ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 2-4 классы

2 КЛАСС

 

НЕ СТОМЛЮЙСЯ ДЕЛАТЬ ДОБРО

 

Урок 10

Тема. Знакомство с литературной сказкой. Шарль Перо «Причудливые желания» (французская сказка)

 

Цель: дать представление об авторском произведении; учить находить в тексте слова, которые характеризуют определенные особенности действующих лиц; формировать умение дифференцировать признаки хорошего и плохого; обогащать речь детей новыми словами и выражениями; воспитывать доброжелательное отношение к человеку, желание творить добро.

Оборудование: карта Европы; Государственный Флаг Франции; слоговые таблицы; карточки с опорными словами; учебник; рабочая тетрадь.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

>> Аутотренинг

- Теперь вспомним наш аутотренинг.

Я - ученик,

Я хожу к никогда.

Меня учат учителя.

Я все понимаю, я хочу все знать.

- Дети, а теперь скажите, каким должен быть наш урок.

Урок должен быть:

• интересным;

• немного сказочным;

• учебным;

• продуктивным.

Мы будем на уроке'.

• дисциплинированными;

• внимательными;

• собранными;

• активными.

- Итак, если вы будете такими, то наш урок будет интересным, творческим, продуктивным.

 

II. Розчитування

- Ни один человек не может хорошо читать, если у нее слабые легкие и глаза. Поэтому мы и начнем наш урок с розчитування.

1. Кто быстрее надует шарик?

2. Кто дольше подует на свечу?

3. Работа по составляющей таблицей

 

 

а

в

В

е

и

и

м

ма

мо

м

ме

мы

ми

н

на

но

ну

не

ны

нет

п

па

по

пу

пе

пи

пи

г

ра

ро

ру

ре

ри

ри

т

и

то

ту

то

ты

те

л

ла

ло

лу

ле

ли

ли

к

ка

ко

ку

ке

ки

ки

в

ва

во

ву

ве

вы

ви

 

4. Работа над чистомовками

Ри-ри-ри - на деревьях снегири.

Ир-ир-ир - воробьев полон двор.

Ар-ар-ар - открываем календарь.

Год-год-год - скоро Новый год!

 

III. Сообщение темы и цели урока

- Дети, сегодня мы начинаем изучать новую тему «Литературные сказки».

- Как вы считаете, какие сказки называются литературными?

- Да, это те сказки, которые имеют автора.

- А чем они отличаются от народных сказок?

- Литературная, или авторская, сказка имеет много общего с народной: в ней идет речь о вымышленных событиях и приключениях, действуют фантастические существа, животные наделяются человеческими чертами, используют магические предметы, изображена борьба добра и зла и т.д. В отличие от народных, литературные сказки имеют авторов. Мировая литература богата литературными сказками.

К жанру сказки обращалось множество всемирно известных писателей. Они создавали сказки для детей и взрослых, пытаясь с помощью фантастики обратить внимание читателей на проблемы добра и зла, правды и справедливости.

Знаете ли вы, что первой детской книгой, которая увидела свет в Европе, была книга литературных сказок Шарля Перо? И от того времени, пожалуй, не было такого детского писателя, который бы не создал литературной сказки. Ознакомьтесь с лучшими литературными сказками Европы!

 

IV. Работа по технологии «Создание ситуации успеха»

(опережающее обучение)

Ученики рассказывают о Слой ля Перо.

- Известный французский писатель и критик Шарль Перо родился в семье государственного чиновника, где почитали литературу. Шарль получил юридическое образование. Трое его братьев (архитектор, ученый-теолог, генеральный налоговый инспектор, несмотря на свой престижная профессия и должности, были тоже литераторами, переводчиками с латыни и итальянского языка.

- Заступив на королевскую службу, Шарль Перо сумел совместить государственную деятельность с литературным творчеством. Он был членом Французской академии, а как королевский чиновник отвечал в правительстве за вопросы литературы. Отстаивая традиции французской культуры, Шарль Перо обратился к фольклору. Он захватил своих читателей свежестью и очарованием сказки, ее героями - добрыми, справедливыми и мудрыми.

- 1697 года, не указывая своего имени, Шарль Перо издал сборник «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки с поучениями».

Эта сборка имела такой бешеный успех, что среди писателей вспыхнула мода на написание сказок. Так королевский чиновник начал жанр литературной сказки.

Учитель на карте Европы вывешивает Государственный Флаг Франции.

 

V. Работа над текстом

1. Предсказания за заголовком

- Сказка, которую мы будем читать, называется «Причудливые желания». Как вы считаете, что мы из нее узнаем? (Ответы учащихся.)

2. Работа в группах. Чтение сказки

Текст разделен на пять частей, класс объединены в пять групп, каждая группа и каждый ребенок читают свою часть. Затем все вместе отправляются на поиски человеческого сокровища.

3. Словарная работа

- Кто может объяснить значение слов? (Слова выбраны из сказки.)

Ругал одно мгновение

сетует уродина

вовсю предусмотрительная

Лидер группы определяет, кто может объяснить значение слова. Если учащиеся сталкиваются с трудностями, объясняет учитель.

4. Перевод текста с опорными словами

«Секретари» с помощью карточки с опорными словами из своей части пересказывают сказку.

 

И часть

II часть

• Бедный лесоруб;

• надоело рубить;

• ругал фей;

• вязанка дровишек;

• сетует на судьбу;

• нищенствует;

• добро;

• желание.

• Потемнело;

• откуда-то;

• замер;

• ослепительные молнии;

• от ужаса;

• изрядно надоел;

• три желания;

• высочества.

III часть

IV часть

• Очнувшись;

• бросил на пол;

• моя Фаншон;

• предусмотрительная женщина;

• дрова потрескивали;

• колбаска кровяная;

• извивается;

• все это общество.

• неладно получилось;

• к носу приклеилась;

• глядьа;

• пристала;

• в одно мгновение;

• обалдел;

• вон какое чудовище;

• голосит женщина.

V часть

 

• Ласковых;

• вволю наслушался;

• самым богатым;

• на троне;

• черно-красный нос;

• замахала головой;

• последнее желание;

• хуже не стало.

 

5. Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся, два - нагнулся,

Руки в стороны развел,

Видимо, ключик потерял.

А чтобы этот ключик достать,

Надо нам на цыпочках стать.

6. Чтение текста

• Вслух «Небо - земля»;

• выборочно (продолжают за учителем);

• цепочкой;

• «Волки - зайцы».

7. Обсуждение текста

• Где происходили события?

• Почему лесная фея решила помочь лесорубу?

• Какие предостережения она ему дала?

• Почему желание лесоруба оказались причудливыми?

• А с какими желаниями обратились бы к феи вы?

• Чему учит это произведение?

 

VI. Чтение по лицам (разговор лесоруба и женщины)

- Найдите глазами часть сказки, в которой лесоруб говорит с женой. (Учитель - слова автора, а пара детей - за лицами.)

 

VII. Итог урока

- Какой раздел мы начали прорабатывать?

- С каким автором познакомились?

- Почему автор назвал сказку «Причудливые желания»?

- Чему научила вас эта сказка?

Дополнительное чтение

• Шарль Перо «Красная Шапочка».