ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.

ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVII В. П. КОРНЕЛЬ, Ж. РАСИН

3. Жизненный путь и периоды творчества Же. Расина. Эстетические взгляды драматурга

 

Жан Расин родился 21 декабря 1639 года в Ферте-Мілоні в семье провинциального чиновника - работника суда.

Рано потеряв родителей, он остался на попечении своей бабушки, которая поместила его в колледж города Бове, а затем в школу Гранжа в Пор-Рояле. Учителями его стали янсенисты, члены одной из религиозных сект, оппозиционной по отношению к господствующей католической церкви. Это оставило след в душе поэта: он навсегда остался мечтательно-религиозным, несколько склонным к меланхолии.

Расин рано полюбил поэзию. Софокла и Эврипида знал почти наизусть. Греческий роман «Теаген и Харіклея», роман о нежное романтичное любви, который он прочитал случайно, его поразил. Монахи, опасаясь вредного влияния книг о любви, отобрали у него роман и сожгли. Он нашел второй экземпляр. Отобрали и этот. Тогда Расин разыскал новый экземпляр книги, выучил ее наизусть, опасаясь, что ее снова отберут у него и уничтожат.

В октябре 1658 года Расин приехал в Париж, чтобы продолжить свое обучение в колледже Гаркун. Философия, или, правильнее сказать, упражнения из формальной логики, мало интересовали поэта.

В 1660 году Париж торжественно отпраздновал свадьбу юного короля Людовика XIV. По этому поводу поэт написал оду, которую назвал «Нимфа Сены». Как и все начинающие, он отправился за одобрением к официально признанных поэтов. Знаменитый в те дни и бесповоротно забыт позже Шаплен отнесся благосклонно к молодого поэта, рассказал о нем влиятельному тогда министру Людовика XIV Кольберу, и тот пожаловал ему 100 луїдорів от короля, а вскоре назначил пенсию как литератору. Так получил официальное признание поэт Расин.

Образы Теагена и Харіклеї, что так захватили когда-то юноши, не давали ему покоя. Он написал пьесу на основе сюжета, который его захватил, показал пьесу Мольеру, который был в то время директором театра Пале-Рояль. Пьеса драматурга начинающего была слабой, но Мольеру удалось заметить в ней уголек настоящего дарования, и Расин начал работать по советам великого комедиографа. В 1664 году была поставлена его первая трагедия «Фіваїда». Через год он выступил с трагедией «Александр», которая привлекла к себе внимание всего Парижа. Ее заметил и отец французской трагедии Корнель. Однако отзыв его был суровым: у молодого человека хороший поэтический дар, но никаких способностей в области драматургии - ему стоит выбрать другой жанр.

Не все разделяли эту точку зрения.

Вскоре Расин покинул театр Мольера, предоставив преимущество театра Пти-Бурбон. Дружеские отношения с Мольером были навсегда разорваны.

В 1667 году была поставлена «Андромаха». Это была новая трагедия, отличная от тех, что создавал Корнель. Французский зритель до сих пор видел на театральных подмостках героев волевых и сильных, таких, что умеют побеждать; теперь он увидел людей с их слабостями и недостатками.

Через год Расин выступил с пьесой «Сутягах». В ней он использовал мотивы аристофанівської комедии «Осы».

Расин был принят к Академии, к числу сорока признанных выдающихся деятелей культуры нации.

«Ифигения в Авлиде», которую драматург окончил в 1674 году, принесла ему новый успех. Вольтер считал эту пьесу лучшей.

С трагедией «Федра» (1677) связана печальное событие в жизни драматурга. Группа аристократов во главе с ближайшими родственниками кардинала Мазарини решила поиздеваться над ним. Подговорили поэта Прудона написать пьесу на ту же тему и посоревноваться с Расіним. Места в театре были раскуплены заранее этой группой и во время представления пьесы Прудона места заполнялись зрителями, а в другие дни, когда ставилась «Федра» Расина, оставались свободными.

Это оскорбило драматурга. Он надолго покидает театр.

Расин женился, получил должность королевского историографа, как и его друг Буало, и решил, что уже никогда не будет писать пьес.

