ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

СТЕНДАЛЬ (Анри Мари Бейль) (1783-1842)

Благородная душа действует во имя своего счастья, но самое большое его счастье состоит в том, чтобы делать счастливыми других людей.

Стендаль

Жизненный и творческий путь

 

«И зачем я попал к этой чужой, холодной, варварской страны?» - лихорадочно думал интендант армии Наполеоиа, плотнее застегивая шинель и наблюдая сквозь окошко кареты безграничные заснеженные просторы, трупы замерзших французов, пепелища сожженных войсками Бонапарта российских городов и сел. Французская армия бежала, а вместе со всеми бежал интендант Анри Мари Бейль - будущая гордость Франции, одна из самых заметных фигур мировой литературы.

Франция не заметила смерти Стендаля, как не замечала его произведений при жизни писателя. Однако сейчас невозможно представить французскую литературу XIX в. без его творчества. Хотя, кажется, он сам предвидел такой ход событий: «Я беру билет лотереи, главный выигрыш которой такой, чтобы меня читали в 1935 году». Выигрыш Анри Мари Бейлю таки добрался и даже больший, чем тот, о котором он мечтал: его читают сейчас и будут читать, пока будут жить любители словесности.

Будущий писатель родился на юге Франции в г. Гренобле в 1783 г. в образованной и богатой семье. Революция нарушила привычный распорядок жизни, а смерть матери окончательно разрушила семейное гнездо. Лишенный материнской любви, мальчик не понимал отца, который видит свой долг в придирчивому вниманию к его привычек, предпочтений и поведения. Через много лет в мемуарах Стендаль расскажет об обидах детства так, как будто все это было вчера. Однако он любил своего деда: «Я был воспитан дедом, Анри Ганьйоном. Эта редкая человек в свое время совершила паломничество к Ферне, чтобы увидеть Вольтера, и была им прекрасно принята...» Анри Ганьйон уважал просветителей и познакомил внука с творчеством Вольтера, Дидро и Гельвеция.

В Центральной школе Гренобля Анри заинтересовался математикой. Это детское увлечение не покинет его всю жизнь и в сочетании с литературным талантом поможет стать одним из зачинателей классического реализма: «Применить приемы математики к человеческому сердцу. Положить эту идею в основу творческого метода и языка страсти. В этом все искусство». Позже, как бы продолжая эту мысль, писатель добавит: «Искусство всегда зависит от науки, оно использует методы, открытые наукой».

Во Франции в начале XIX в. трудно было найти молодого человека, которую бы так или иначе не захватили события Великой французской революции и головокружительная карьера почти безродного корсиканца, перед которым склонилась Европа. И хотя сам Анри Бейль чрезмерным честолюбием не страдал, захват Наполеоном осталось у него на всю жизнь. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто пролистать страницы йоuв произведений. Возможно, через это увлечение будущий писатель решил после окончания школы поступить в Политехнический училища, которое готовило офицеров-артиллеристов и военных инженеров (Наполеон был артиллеристом). Однако вместо училища юноша по протекции попал в министерство военных дел. Были мечты Жульена Сореля о военной службе мечтами самого Анри Бейля? Об этом мы никогда не узнаем. Семнадцатилетний сублейтенант драгунского полка не умел ездить верхом, до этого времени ни разу не держал саблю в руках. Первый военный поход, о котором он впоследствии остроумно расскажет в «Жизни Анри Брюлара», был лишен всякой военной романтики (военные действия в Италии уже завершились) и полон скуки гарнизонной службы в городках Северной Италии.

