ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

История зарубежной литературы XIX - начале XX вв.

ЛЕКЦИЯ 11

ФРАНЦУЗСКИЙ РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ РОМАН XIX ВЕКА. Ф.СТЕНДАЛЬ

 

1. Особенности французской прозы XIX века.

2. Жизненный путь Фредерика Стендаля. Новелістика французского писателя. «Ванина Ванини».

3. Романтические и реалистические тенденции в романах Стендаля: «Арманс», «Пармская обитель».

 

1. Особенности французской прозы XIX века

 

XIX столетие вошло в историю человечества как период становления капиталистических отношений, стремительного развития промышленности. Это нашло отражение в настроениях французских деятелей культуры.

В произведениях представителей реалистического направления отразились размышления о своем времени и человека, а их эстетические открытия приобрели всемирное значение. Стремительного развития в литературе в это время приобрела проза, в частности жанр романа.

Роман - большое по объему эпическое произведение, в котором жизнь обычных людей раскрыты на фоне исторических, социальных событий или обстоятельств.

Становление французского реалистического романа связано с творчеством Стендаля и Бальзака. Хотя сами писатели реалистами себя не называли, однако их теоретические труды заложили основы эстетики реализма.

Современный тип романа сложился еще в XVIII веке. Возможности этого жанра раскрыли деятели Просвещения, сосредоточив внимание на изображении судьбы человека на фоне исторических событий. Однако они не смогли раскрыть глубоких внутренних связей между героями и действительностью, в которой они действовали. Это задание выполнил реалистический роман XIX века. Наиболее полное выражение реализм нашел в жанре социального романа. Его черты: широта проблематики, высокий обличительный пафос, стремление сохранить наблюдения над явлениями жизни в монументальных художественных образах большой обобщающей силы.

Писатели - реалисты не чурались исторического романа («Саламбо» Г.Флобера), но в основном тематика их произведений - сегодняшней жизни общества. Показательными в этом плане были подзаголовки к романам Ф. Стендаля «Красное и черное» - «Хроника XIX века», Г. Флобера «Госпожа Бовари» - «Провинциальные нравы», которые свидетельствовали об их социальный характер. Демократизация героя - характерный признак реалистического романа. Усилилось внимание к внутреннему миру человека.

Анализ и самоанализ стали обязательными признаками реалистического психологического романа. Однако психологический анализ раннего реализма, так же как и у просветителей, еще обозначен рационализмом: чувства определялись по тем законам, что и мысль.

Одновременно развивался и социально-бытовой роман. Писатели - реалисты отходили от присущей романтикам однолінійності в изображении героя, показывали противоречивость человеческой личности. Хотя иногда персонажи наделялись доминирующей чертой или страстью, которая вступала в конфликт с действительностью или гуманными идеалами и двигала сюжет художественного произведения. Понятие «положительного героя» уже не понималось как идеал личности, ему присущи и негативные черты, что позволило раскрыть реально характеры героев.

Особенности французского реалистического романа:

раскрытие сложной взаимосвязи между характером человека и историческими условиями;

создание автором широкой панорамы действительности: от провинции до столицы;

показ представителей разных социальных слоев;

особое место и значение роли автора в романе;

создание типовых образов, сложных и противоречивых характеров;

глубина психологического анализа.

Вывод. Авторы французского реалистического романа сделали новый шаг в направлении освещения жизни человека, показав зависимость ее от общественных условий, определив наиболее характерные социальные проблемы, создав обобщенные и в то же время индивидуальные характеры.

 

2. Жизненный путь Фредерика Стендаля. Новелістика французского писателя. «Ванина Ванини»

 

Творчество Ф. СТЕНДАЛЯ (1783-1842) открыла новый период не только во французской литературе, но и во всей западноевропейской литературе - период классического реализма. Именно он стал основателем реалистического романа, который возник во времена господства романтизма. Его творчество вошло в сокровищницу художественных достижений человечества.

