ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ СТ.
Райнер Мария РИЛЬКЕ (1875-1926)
«Вот дерево свелось...»
Сонет «Вот дерево свелось...» открывает сборник «Сонеты к Орфея». Эта сборка появилась неожиданно, как будто само Небо послало ее поэту перед смертью... 55 сонетов он написал всего за месяц, когда жил в Швейцарии, в замке Мюзот, в феврале 1922 г. В этой сборке Рильке воспевает природу, Творца и, несмотря на все, жизнь, хотя он в это время был в плену смертельной болезни. Сборник он посвятил Вере Оукама-Кнооп (1900-1919), юной талантливой танцовщицы, которая умерла от лейкемии, болезни, унесшей впоследствии и самого поста. Он видел ее лишь дважды на домашних концертах в Мюнхене, но ее трагическая судьба не оставила его равнодушным и, очевидно, вдохновила на создание этого цикла. Между сборками «Языке поэзии» и «Сонеты к Орфея» - семь лет, которые кардинально изменили Европу и привели к глубокому духовному кризису в Рильке. Однако именно в этом цикле воображение поэта будто заново возрождает мир, разрушен Первой мировой войной, возвращая ему первозданную гармонию. Поэт И. Бродский отметил, что миф нуждается поэта, и мифа об Орфее чрезвычайно повезло, потому что он нашел Рильке. Орфей у Рильке - олицетворение силы искусства, что превращает хаос в космос, объединяет «видимый» (конечный) мир и «невидимый» (бесконечный), способен преодолеть отчужденность человека.
В первом сонете поэт сосредоточивается на передаче силы, которую пробуждает пение Орфея. Поэт поет, и весь мир вокруг меняется; начинают расти деревья, а из леса выходят умиротворенные звери послушать певца... И именно с этого пения рождается новый мир
И смолкло все, и течет сквозь молчание
новое начало, новый знак и движение.
Перевод М. Желательна
Однако поэта интересует не пение Орфея, а то, что происходит внутри тех, кто прислушивается к его пению, ведь только это может изменить душу и окружающий мир:
Выходят звери из лесной тишины,
покинув гнездышко или берлогу,
они, небось, сделались тише
не из страха, не из хитростей своих,
а с прислушивания.
Перевод М. Желательна
И именно это прислушивание притлумило «рев, скуление, гам» и превратило «маленькую хищную» сердца, «где крылась жадливість их хижина» на храм - единственное, к чему должен стремиться человек во время своего духовного прогресса.
Сонет наполнен символами и аллегориями, которые довольно часто используются писателями и другими художниками. Рост дерева, и которого начинается движение преобразования, явно ассоциируется с мифологическим мировым деревом, которое объединяет все три мира, и своим ростом, ветвями тянется к небу, мира духовного. Темный лес с хищными зверями, еще от времен средневековья и Данте выступает аллегорией человечества, которое заблудилось среди мрака и потеряло свое духовное естество. Храм - олицетворение возвышенной души, открытой Богу. Однако эти символы у Рильке не противопоставлены друг другу и даже не контрастируют между собой. Они - суть одного и того же, объединенные в совместной единства: хищные, при входе аж шатался крыльцо», можно воздвигнуть храм, потому что снов Орфея, искусство одухотворяют и вещь, и человека, и даже зверя.
Орфей и орфізм
Орфей (тот, что лечит светом) - в древнегреческой мифологии сын музы Каліоппи, богини пения, покровительницы эпической поэзии и науки, старейшей среди девяти Муз, изобретатель музыки. Снов Орфея и его игра на золотой лире, подаренной Аполлоном, очаровывает не только людей, но и диких зверей, мог двигать деревья и скалы, от его песен успокаивалось бушующее море. После смерти жены нимфы Эвридики Орфей спустился в Аид, где очаровал своим пением Харопа, перевозчика душ через Стикс, Аида и его жену Персефону. Ему позволили за6рати душу Эвридики при одном условии: дорогой к миру он не обернется и не посмотрит на жену. Однако Орфей не выдержал и Эвридика осталась в Аиде. По одному из мифов, после смерти Орфеяя Зевс поместил его на небе как созвездие Лебедя, а рядом его лиру - как созвездие Лиры.
Орфей был противником пролития человеческой крови и считал, что когда небо, земля и море были соединены воедино, но потом поссорились и разделились. Ему приписывают создание одного из древнейших эзотерических учений, которое дошло до нашего времени во фрагментах и получило название орфізм. Орфізм имел целью с помощью обрядов очищения (одним из способов такой очистки было искусство) и праведного орфического образа жизни искупить давний грех титанов - ненавистных противников мирового порядка, что стало проклятием для всего человечества. Орфіки верили в бессмертие души, что находилось в плену «тела-тюрьмы», раздвоенность человеческой природы на доброе (душа) и злой (тело) начала. После смерти душа человека, что может иметь несколько перевоплощений, очищается от осквернения телом и сливается с божеством. Некоторые ученые прослеживают влияние орфизма на християнство. а христиане первых веков считали Орфея миротворцем, о приходе которого возвещал ветхозаветный пророк Исаия.
Орфей. Фрагмент милиіки III в. н. э.
Метафору пения как рождение чего-то нового впоследствии использовал другой писатель, который тоже пропагандировал путь к Богу, Льюис. Именно с пения льва Аслана («Хроники Нарнии*) рождается новый мир.
1. Определите ведущие мотивы лирики P. М. Рильке.
2. Проанализировав стихи из цикла «Книга паломничеств», определите влияние украинских впечатлений на творчество поэта.
3. В сборнике стихов P. М. Рильке, напечатанной в издательстве «Днепр» в 1974 p., стихотворение «Гефсиманский сад» имел название «Оливовий сад». Как вы думаете, случайной была такая замена названия? Повлияло ли это на восприятие произведения?
4. Сравните образы Орфея, Эвридики и Гермеса с нірша P. М. Рильке и из древнегреческих мифов. Почему поэт звернувс я именно к этой мифологической истории? Аргументируйте свою точку зрения.
5. Сравните образ Орфея из стихотворения «Орфей, Эвридика, Гермес» и из «Сонетов к Орфея». Почему именно этот древнегреческий герой привлек внимание P. М. Рильке?
6. Сравните оду «Памятник» Горация и сонет «Не спускайте памятников...» P. М. Рильке. В чем совпадают, а в чем отличные эстетические позиции поэтов?
7. Напишите за творчеством P. М. Рильке сочинение на одну из тем:
• «Ты один сказано Богу что-то новое...»;
• «Мелкие с жизнью в нас споры, чрезмерное том. что против нас»;
• «На рубеже веков мой возраст течет...»;
• «Не спускайте памятников. Пусть действие славы роза здесь ежегодно розцвіта. Ибо Орфей...».
Текстовые задачи
8. Выполните тестовые задания.
1. Украина является местом действия произведения Рильке
А «Згаси мое зрение»
«Песня о правде»
В «Орфей, Эвридика. Гермес»
Г «Гефсиманский сад» («Оливовий сад»)
Д «Вот дерево свелось...»
2. В сборник «Сонеты к Орфея» входит стихотворение А «Згаси мое зрение»
Бы «Осенний день»
В «Орфей. Эвридика. Гермес»
Г «Гефсиманский сад» («Оливовий сад»)
Д «Вот дерево свелось...»