Однако через 12 лет он по просьбе Ани де Ментенон написал пьесу «Эсфирь» (1689).

В 1691 году Расин написал свою последнюю трагедию «Гофолія» и навсегда отошел от театра.

За неосмотрительности Расин попал в немилость к королю. Человек впечатлительный и робкий, он все это очень болезненно воспринял. Вскоре поэт заболел и 21 апреля 1699 года умер.

Особенности творческого метода. Расина:

- критика изысканной литературы современности с ее «совершенными героями»;

- попытка вернуть литературу к жизни, реальных людей, в реальных человеческих отношений;

- утверждение права художника изображать слабости человеческой натуры (изображение так называемой «среднестатистического человека»);

- литература и театр призваны морально воспитывать читателя;

- правдоподобность сценического действия;

- обоснование обязательности древних сюжетов для трагедии;

- показывал людей такими, какими они есть, а не какими они должны быть;

- создание не героических, полных пафоса трагедии, а трагедии любовно-психологические, которые отражали бессилие разума перед страстью;

- страдания любви, душевная борьба, внутренние противоречия психологии человека составляют основное содержание пьес Расина.

В ноябре 1667 года Расин поставил свою большую трагедию «Андомаха» которая имела огромный успех.

Расин обратился к древнегреческой мифологической тематики. Древнегреческий миф о Гектора и Андромаху, прославленные Гомером, Эврипидом и многими другими античными авторами, неоднократно привлекал к себе внимание последующих поколений человечества.

Французы «адаптировали» поэтическую легенду о юном сына Гектора Астианакса к своей национальной истории, подобно тому, как это сделали древние римляне с именем троянца Энея.

Юноша Астианакс не погиб, как рассказывают об этом античные авторы; он был чудом спасен и основал французскую монархию, став прародителем французских королей. Так повествовали древние французские хроники. Итак, сюжет, основанный на легенде о Андромаху и ее сына, льстил национальном сознании французов времен Расина.

Андромаха - жена Гектора, воина, возглавлявшего троянцев в Троянской войне, которого убил Ахилл. После окончания войны она стала пленницей сына Ахилла - Пирра. Драматург, ставя основных героев трагедии перед одной и той же проблемой - выбором между долгом и чувством, что противоречат ему, создал конструкцию, в которой персонажи связаны друг с другом отношениями, которые повторялись: Пирр любил Андромаху, но она не любили его, поскольку оставались даже после смерти верной Гектору; Гермиона (дочь царя Спарты Менелая, ее брак с Пирром должен был укрепить союз греческих государств) влюблена в Пирра, но он любил не ее, а Андромаху, которая любила Гектора; Орест любил Гермиону, но она была равнодушна к него, а Пирра, который хотел Андромаху. В этой цепочке только Андромаха любит того, кого ей любить приказал ее обязанность.

По концепции Расина только в этом случае герой может спасти свою жизнь и вознестись, во всех других случаях, когда обязанность забыто, на героя ждали несчастья и смерть. Пирр, что сделал Андромаху царицей, был коварно убит перед алтарем греками во главе с Орестом, который осуществлял месть за заброшенную Гермиону. Андромаха, чьи права признали епірці, призвала их отомстить грекам за нового мужа. Она выполнила свой долг, была спасена, все остальные герои, что забыли о долге под влиянием страсти безответной любви, потерпели жизненного краха: Пирра убит, Гермиона наложила на себя руки, Орест сошел с ума. Изображение торжества Андромахи на сцене снизило бы трагедийность произведения. Но была и другая причина отсутствия главной героини в финале. Расин-психолог исследует проблему неразделенной любви как настоящей трагедии человека. Андромаха не исключение - ее любовь к Гектору не могло быть реализованным и делало ее несчастливой независимо от того, пленница она или царица. Однако изображение страдающей Андромахи супе-речило бы философскому пафосу прославления верности долгу. Итак, Расин нашел наиболее точное художественное решение этого противоречия.