«Я беру билет лотереи, главный выигрыш которой состоит в том, чтобы меня читали в 1935 году», - говорил Стендаль, и эта мысль - ключ к пониманию не только стимула, но и основной направленности его искусства. Главная задача Стендаля - идти в ритме со временем, создавая ценности, которые отвечали духовным запросам следующих поколений.

Фредерик Стендаль родился 23 января 1783 года, то есть незадолго до Французской революции, в городе Гренобле. Его настоящее имя - Анри Мари Бейль (псевдоним Стендаль взято от названия немецкого города, в котором родился известный немецкий искусствовед XVII ст. Винкельман - духовный сын эпохи Просвещения). Отец писателя, Шерюбен Бейль, был человеком, который терялся в женском обществе, больше всего интересовалась денежными делами; ближайшим его другом и советчиком была тетенька Серафі, к которой Стендаль всю свою жизнь питал глубокую ненависть. Эта тетенька Серафі изображена (в «Жизни Анри Брюлара») лицемеркой, что всегда размышляла о благо семейной жизни и была готова превратить жизнь в настоящий ад. Она постоянно повторяла, что маленький Бейль - ничтожество. Однажды, когда мальчику было семь или восемь лет, он играл на балконе, вооружившись небольшим ножом, сажал зернышко в цветочный горшок. Ножик выскользнул у него из рук и упал на улицу, едва не зацепив какой-то старушки, жительницы Гренобля. Тетушка Серафі божилась, что маленький Анри хотел убить эту старую даму. Итак, еще в детстве он убедился в несправедливости общества. Для того, чтобы отомстить своей старухе, он был готов уничтожить все общество. Стендаль ненавидел всю отцовскую родню.

Зато он обожал родных со стороны матери. Материнская родня - это семейство Ганьйонів. Его дед - врач Анри Ганьйон - человек XVIII века, чью философию Стендаль позже назвал умиротворенным восприятием жизни. Спокойный и жизнерадостный дедушка был полной противоположностью отца Анри. Он привил внуку любовь к Руссо, Дидро, Вольтера и других философов XVIII в. (обстоятельство очень важно для дальнейшей жизни Стендаля, поскольку некоторые идеи Просвещения стали составляющими философского и эстетического кредо романиста).

Таким образом, уже ребенком Анри разделил людей на 2 категории: низшую и высшую. К низшим он относил отца, местного священника, лицемеров. К высшим - всю родню по материнской линии и самого себя. Это были люди бескорыстные, романтичные, умные и влюбленные в поэзию.

В 1790 г. в судьбе 2-летнего мальчика произошла роковая событие - умерла его мать. Очень тяжелым и невыносимым стало детство парня. С ранних лет он почувствовал на себе родительскую тиранию, к которой вскоре присоединилась и тирания священника аббата Райана, которому отец доверил воспитание сына. Это привело к тому, что Анри возненавидел церковь и религию. Лишь аббат Шеллак оставил у парня светлые воспоминания: культурный сторонник античной поэзии. Парень очень любил читать: Вольтера, Руссо, энциклопедистов. Правда, отец тщательно закрывал книжный шкаф, но мальчик подобрал ключи, и стал тайком брать книги.

В 1796 г. Анри Бейль поступил в Центральную школу в городе Гренобль, где его любимыми предметами стали математические науки и литература - произведения Шекспира, Сервантеса, Мольера. В 10 лет он написал свое первое художественное произведение - небольшую комедию. Окончив с отличием в 1799 году школу, Анри едет в Париж, чтобы продолжить обучение в Политехническом училище, где готовили артиллерийских офицеров и инженеров путей сообщения.

С первых дней пребывания в Париже он чувствовал большую робость и застенчивость. У него там был дальний родственник господин Царь, человек, что играла не последнюю роль в годы Консульства, а затем и наполеоновской империи. Царь ввел Анри до салонов (1800). Бейль впервые в жизни встретился с хорошо воспитанными, яркими женщинами, которые способны были разговаривать о литературе и музыке. В их присутствии он чувствовал ни с чем не сравнимое волнение. Юноша стремился быть любимым, влюблялся сам и в то же время едва решался заговорить. Наверное, никто на свете не любил женщин так сильно, как Стендаль, и никто, наверное, не испытывал такой робости в их обществе.