После отставки Бейль вернулся в Париж. Он мечтал писать комедии, как Мольер, пока же занимался философией, литературой, брал уроки декламации, посещал театральные представления, составлял планы комедий и трагедий. Отцу такое жизнь казалось странным, поэтому он не спешил присылать сыну незначительные средства, которые были его пенсионом. Денег не хватало, и тогда юноша решил стать банкиром. Чтобы приобрести коммерческого опыта, он поехал в Марсель и нанялся на службу к торговцу. Правда, Бейль прибыл в Марсель через актрису, в которую был влюблен и которая получила котракт в этом портовом городе. Прошла любовь, исчезло и желание стать банкиром. Бейль снова вернулся в армию. На этот раз он попал в интендантских войск. За восемь лет службы вместе с армией Наполеона Анри Бейль объездил почти всю Европу и сделал неплохую карьеру, кроме того, видел пожар Москвы, едва

Ж. Л. Давид. Наполеон на переходе Сен-Бернар. 1801 г.

 

успел переправиться через реку Березину, а после отречения Наполеона вышел в отставку.

Еще во время наполеоновских походов Бейль увлекся Италией, поэтому после отставки переехал в Милан. Свой творческий путь он начал как искусствовед: писал про Моцарта и Гайдна, выдающиеся итальянские города и историю итальянской живописи. В Италии писатель познакомился с иностранцем, который сочувственно относился к идеям объединение и освобождение Италии, - английским поэтом-романтиком Дж. Байроном. Стендаль также общался с миланскими карбонаріями, за что был вынужден покинуть Италию и вернуться в Париж.

Там Стендаль сразу погрузился в тогдашние художественные дискуссии. Однако пенсии на жизнь не хватало, литературные заработки были мизерными... К счастью, один издатель предложил ему написать путеводитель по Риму, что должно помочь преодолеть материальные затруднения. Писатель согласился. Так возникли «Прогулки по Риму». Эта книга интересна яркими рассказами о римских древностях, искусство, обычаи и быт. В это время у Стендаля начал зреть замысел важнейшего его произведения - романа «Красное и черное».

Весной 1828 г. писатель, возвращаясь из Италии, заехал к сестре в Гренобль. Там он услышал историю о Антуана Берте, который стрелял в церкви в свою любовницу, которая была матерью его бывших учеников. Через несколько месяцев после Июльской революции 1830 г. роман «Красное и черное» вышел. Кажется, это заметили только Гете, Бальзак и Пушкин, потому что литературная критика молчала.

Во время революции писатель был назначен консулом в Триест. Однако австрийское правительство категорически отказался принять дипломата, который имел связи с карбонаріями и не скрывал своих мыслей относительно политической ситуации в Италии. Тогда его перевели в городок Чивитавеккья близ Рима. Служба для писателя была средством для существования: он с радостью получал отпуска и без энтузиазма возвращался к месту работы. Стендаль начинал писать много произведений, но завершил всего несколько, в частности роман «Пармский монастырь». В Италии ему не хватало Парижа с его напряженной интеллектуальной жизнью, а в Париже - Италии.

Защищая романтизм, называя себя романтиком, Стендаль в творчестве придерживался принципов новой, реалистической литературы: «Я стараюсь рассказывать: во-первых - правдиво, во-вторых - ясно о том, что происходит в сердце человека». Еще в 1805 г. он саркастически посоветовал своей сестре: «Обязательно займись изучением людей; проследи, ценой каких усилий эти люди стали такими дураками, какими они являются, в какой степени им в этом благородном стремлении способствовали обстоятельства и что для этого они сделали сами».

Неизвестно, осознавал тогда это сам Стендаль, но эта фраза, фактически, содержит квинтэссенцию того, что впоследствии стало художественным символом эпохи и получило название «реализм».

Тем временем жизни подходило к концу... Однако писатель не хотел сдаваться ни болезни, ни временные. Его умению жить, сохраняя при любых обстоятельствах бодрость духа и жизнерадостность, которые он называл «бейлізмом», мог позавидовать любой. Элегантный костюм, щегольской стек, подкрашенные бакенбарды, замысел нового романа...

Стендаль умер после второго апоплексического удара 23 марта 1842 г. На его надгробии написано: «Бейль. Миланец. Жил. Писал. Любил».