«Британик» Трагедия из истории Римской империи рассказывала о временах правления императора Нерона. Агриппина - вдова Домиция Енобарба, отца Нерона, после второго брака вдова императора Клавдия. С помощью интриг и преступлений она помогла Неронові занять престол, а позже была убита по его приказу. Это один из важнейших персонажей трагедии.

Отойдя от изображения героев, которых характеризовали благотворительность, склонность к слабости и тех, что вызывали у зрителя страх и сострадание одновременно, как это было, например, в «Андромасі», драматург пошел путем Сенеки, разделив персонажей «Брітаніка» на позитивных, таких, что вызывали сострадание (Брітанік, Юния, Бурр) и отрицательных, таких, которые вызывали страх (Нерон, Нарцисс). Только Агриппина какой-то мере продолжает линию Андромахи.

Нерон - римский император, сын Агриппины и Домиция Енобарба (Агенобарба), сводный брат Британика, которого он отравил в борьбе за укрепление своих прав на престол и через ревность к Юнії, что любила Британика. Расин змальовав восемна-цятирічного Нерона, совершил первое преступление. «Нерон не убил еще свою мать, жену, наставников, но в нем зреют семена всех этих злодейств, он уже хочет освободиться от запретов, ненавидит своих близких, но прикрывает ненависть притворными ласками... Короче говоря, это чудовище в зачатке, которое, еще не смея открыто проявится, старается преобразит свои дурные деяния», - писал о нем драматург во второй предисловии к трагедии (1676). Нерон протяжении всей трагедии вызывал только ужас, отвращение, но никак не сочувствие (в отличие от героев «Андромахи»), Даже любовь к Юнії, что охватило его, и о котором он рассказывал во время своего первого появления на сцене, не приблизило его к зрителю. Если страстно влюбленные Орест и Пирр способны были выполнить любое желание своих любимых, то Нерон способен лишь причинять девушке страданий. Пытаясь использовать любовь Юнії и Британика против своего соперника, Нерон обещал не убивать Британика только в том случае, если Юния откажет ему в своей любви; при этом он будет из укрытия наблюдать за сценой объяснения. Испытывая ревность, Нерон одновременно «развлекается игрой», наблюдая за страданиями Британика и Юнії. Увидев Британика на коленях перед возлюбленной после того, как она объяснила причину своей вынужденной холодности, Нерон мог осуществить свою угрозу, однако делает это позже, не открыто, а коварно. Объявив о своем стремлении примириться с Британіком, он пригласил его на пир и подносит чашу с ядом. Британик, который не подозревала подвоха, выпил за дружбу и мгновенно умер.

Среди творческого наследия Расина особое место принадлежит трагедии «Федра». Основой для нее послужил известный его современникам сюжет древнегреческого мифа. Аналогичный сюжет находим в трагедиях античных авторов - «Ипполит» Еврипида и «Федра» Сенеки. Но Расин по-своему развил и сюжет, и характеры героев. Так, он изменил характер Ипполита, который из сурового служителя богини охоты Артемиды, не знающего любви, превратился в влюбленного юношу - только влюбленного не в Федру, а в принцессу Арікію.

Главное новаторство Расина, конечно, было связано с характером Федры. Если у Эврипида героиня сама обвиняла Ипполита перед его отцом Тезеем, то Федра Расина благородная: она лишь поддалась уговорам своей няни, однако, потерпев жестоких моральных страданий, открывает Тесею правду. Однако дело не только в этих внешних изменениях. Федра Расина - страдающая женщина, а не преступница, она, как писал о ней сам автор: «Ны вполне виновата, ни вполне невиновна». Ее трагическая вина - в невозможности противостоять чувству, которое сама же она называла преступным. Напряженная жгучая страсть героини передана благодаря отточенной художественной форме. Расин легко и органично принимал правила классицистических единств, не прибегая к внешним сценических эффектов, понятно, последовательно и точно разворачивалось действие пьесы. Ее героиня постоянно анализировала свои чувства, хотя и не в силах сдержать их. Таким образом, Расин воплотил в своей трагедии не только морально-психологические конфликты своей эпохи, но и открыл общечеловеческие закономерности психологии.