Париж, который открылся перед глазами молодого Стендаля, - это город, полон жизни и движения. Это Париж, который уже начал гордиться растущей славой Бонапарта. Все молодые люди того времени обожали Бонапарта, и Анри Бейль тоже был увлечен этой человеком.

В составе сопровождения императора Стендаль уехал в Италию; его очаровала эта страна, особенно Милан, куда вступила французская армия, он надеется получить то, чего тщетно искал в Париже, - страну, в которой страсти любви полны наивности и пыли.

Этот эпизод биографии имел большое значение для дальнейшего творчества писателя, ибо именно тогда были основаны еще две сквозные темы:

фигура Наполеона, с которым ему пришлось пройти всей Европой. К образу этого противоречивого исторического деятеля Стендаль возвращался неоднократно.

Италия, народ которой, ее природа и искусство стали для него своеобразным идеалом.

Военная карьера не увлекла Анри Бейля. Прослужив 2 года, он подал в отставку и вернулся в Гренобль. Но все, начиная с отца и заканчивая слугами, осудили его. И только сестра Полина сочувствовала брату.

Через 3 месяца Бейль снова поехал в Париж, где погрузился в занятия литературой и наслаждался одиночеством. Он много читал, вел свой дневник и переписку с сестрой. В это время Анри познакомился с актрисой Мелани Гильбер, и после ее отъезда в Марсель, чтобы быть рядом с ней, нанялся приказчиком марсельской конторы господина Ребо. Но однажды его подругу забрал с собой российский помещик господин Барков.

11 июня 1807 г. декретом, подписанным Наполеоном, Анри Бейля назначили помощником военного комиссара. В течение 7 лет он следовал за армиями Наполеона Германией, Францией, Россией; после разгрома наполеоновской армии Бейль, еще молодой человек (ему исполнилось 32 года), оказался в роли офицера в отставке, которого правительство Реставрации не знал, как использовать. В его жизни начался тяжелый и мрачный период.

К власти во Франции вернулись Бурбоны, которые боялись бонапартистів и бывших республиканцев. Будущего писателя все время преследовала мысль, что он не сможет высказать вслух те идеи, которыми он на самом деле восхищался: они были связаны с революцией и наполеоновской империей.

Париж не казался ему более желанным убежищем. Отказавшись от места, которое предлагало ему руководство, Анри Бейль вернулся к милой его сердцу Италии и 7 лет прожил в Милане, посещая Гренобль, Париж, Лондон; жил там в бедности, сочиняя свои первые произведения - «История живописи в Италии», «Рим, Неаполь и Флоренция в 1817 г.», на обложке которых появилось имя: «Стендаль - офицер французской конницы». Работал над книгой «О любви», которая была посвящена анализу человеческого чувства, которое Бейль считал одним из самых светлых в жизни человека.

Эта книга писателя начинающего связана с человеком, которая изменила всю его дальнейшую жизнь. В Милане жила Матильда Висконтини, молодая женщина, которая рано осталась вдовой. Матильда принимала у себя лучших людей Милана. Женщина острого ума, прекрасно образованный, сразу пленила сердце Бейля. И он, который всю жизнь изображал из себя легкомысленного парня, влюбился в нее безумно.

В своем трактате «О любви» Стендаль выделил четыре раВНОвидности этого чувства. Единственно настоящая любовь - это любовь - страсть; человек, переживает его, думает исключительно о любимом человеке, ничто больше для нее не существует, она полностью отказывается от честолюбия. На втором месте - любовь - влечение, когда человек уделяет много внимания любимому лицу, однако она не оставляет без внимания и другие радости, наслаждения, источник которых - деньги и честолюбие. Потом - физическая любовь. У Стендаля физическая любовь занимало лишь третье место. И, наконец, на последнем месте любовь - честолюбие; такое любовь писатель презирает. «Любовь - это род безумия, потому что, полюбил женщину, мы видим ее не такой, какова она на самом деле; однако, это сладостное безумие, оно одно и наполняет жизнь смыслом».

