Фредерик Стендаль 1783 - 1842
Вехи жизни, вехи творчества
Движение к реализму
Отклоняя классицистические каноны, Стендаль вместе с тем признавал существование «железных законов» реальности и необходимость их познания художником. Он провозглашал: «Необходимо, чтобы воображение усвоила железные законы реального мира и, соответственно, корректировалась ими». Это выводило его за пределы романтизма, для которого воображение и средством познания мира, и художественной реализацией этого познания. Стендаль считал, что воображение должно опираться на постижение законов реальности, на наблюдения и анализ, проявлял интерес и к «научных методов», в частности физиологии и психологии, а это уже те черты и тенденции, которыми характеризовался реализм, который развивался в первой половине XIX в. В отличие от романтиков, писатели-реалисты (отнюдь не отрицая роли и значения воображения в творческом процессе) выбрали путь наблюдения и изучения жизненной конкретики.
Гравюра XIX в. Стендаль, А. де Виньи, В. Гумбольдт, Ф. Жерар, П. Мериме, Дж. Россини (слева направо)
Note bene. Конечно, существовали объективные предпосылки и импульсы, которые направляли Стендаля на путь к реализму. Однако вектор его творческого развития (как и других писателей) не следует мотивировать исключительно общественно-историческими обстоятельствами и закономерностями литературного процесса. Не менее важная роль здесь принадлежит индивидуальному фактору, личности писателя. Даже самые реалистичные произведения являются не только отражением действительности, но и самовыражением личности художника - его сознания, мироощущения, менталитета, темперамента, подсознания и т.д. Понятно, что и направление творческого развития писателя в большой степени зависит от его личности.
Несмотря на то, что жизнь Стендаля, по крайней мере первая его половина, было довольно бурным и порой даже драматичным, с точки зрения внешних проявлений этого писателя вряд ли можно назвать яркой личностью, ведь он не был слишком деятельным и самоотверженным в общественно - политических делах, не имел склонности жертвовать всем ради идеалов. Впрочем, по словам одного из лучших стендалезнавців Бы. Реїзова, «в течение всей жизни непрерывно и в любых условиях...» художник «размышлял над большими проблемами бытия, о счастье, об искусстве, о человеке и обществе, о судьбе наций и о разуме и рассматривал эти вопросы всесторонне, с разных, иногда неожиданных точек зрения. В этом, если хотите, и заключается героизм этого обычной жизни, который не помічався самим Стендалем».
Стоит добавить, что Стендаль ничего не хотел принимать на веру, стремясь до всего дойти собственным умом. Чрезвычайно наблюдательный, он сразу подвергал спостережене беспристрастному анализу и высказывал суждения, которые довольно часто были непонятны современникам. Следовательно, и умственный склад, и индивидуальные наклонности писателя отвечали новом, реалистическом, направления, формировался в тогдашней литературе. Стендаль был наделен сильным воображением, но старался держать ее в рамках, которые сам же и устанавливал (здесь сказывалась классицистическая традиция). Вместе с тем в процессе творчества он забывал об ограничении, давая волю воображению. Так в постоянном сочетании противоположных стремлений рождались его произведения, в том числе такие шедевры, как романы «Красное и черное» и «Пармский монастырь».
Так кем же в конце концов был Стендаль - романтиком или реалистом? Очевидно, единственным подходящим ответом может быть такая: и романтиком, и реалистом. Эти два направления сочетались в его творчестве, трансформируясь в неповторимый индивидуальный стиль, которому невозможно отказать в целостности и органичности. Вместе с тем надо признать, что реалистическая основа творческой эволюции писателя приобретала ведущего содержания и значения.
Первое художественное произведение Стендаля, роман «Арманс», вышел в 1827 p., во времена всеобщего увлечения историческим романом, которое во Франции пришлось на 20-е годы XIX ст. Это был роман о современности, более того, - о настоящем, что отмечалось и в подзаголовке: «Сцены из жизни парижского салона 1827 г.». Однако следует заметить, что приведенный подзаголовок отражает лишь одну из двух основных тем произведения, которую можно определить как социально-бытовую. Второй психологической темой романа является история любви двух молодых людей, но невозможной любви. И невозможной не потому, что перед влюбленными встают непреодолимые социальные или семейные преграды, а из физиологических причин. «Арманс» - это любовно-психологический роман нового типа, построен на физиологической коллизии любовной драмы, что, как и глубокие социологические анализы, не было воспринято тогдашними читателями и критиками.
Роман «Люсьен Левен» Стендаль писал уже после Июльской революции, в 1834-1835 гг., когда французское дворянство было отодвинуто в тень и к власти пришли активные и циничные дельцы, для которых темные аферы и грязные политические интриги были родной стихией. Безоговорочное господство меркантильных интересов, коррумпированность чиновников, голодные рабочие и единичные энтузиасты-интеллигенты, которые тоже страдают от нищеты, - таким предстало перед писателем общество после «славных июльских дней». И Стендаль поставил себе цель изобразить его как можно достовернее, в стиле, что в наибольшей степени вписывается в контекст реалистической литературы XIX в.