СЮЖЕТ. Ипполит, сын афинского царя Тесея, отправляется на поиски отца, который где-то путешествовал уже полгода. Ипполит - сын амазонки. Новая жена Тесея Федра, по мнению всех, с самого начала почувствовала неприязнь к пасынку, чем заставила его покинуть Афины. Федра же больная на непонятную болезнь, и предпочла умереть. Она говорили о своих страданиях, которые ей послали боги, о том, что вокруг нее мятеж и что ее решили сжить со свету. Судьба и гнев богов породили в ней какое-то греховное чувство, которое пугало ее саму и о котором она боялась сказать откровенно. Она прилагает все усилия, чтобы преодолеть темную страсть, но зря. Федра думала о смерти и ждала на нее, не желая никому открыться.

Няня Енона обеспокоена тем, что у царицы потьмариться ум, поскольку не знала, что говорит. Поэтому упрекала ей тем, что она хочет обидеть богов, порвав «нить жизни», и призвала царицу подумать о будущем своих детей и о том, что у них быстро отнимет власть рожденный амазонкой гордый Ипполит. В ответ Федра сообщала, что ее греховная жизнь и так уже продолжалось достаточно, однако ее грех не в поступках, во всем виновато сердце - в нем причина муки. В чем ее грех, Федра сказать отказывалась и хотела унести тайну с собой в могилу, и не выдержала и призналась Еноне, что любит Ипполита. Тана поражена. Только Федра стала женой Тесея и увидела Ипполита, как то пламень, то оВНОб мучало ее тело - это «огонь всевластной Афродиты», богини любви. Федра пыталась умилостивить богиню - построил ей храм, украсила его, приносила жертвы, но все напрасно. Тогда Федра стала избегать Ипполита и разыгрывать роль злой мачехи, заставляя сына покинуть дом отца. И все зря.

Служанка Панопа сообщила, якобы муж Федры Тесей умер. Поэтому Афины обеспокоены - кому быть царем: сын Федры или сыну Тесея Ипполиту, рожденный амазонкой. Енона напомнило воспитанники, что на нее теперь возложена обязанность властвовать и она не имеет права умирать, потому что погибнет ее сын.

Арікія, царевна из афинского царского рода Паллантів, которых Тесей лишил власти, узнала о его смерти. Она обеспокоена своей судьбой. Тесей держал ее пленницей во дворце в городе Трезені. Ипполита был избран правителем Трезена. Йемена, няня Арікії, уверена, что он освободит царевну, поскольку Ипполит был к ней не равнодушен.

Арікію же привлекло в Іппліті душевное благородство. Сохраняя с прославленным отцом «в высоком сходство, не унаследовал он низких черт отца». Тесей прославился тем, что обесчестил многих женщин.

Ипполит пришел к Арікії и сообщил ей, что отменил указ о ее плен и дал ей свободу. Афинянам нужен царь, народ выдвигал трех кандидатов: Ипполита, Арікію и сына Федры. Однако Ипполит, согласно древнему закону, поскольку он не рожден еллінкою, не мог владеть афинским троном. Арікія же принадлежала к древнему афинского рода и имела все права на власть. Сын Федры будет царем Крита - так решил Ипполит, оставаясь правителем Трезена. Он поехал в Афины, чтобы убедить народ в праве Арікії на трон. Девушка не могла поверить, что сын ее врага отдал ей право на власть. Ипполит отвечал ей, что никогда раньше не знал, что такое любовь, но когда увидел ее, то смирился и надел любовные цепи. Он все время думал о царевне.

Федра, встретившись с Іпполітом, сказала, что боится его: теперь, когда Тесея отсутствовал, он мог сердиться на нее и на ее сына, осуществляя месть за то, что его изгнали из Афин. Ипполит возмущен - так низко он поступить бы не смог. Кроме того, известие о смерти Тесея могла быть ошибочной. Федра, не в состоянии сдержать свое чувство, говорит, если бы он был старшим тогда, когда Тесей прибыл на Крит, то тоже мог бы совершить такие же подвиги - убить Минотавра и стать героем, а она, как Ариадна дала ему нить, чтобы он не заблудился в Лабиринте, и связала бы свою судьбу с ним. Ипполит растерян, ему показалось, что Федра грезит, принимая его за Тесея. И заверила его, что любит его, но своей вины в том не видит, поскольку не властна над собой. Она жертва божественного гнева, это боги послали ей любовь, которое мучило ее. Федра умоляла Ипполита наказать ее за преступную страсть и достать меч. Ипполит, испуганный, бежал, о страшную тайну не должен знать никто, даже его наставник Терамен.