В зависимости от этого Стендаль вывел 4 типа героев:

Герой, каким хотел бы быть сам писатель. Он молодой, красивый, но робкий и всегда смущается в присутствии любимого. Однако проявив волю и мужество, он преодолевал все препятствия.

Это женщина, которую хотел бы любить Стендаль. Она идеальна: прекрасная, чистая, благородная, и, в конце концов, она становилась возлюбленной героя, подчинившись его страсти.

Женщина, которой мог бы быть сам Стендаль, если бы он был лицом женского пола. Это натура сильная, энергичная, волевая, подобная женщинам эпохи Возрождения.

Благодетель, спаситель, человек добрый, состоятельный. Его противоположность - негодяй, который всегда стоял на пути главного героя.

В Италии прозаик сблизился с передовыми людьми страны - республиканцами карбонаріями, познакомился с Байроном. В 1820 - 1821 гг. развернулось восстание во многих городах Италии. Заподозрен правительством в связях с тайной национально-освободительной организацией, Стендаль должен был покинуть Милан и вернуться в Париж. В 1821 г. писатель вновь оказался в Париже, но родина встретила его недружелюбно. Падение карбонариев надломило творческие силы Бейля. Чтобы снова войти в жизненную колею, он много писал, «ни дня без писанины».

В 1827 г. вышел его первый роман «Арманс», 1829 - очерки «Прогулки по Риму» и новелла «Ванина Ванини». В 30-х pp. Стендаль создал свои лучшие произведения - «Красное и черное» (1830), «Красное и белое» (1834), «Люсьен Левен» (1834), «Пармский монастырь» (1839).

В 1835 г. Министерство образования, просматривая списки своих чиновников, с удивлением заметило, что ни разу не награждался господин Бейль, и назначило ему орден Почетного легиона, вроде бы желая загладить свое невнимание к этому человеку. Его смелая, независимая мысль, сочувствие революции и якобинцам, атеизм, полны боевого протеста произведения делали одинаково тяжелым пребывания Стендаля как в Италии, так и у себя на родине.

С 1836 до 1839 года писатель живет во Франции, добившись длительной служебной отпуска. Но, не смотря на нездоровье и старость, он был счастлив. Освободившись от надоевших обязанностей консула, Анри общался с друзьями и занимался любимым делом - литературой - все, о чем мог мечтать писатель.

В начале 40-х pp. Стендаль чувствовал себя больным. В 1841 г. с ним случился первый апоплексический удар. Ему дали отпуск и 8 ноября 1841 г. Он снова в Париже, намереваясь пробыть там всего несколько дней. Он увидел, что положение честного и мыслящего человека стало еще хуже. Морально ему было тяжело, и, чтобы убежать от грустных размышлений, он снова начал лихорадочно работать. Чрезмерно занят, он работал больше, чем ему разрешали врачи. Восемь последних дней непрерывной работы по десять часов подряд привели к тому, что 22 марта 1842 г. у него случился второй удар. Его подобрали на улице недалеко от Министерства иностранных дел. Все попытки привести художника к сознанию были напрасными. Пульс медленно угасал, дыхание становилось легче, морщины расправлялись, и в 2 часа ночи 23 марта 1842 г. он умер. За гробом Стендаля шли П. Мериме, О. Тургенев и двое неизвестных друзей. На простом каменном постаменте на кладбище Монмарт вытесаны надпись «Жил, писал, любил».

Своей семьи у Стендаля никогда не было. До конца жизни он страстно влюблялся, и каждый раз разрыв с любимой женщиной переживал тяжело. «Почти всегда я был несчастен в любви», - писал писатель, признавая, что в любви он не был ни героем, ни завоевателем, ни победителем, ни тем более Донжуаном, каким хотел казаться.

В 20-х годах Стендаль написал замечательную новеллу «Ванина Ванини» (1829), вошедшая позже в «Итальянские хроники». В ней раскрыты эпизод из истории революционно-демократического движения карбонариев в Италии. Эта новелла диалектически связана с романом «Красное и черное»: герой новеллы близок Жюльену Сорелю, но в жизни выбрал противоположный путь.

