Фредерик Стендаль 1783 - 1842
Открытая книга
РОМАН «КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ»
Роман «Красное и черное» справедливо считается одним из шедевров Стендаля. Это роман о современности, о французское общество периода Реставрации, взятое в широком диапазоне. Перед читателем разворачивается жизнь провинции и столицы, разных классов и прослоек - провинциальной и столичной аристократии, буржуазии, духовенства, даже в определенной степени социальных низов, ведь главный герой произведения, Жюльен Сорель, сын крестьянина-плотника. Роман имеет подзаголовок «Хроника XIX века», который, однако, не означает дистанцирование от изображаемого в рассказе. Под XIX в. здесь понимается период Реставрации (предыдущий период Империи автор связывает с революцией 1789-1799 гг., то есть с XVIII в.), а «хроника» означает намерение исторически достоверно рассказать про этот период. Роман был написан в последние месяцы существования режима Реставрации, в предвкушении близкого краха, и стал своеобразным итогом этого периода и одновременно приговором ему.
«Красное и черное» как социально-политический роман
Обновлена оккупационными войсками монархия Бурбонов была дворянской монархией, то есть политическая власть принадлежала в ней дворянству. Однако буржуазия уже господствовала в экономике и готовилась принять в свои руки политическую власть, что и произошло, только Стендаль дописал роман. Эта повторная победа - после революции конца XVIII в. - была неизбежной уже и потому, что дворянство неуклонно проймалося буржуазным духом, деньги и имущественные интересы для него тоже становились главными ценностями жизни. Изображая в первой части романа провинциальный Верьер, Стендаль пишет: здесь «царит зачумлена атмосфера мелких денежных интересов, здесь “приносить прибыль” - великое слово, от которого зависит все». Мэр города аристократ де Реналь, который гордится своим происхождением, также занимается предпринимательством, он является хозяином фабрики гвоздей, что приносит неплохую прибыль.
Парижское издание романа «Красное и черное». 1928г.
Произведение исполнено социальной динамики, что укладывается в основной вектор движения истории. Описывая аристократов и буржуа, Стендаль отражает их противостояние на общественной арене, вытеснение аристократии, cпирається на родовитость и поддержку правительства, буржуазией, для которой главным орудием являются деньги. Особенно наглядно это проявляется в провинции. В маленьком Вер'єрі тоже бушуют политические страсти - между дворянином де Реналем и буржуа-выскочкой Вально идет ожесточенная борьба за пост мэра. В конце романа автор сообщает об избрании Вальню и оценивает это как победу активного мошенника над пассивным честолюбцем. Отнюдь не симпатизируя аристократии (писатель принадлежал к партии либералов), Стендаль сплошные черной краской рисует буржуа Вально. Этот персонаж обнаруживает отсутствие воспитания и культуры, любых моральных принципов, способность к низости и подлости ради выгоды, пошлость чувств и вкусов.
Во второй части произведения действие переносится в Париж, в среде столичной аристократии, которая предстает в не менее критическом освещении.
Молодые аристократы - прекрасно вышколенные, имеют безупречные манеры, но безликие и безынициативны, не способны самостоятельно мыслить и действовать. Больше всего в своей жизни они озабочены тем, чтобы ни в коем случае не нарушить приличия и правила высшего общества. Сравнивая их с простолюдином Жульеном Сорелем, умная и проницательная Матильда де ла Моль без колебаний отдает предпочтение секретарю своего отца Сорелю, которому свойственны энергичность, сильный характер, воля и решительность.
Старшее поколение аристократии пережило революцию и эмиграцию, но так ничего и не понятно, ничего не научилось. Вместо думать о сохранении достигнутого благодаря Реставрации, эти люди устраивают провокационную заговор, направленный на то, чтобы с помощью европейских монархов покончить с либералами и полностью восстановить «старый порядок». Как старшее, так и молодое поколение аристократов панически боятся новой революции, их преследует призрак якобинской диктатуры, той же Матильде Жульен представляется как новый Дантон, который на случай революции может спасти ее семью от гильотины.
Подробности. Окидывая взглядом современное общество, Стендаль видит, что в нем царят борьба между сословиями и слоями. «В обществе, розщепленому, как бамбуковый стебель, - обобщает он, - главная задача человека состоит в том, чтобы подняться из своего класса в высший, который со своей стороны прилагает все усилия к тому, чтобы не допустить этого человека к себе». Следовательно, напор снизу вызывает противодействие сверху, высшие слои пытаются остановить наступление низших, следовательно, по мнению писателя, французское общество постоянно находится в передреволюційному состоянии, что в любой момент может взорваться.
И действительно, с первых лет своего существования режим Реставрации вызвал у французской общественности ощущение непрочности, временности, которое сочеталось с мыслью о неизбежности новой революции. Разделяя такие умонастроения, Стендаль, который к тому же любил заниматься политическим анализом и прогнозами, взялся исследовать, в каком социальном слое накапливается революционная энергия и вырастают новые Данте - ны и Робеспьеры. В результате он пришел к выводу, что таким прослойкой является молодежь, из социальных низов, образованная и энергичная, честолюбивая и оскорбленная в своей самосознания, молодежь, которой Реставрация перекрыла все жизненные пути.
Это тот аспект произведения, в котором он предстает как социально-политический роман, содержит глубокий и точный анализ правящего режима. Однако в структуре «Красного и черного» этот аспект, в конце концов, выглядит как развернутое и активный фон, на котором происходит основное действо - драматическая судьба главного героя Жульена Сореля, что вступил в поединок с обществом Реставрации. С этой точки зрения «Красное и черное» разворачивается как социально-психологический роман, которому присущи глубина и тонкость психологического анализа.