для преследования драматурга.

Интриги и сплетни вокруг комедиографы не утихали. Его труппу лишали помещения и любой возможности работать. Все это подрывало здоровье Мольера. Отовсюду на него караулила измена. Безусловно, это оказало свое влияние на психологическое состояние великого актера.

20 февраля 1662 года состоялось венчание. «Рядом с сутуловатым, покашливающим директором пале-рояльской труппы Жаном-Батистом Мольером стояла под венцом девушка лет двадцати, некрасивая, большеротая, с маленькими глазами, но исполненная невыразимой притягательной силы. Девушка была разодета по последней моде и стояла, горделиво закинул свою голову». Этой девушкой была никто иная как Мену (вспомним годы странствий театральной труппы территорией Франции и соседних стран) или Арманда Бежар.

Женитьба придворного комедиографа стало поводом для распространения одной из самых громких сплетен, якобы Мольер вступил в брак с собственной дочерью. Действительно, следы рождения молодой жены актера стоит искать в 1642 или 1643 году. Причиной таких слухов стало отсутствие каких-либо документов, подтверждающих родственные отношения Арманды с семьей Бежарів. Именно на период 1642 - 1643 годов приходился роман Мадлены с Жаном-Батистом, что еще больше усложнило дело.

Ожидаемого счастья Мольер не почувствовал. Молодожены совсем не подходили друг другу. Арманда не любила своего мужа, и их семейная жизнь вскоре превратилась в настоящий ад.

Ненависть к Мольеру со стороны литераторов росла с каждым днем. На последок его обвинили перед королем в кровозмішуванні. Король не придал этому делу дальнейшего огласку, и большая война между драматургом и его врагами начала стихать. Однако, началась болезнь, проявлениями которой был необычный кашель и странное состояние самочувствия, позже получил в медицине название «ипохондрия».

19 января 1664 года в семье комедиографа родился мальчик. Мольеру удалось добиться исключительной чести: крестным отцом его сына стал сам король Франции. Мальчика назвали, как и полагалось, Людовиком.

В 1664 - 1670 годы приходится период наивысшего расцвета творчества великого драматурга. Именно в это время он создает свои лучшие комедии: «Тартюф», «Донжуан», «Скупой», « Мизантроп», «Мещанин - шляхтич».

Однако, серьеВНОсть комедий Мольера не вызвала одобрения. Драматург вынужден был соревноваться за право постановки своих пьес, их дальнейшую сценическую судьбу.

Кроме того, силы гениального комедиографа отбирало неудачная супружеская жизнь.

Зимой 1672 года Мольер начал работу над комедией «Мнимый больной». В этой пьесе драматург смеялся над неразумной страстью, которая существует в человеческом сознании постоянно: над страхом смерти и ничтожной доверчивостью. Ненависть комедиографа относительно врачей, наверное, достигла самого высокого уровня: в комедии они были выведены настоящими уродами - полезными, ограниченными дураками.

Пролог, сочиненный Мольером к этой пьесы, подтверждает тот факт, что драматург пытался вернуть утраченную благосклонность короля.

Однако, короля совсем перестала интересовать творчество комедианта, поэтому пролог так и остался не поставленным.

В пятницу 10 февраля 1673 года состоялась премьера «Мнимого больного», которая сопровождалась огромным успехом. Четвертая спектакль была назначена на 17 февраля (годовщина смерти Мадлены). Ссылаясь на книгу М. Булгакова, отметим, что Мольер накануне спектакля чувствовал себя не очень хорошо, а его умом владели пессимистические мысли.

Играя главного героя, он чувствовал себя на сцене плохо, но только некоторые из актеров заметили изменения во внешнем виде актера, вызваны его страданиями. После окончания спектакля драматургу стало очень холодно и его отнесли домой. Через несколько часов у Мольера горлом пошла кровь. Врачи отказывались идти к актеру, держа на него обиду.

К сожалению, смерть знаменитого драматурга, не принесла освобождения от проблем. Поскольку он был комедиантом, церковники не дали разрешения на его погребение. Только вмешательство самого короля несколько исправило положение: «Приняв во внимание обстоятельства, обнаруженные в следствии, произведенном согласно нашему приказанию, мы позволяем священнику церкви святого Евстафия похоронить по церковному обряду тело покойного Мольера, с тем, однако условием, чтобы это погребение было совершено без всякой торжественности, не более как двумя священниками, и не днем, и чтобы за упокой души его не было совершаемо торжественное богослужение ни в вышеуказанной церкви и ни в какой другой».

21 февраля около девяти часов вечера должны были выносить тело Мольера. Толпа, собравшаяся под окнами дома, вел себя достаточно возбужденно, что заставило Арманду бросать тем, кто пришел, деньги, чтобы успокоить.

Мольера принесли на кладбище Святого Жозефа и похоронили в том месте, где свой приют нашли самоубийцы и некрещеные дети. А в церкви Святого Евстафия священник отметил лаконично, что 21 февраля 1673 года, во вторник, был погребен на кладбище Святого Жозефа обойщик и королевский камердинер Жан-Батист Поклен.

На его могилу жена положила каменную плиту и велела привезти на кладбище сто вязанок хвороста, чтобы бездомные имели возможность согреваться холодными ночами. Первую же суровую зиму на этой плите разожгли огромный костер, и вскоре она треснула. Время не пощадило ее, и когда через 119 лет, в период Великой революции, тело драматурга пытались перенести в мавзолей, никто не мог с точностью указать место его захоронения. Хотя чьи-то останки вырыли и перенесли в мавзолей, никто не берется утверждать, что это останки Мольера. Такой оказалась прихоть истории и его величества Времени.