Главный герой Пьетро Міссіріллі - итальянский юноша, бедняк, который был носителем лучших черт народа: гордый, смелый и независимый. Он стал основателем и вождем группы карбонариев и видел свое предназначение и счастье в борьбе за свободу родины. Таким образом, то, о чем мечтал Жюльен Сорель, реализовалось в революционной деятельности Пьетро Міссіріллі.

Главному герою противопоставлена Ванина Ванини - натура сильная, яркая, целеустремленная. Римскую аристократку, красавицу, знатную и богатую девушку случай свел с Пьетро, который был ранен во время побега из тюрьмы, куда после неудачного восстания его заточили. В нем Ванина нашла те черты, которых была лишена молодежь ее среды.

Однако любовь молодых людей обречено. Перед Пьетро встала проблема: личное счастье в браке с Ваніною или верность общественному долгу, который требовал развода с любимой и полной самоотдачи в революционной борьбе. Герой выбрал второе. Но Ванина по-другому решила эту дилемму. Накануне нового восстания карбонариев она передала их в руки полиции. Пьетро - единственный, кто остался на свободе. Однако узнав об измене Ваніни, он с проклятием навсегда оставил ее, разделив участие своих сообщников.

Высокое мастерство писателя - новеллиста проявилась в:

психологізмі, который ярко раскрыто в развернутых внутренних монологах героя;

лаконизме авторских описаний и стремительном потоке событий;

бурной реакции героев с их южным темпераментом;

динамизме и драматизмі рассказы.

 

3. Романтические и реалистические тенденции в романах Стендаля «Арманс», «Пармский монастырь»

 

Первым опытом писателя в социально-психологическом романе стало произведение «Арманс». В нем описаны историю любви двух молодых людей - Арманс Зоілової и Октава де Малівера. Общественный фон этой любви - жизнь аристократического салона маркизы де Бонніве в Сен-Жерменском предместье Парижа времен Реставрации, с которым связаны герои родственными связями. Октав принадлежал к аристократическому среды от рождения, Арманс - бедная родственница маркизы де Бонніве, россиянка по происхождению.

Изображение самого любовь героев представлено в сложном процессе - от первых смутных чувств к трагическому финалу. Здесь Стендаль - реалист впервые по-художественном выполнил научно обоснованный им ранее «математический» точный анализ «человеческого сердца» с учетом всех объективных факторов, которые определили природу личности и судьбу героев.

На первом романе писателя еще лежал отпечаток своеобраВНОго художественного эксперимента. Однако он показал, что писатель нашел свой путь в литературе, свой жанр и стиль психолога-аналитика.

Последним шедевром Стендаля стал роман «Пармский монастырь» (1839). Основой для его создания послужил древняя рукопись, в которой рассказывалось о скандальных похождениях папы римского Павла III Фарнезе. Сохраняя лишь общее сходство с документальным источником, эта книга стала ярким примером творческой самобытности и мастерства писателя - реалиста.

Свое произведение автор посвятил Италии, которая пленила его еще в годы юношества. Возможно, именно поэтому роман был создан в грандиоВНО короткие сроки - всего за 53 дня.

Хронологически книга как бы разделена на две части. В первой - Италия времен республиканских войн Наполеона, который освободил страну от длительного австрийского порабощения. Во второй - Италия, которая снова подпала под ненавистное угнетения реставрированной монархии и чужаков. Место основных событий - Парма, мелкое княжество страны, которая лишена целостности и национальной независимости.

Главные герои - Джина П'єтранер и Фабрицио дель Донго - страстные и яркие, целеустремленные и раВНОсторонние натуры. В свое время Джина ради любви к бедного итальянского офицера П'єтранера, сторонника Наполеона, пошла против своего знатного рода и навсегда была лишена семейного наследства. Она поддерживала своего мужа в верности Наполеону. Соответствующее воспитание дала она и своему племяннику Фабрицио. Побег во Францию для участия в битве при Ватерлоо - настоящий начало биографии Фабрицио, судьбой которого определена центральная линия сюжета романа.

