УИЛЬЯМ ШЕКСПИР
(1564-1616)
Шекспир - самый известный из драматургов прошлого. Социологи утверждают, что наши современники называют Шекспира среди самых выдающихся людей всех времен и народов, которые имели сильное влияние на западную цивилизацию. В то же время уже более ста лет не утихают споры по поводу того, существовал ли Шекспир вообще... Многие исследователи предпочитают найти его гениальным пьесам другого, более достойного, на их взгляд, автора. Что же нам известно о Шекспире и почему снова и снова появляются эти вопросы?
Уильям Шекспир родился в апреле 1564 г. в небольшом английском городе Стратфорде-на-Эйвоне. Его отец, Джон Шекспир, был состоятельным ремесленником и торговцем.
Уильям получил лучшее образование, какое только можно было получить в Стратфорде. Он посещал грамматическую школу, где давали неплохую филологическое образование: латынь, греческий язык. Благодаря этому Шекспир мог свободно пользоваться древнеримскими и итальянскими первоисточниками для своих пьес. Однако юноша не мог закончить школу, поскольку на то время финансовое положение его семьи значительно ухудшилось. Будущий драматург вынужден был сам зарабатывать себе на жизнь. Одни устные источники делают из него подмастерья, другие - учителя, однако достоверно об этом ничего не известно. Известно лишь, что в 18 лет Уильям женился на Энн Хэтуэй, дочерью зажиточного фермера, намного старше него.
На этом все письменные сведения о Уильяма Шекспира заканчиваются, пока в 1592 г. в одном из литературных памфлетов не появляется прозрачный намек на актера, который, мол, решается писать пьесы, отбирая хлеб у профессиональных литераторов. Однако вскоре появляются первые издания пьес Шекспира. Имя его снова начинают вспоминать. В то время Шекспир - профессиональный актер в лучшей лондонской труппе, он автор нескольких пьес, имеющие у лондонцев просто-таки бешеный успех. В течение следующих 20 лет жизни Шекспира тесно связано с труппой «Слуги лорда - камергера», с актерами этой труппы, под которым он писал конкретно каждую большую роль (Гамлет, Отелло, Лир и т.д.), наконец - с лондонской публикой, чьим неизменным любимцем он был. Лондонский простой люд понимал достаточно сложную Шекспірову язык, новаторскую построение его пьес и глубокие психологические разработки характеров лучше некоторых критиков грядущей эпохи.
Правда, для Шекспира эта любовь публики имела несколько горьковатый привкус. В то время театры в Англии только появились и как новый вид искусства вызывали не только восхищение, но и недоверие, даже презрение, как, скажем, в начале зарождения кино или рок-музыка. Драматургия считалась низшим, ненастоящим видом искусства, профессиональные литераторы относились к ней пренебрежительно. Кстати, и авторские гонорары за пьесы были смехотворно мизерные.
Шекспир имел возможность оставить драматургию и заняться «настоящей» литературой. В 1592-1594 гг. во время страшной эпидемии чумы театральные представления были запрещены. За это время он написал две поэмы - «Венера и Адонис» и «Лукреция», которые имели успех не менее громкий, чем драмы. И все-таки любовь к театру победила. Только спектакли возобновились, Шекспир вернулся к своей труппы.
Положение в труппе Шекспира было своеобразным. Его уважали, он имел доходы наравне с ведущими актерами, но, видимо, обязан этим своим пьесам. Как актер он успеха не имел и играл второстепенные роли. Во многих пьесах Шекспира появляется какой-то принц или герцог, чтобы в конце все справедливо рассудить или по крайней мере успокоить героев. Очень вероятно, что эти роли Шекспир писал для себя. Они подходили к его внешности и характера. Современники описывают его как очень гречишного и степенного мужчину, высокого роста, чрезвычайно остроумного, всегда доброжелательного. Все сходились на том, что Уильям Шекспир - очень достойный человек, «Благородный Уильям» - называли его еще. С именем Шекспира не связано никаких бурных приключений или скандалов. Уравновешенное, спокойное жизни, которое завершается годами, проведенными в тихом родном Стратфорде, в доме, приобретенном на доходы с актерского ремесла, и смертью в 1616 г. Даже народные предания не приписывают Шекспиру ничего романтичнее, чем браконьерская охота на оленей. Это особенно впечатляет, если учесть, насколько бурной была жизнь многих его современников.
Современники воспринимали Шекспира таким, каким он есть, не имея никаких сомнений относительно его авторства. Однако в XIX и XX вв. воображение читателя начала требовать от гениального литератора не только незаурядных произведений, но и неординарных поступков. Контраст между бурным драматургическим миром Шекспірових пьес и его розважним жизнью поражал тем более, что то время выдвигал сколько угодно колоритных фигур вельмож, ученых, воинов, красавцев, дебоширов, мятежников. Кое-кто из ученых решил, что Шекспир слишком невзрачный, начали подыскивать для его пьес более интересного и «достойного» автора.
На самом деле сложное, даже трагическое духовная жизнь Шекспира отражено в его пьесах. Исследователи делят его творчество на три периода. В течение первого драматург писал преимущественно комедии, порой грубовато веселые, как, скажем, «Укрощение строптивой», порой тонко лирические, меланхоличные, как «Двенадцатая ночь». Во второй период создавались прославленные трагедии «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Кориолан». Хорошо сказал о них Гете: «Это - не поэтические произведения. Читая их, с ужасом видишь перед собой книгу человеческих судеб и слышишь, как бурный ветер листает ее страницы».
Третий период Шекспірової творчества составляют лишь четыре пьесы, в частности «Зимняя сказка» и «Буря». Это романтические сказки, которые всегда заканчиваются счастливо, однако здесь царит легкая меланхолия и автор не скрывает, что действие происходит в несколько условном мире, созданном его воображением.
Уильям Шекспир был самым любимым писателем Шевченко из авторов эпохи Возрождения. Шевченко часто обращался к Шекспірових произведений, сделал рисунки-иллюстрации к «Короля Лира», близко дружил с Айрою Олдриджем, негром - актером, исполнителем роли Отелло.
Первые украинские переводы из Шекспира было осуществлено в XIX ст. Они были слишком приспособлены к украинским реалиям. Однако до переводов и перепевов из Шекспира обращалось немало деятелей украинской культуры (Костомаров, Свенцицкий, Грабовский, Федькович, Кулиш, Старицкий, Леся Украинка, Вороной, и др.). Значительный вклад в украинскую шекспіріану сделал Иван Франко (переводы, статьи, предисловия). На сегодня в Украине издано шеститомное собрание сочинений Шекспира, куда включено фактически все известные произведения великого англичанина.