Из Афин приехал посланец, чтобы передать Федре правления, но царица отказался от власти. Она не могла управлять страной, когда ее собственный ум ей не подвластен. Она уже открылась Іпполітові, и в ней пробудилась надежда на ответные чувства.

Енона вернулась с известием, что Тесей жив и скоро появится во дворце. Федру охватил ужас, поскольку она боялась, что Ипполит откроет ее тайну и разоблачит ее обман перед отцом. Она думала о смерти как о спасении, но боялась за судьбу детей. Енона предложила защитить Федру от бесчестия, сделав наговор на Ипполита перед отцом, что он якобы соблазнил Федру. Она взялась все устроить сама, чтобы спасти честь своей госпожи.

Енона обвинила Ипполита перед отцом. Тесей поверил, вспомнив, каким бледным был сын в разговоре с ним. Он признал Іппосини и попросил бога моря Посейдона, который обещал выполнить любую его волю, наказать его. Ипполит настолько враже-ный тем, что Федра обвинила его в преступной страсти, что не нашел слов для оправдания. Хотя он и признался, что любит Арікію, отец ему не верил.

Федра пыталась уговорить Тесея не причинять зла сыну. Когда же он сообщил ей, что Ипполит вроде бы влюблен в Арікію, Федра потрясена и унижена тем, что у нее появилась соперница. Она и не подозревала, что кто-то еще способен пробудить любовь в Ипполита. Царица увидела для себя лишь единственный выход - умереть. Она прокляла Енону за то, что та обвинила во всем Ипполита.

Тем временем Ипполит и Арикія решили бежать из страны вместе. Тесей пытался убедить Арікію, что Ипполит лжец и она зря послушала его. Он хотел еще раз поговорить с Еноною, но узнал, что царица выгнала ее и та бросилась в море. Сама же Федра в отчаянии. Тесей приказал позвать сына и просил Посейдона, чтобы тот не выполнял его желания.

Однако уже поздно - Терамен принес страшную весть о смерти Ипполита. Он ехал на колеснице по берегу, как вдруг из моря появилось невиданное чудовище. Все бросились врассыпную, а Ипполит копьем поразил чудовище и пробил ему кожу. Дракон упал под ноги лошадям, и те от страха понесли. Ипполит не в силах был их сдержать. Ось колесницы сломалась, царевич запутался в віжках, и лошади потащили его по земле, усеянной камнями. Тело его превратилось в полную рану, он умер на руках у Терамена. Перед смертью Ипполит сказал, что отец незаслуженно обвинил его.

Тесей в отчаянии, он обвинил Федру в смерти сына. Последняя признала, что Ипполит невиновен, что она по воле высших сил была захвачена кровозмішувальною, неугомонной страстью. Енона, спасая ее честь, обвинила во всем Ипполита. Федра, сняв с невинного пасынка подозрение, покончила свои земные мучения, приняв яд.

 

Творческий метод Же. Расина

- сочетание давньокласичних переводов с чувствами XVII века. Объясняется это главным образом тем, что Расин пытался следовать правилу Н. Буало, - «быть верным истории и одновременно сохранять благопристойность». Совместить и то, и другое было невозможно - вот почему герои драматурги так мало похожи на своих прото-типов;

- придания триединства еще и четвертую - единство языка: все его герои и героини разговаривают одинаково превосходным, правильным языком. В связи с этим они наделены необычайной изысканностью манер; например, клевета на Ипполита делает не сама царица, как у Еврипида, а лишь ее кормилица;

- видение в любви почти исключительный предмет психологического наблюдения и драматического воспроизведения; анализ любовь женщины;

- заинтересованность средой придворных и дворянства, среди которого он жил и который действительно нашло почти полное отражение в его театре.