Опять кумиром главного героя стал Наполеон. Но, если для Жюльена Наполеон был образцом счастливого и быстрого карьерного роста, для Фабрицио он - освободитель Италии, герой революции, носитель ее идей, сподвижник всех великих начинаний.

Битве при Ватерлоо, которая связала обе части романа, отведено важную роль. Именно здесь герой потерял свои юношеские иллюзии, с которыми ранее связывал свой гражданский долг и активную деятельность на пользу обществу. Герой разочарован. Вернувшись на родину, заброшенный за верность Наполеону отцом - феодалом, заподозренный пармской полицией в революционной деятельности, Фабрицио чувствовал себя изгоем в обществе. Только опека тети Джины, которая стала герцогиней Сансеверина, обеспечила ему соответствующую безопасность.

Герой бездумно растрачивал себя в любовных похождениях и интригах. Фабрицио реализовал себя как личность в любви - страсти к Клелії Конти. Страницы, посвященные любви двух молодых людей, - чувственные в романе, написанные в стиле авантюрно-приключенческого романа, насыщенные событиями, которые сменяли друг друга. На первый взгляд, взаимная любовь стало гарантом счастья, но оно обречено на трагедию, ибо зародилось и развивалось в далеко не идеальном мире. Фабрицио, сбежав из тюрьмы, снова туда вернулся, потому что это единственное место, где он мог видеть Клелію.

Не менее драматично сложилась и судьба Джины. Деятельная, жизнелюбивая, страстная, она противостояла пармському двора, защищая свою независимость и счастья. ее непокорность и свободолюбие сделали ее особенно опасной в глазах принца Пармы и местных либералов. Но Джина глубоко уважали и любили простые люди, среди которых особенно выделялись слуга Лодовико и благородный «разбойник», поэт - революционер Ферранте Палле, готовы ради нее на самые рискованные поступки. Палле и развязал конфликт Джины с принцем. Подняв восстание, которое завершилось смертью принца, он поддержал тех, кого преследовали тираны.

Положительным героям романа противопоставлены те, кто воплощал режим Реставрации: принц Пармы, министр юстиции Расси, генерал Конти. Именно эти герои разыграли придворную политическую комедию. Острым критицизмом, злой иронией и сарказмом описаны в произведении придворную мораль эпохи Реставрации.

Книга «Пармский монастырь» стала проявлением зрелого мастерства создателя социально-психологического романа в сфере реалистического воспроизведения самого процесса противного жизнь человеческого сердца.

Специфические особенности романа:

динамика сюжета и внутреннее действие;

сюжетные коллизии возникают в мире сильных и ярких чувств главных героев;

усиление эпического, «фресковой», начала;

гостросатиричний, гротескный стиль;

ощутимые черты авантюрно-приключенческого романа.

 

Творческий метод Стендаля

использовал прозрачный и простой стиль;

применил точный метод в сфере психологии;

показал, что психика героев всегда определена совокупностью социальных условий, в которых они жили и действовали;

раскрывал образ «изнутри»;

создал мемуарно-однострижневу композицию, которая позволила сконцентрировать внимание не столько на событиях, сколько на переживаниях;

осуществил гибкость переходов от эпизодов до внутреннего монолога от диалога до авторского комментария;

признавал материю единственной основой Вселенной, опыт и ощущения единственным источником познания;

ценил силу логики, могущество разума;

придерживался идеи естественного стремления человека к свободе и счастью. Он был убежден, что люди рождаются для счастья.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите настоящее имя Фредерика Стендаля. Почему он выбрал себе такой псевдоним?

2. Еще ребенком Анри разделил людей на две категории. На какие именно? Что повлияло на такое распределение?

3. Чем было чувство любви для Фредерика Стендаля? Сколько раВНОвидностей любви он выделил в своем трактате «О любви» ?

4. Раскройте романтические и реалистические тенденции романистики писателя.