ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Новейшая история зарубежной литературы

ЛИТЕРАТУРА АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТРАН

Гарольд Пинтер (род. 1930 г.)

 

Г. Пинтер - драматург, поэт, актер, сценарист, кинокритик, театральный режиссер, политический активист и памфлетист, он активно заявил о себе, начиная с 1957 года как в Англии, так и в Европе.

Родился Гарольд Пинтер 10 октября 1930 года в северо-восточной части Лондона и был единственным ребенком в семье. Во время обучения в школе «Хакни Даунс» попал в группу интеллектуально развитых, энергичных одноклассников и преподавателей, которые увлекались театром и разделяли антифашистские взгляды.

После окончания школы будущий поэт поступил в Королевскую академию драматического искусства, но оставил ее. На то время он уже был убежденным пацифистом, поэтому отказался от службы в армии, за что в 1949 году он был дважды осужден к уплате штрафов. Именно тогда сформировались левые убеждения, которые Пинтер не раз заявлял в последующие годы как публично, так и в своих пьесах. Его актерская карьера началась в 1951 году в Ирландии, в старомодной путешествующему театральной труппе под руководством Енью Максмастера. Через два года Г. Пинтер перешел в труппу Дональда Вульфіта, которая отдавала предпочтение классическому репертуару.

В конце 50-х годов XX в. о нем все больше стали говорить как о талантливом драматурге, а в начале 60-х годов он уже имел репутацию одного из лучших. В этот же период Гарольд впервые заявил о себе как успешный театральный режиссер, актер, поэт и блестящий полемист.

Первую пьесу молодого автора - «Комната» - поставили в мае 1957 года студенты факультета драмы Бристольского университета.

Ныне Г. Пинтер стал одним из лучших драматургов англоязычного мира XX вв. Считают, что он стал основателем нового драматического стиля, известный под названием «комедия угрозы», а театры, которые его исповедуют, определяли термином «пінтереск» (сочетание слов Пинтер и гротеск). Пінтереск - театры также часто определяли другим популярным термином - «театр абсурда». Там ставили пьесы самого автора и его последователей, в которых столкнулись персонажи, которые были (а, возможно, и не были) олицетворением страхов и неуверенности.

В общем Пинтер написал 32 пьесы - от первого «Номера», написанной еще в 1957 году, до последней, созданной в 2000 году, «Воспоминания о вещах, которые истекли». Среди его самых известных пьес- «Сторож» (1960), «Коллекция» (1962), «Любовник» (1963), «Возвращение домой» (1965), «Предательство» (1978). Г. Пинтер говорил: «Я не знаю, как музыка может влиять на творчество, но для меня невероятно большое значение имеют джаз и классическая музыка. Я все время чувствую дух музыки во время написания своих произведений».

Театральные критики разделили его творчество на три больших периода:

- ранний (60-е годы) - критический и язвительный;

- средний (70-е годы) - лирический;

- последний (90-е годы) - политизированный.

Последняя пьеса кинокритика - «Воспоминание о прошлом» была написана в 2000 году. Спектакль по этому произведению поставлена в лондонском Национальном театре.

В 2003 году драматург издал сборник стихов «Война», в которой осудил иракско-американский вооруженный конфликт. Сборка была удостоена поэтической премии имени Вилфреда Елена.

Среди самых известных стихотворений Гарольда Пинтера стало стихотворение «Призрак».

 

На горле пальцы слышал мягкие -

Казалось, кто-то душит меня.

Слышал губы томные и твердые -

Казалось, кто-то целует меня.

Кости жизни моего аж трескались,

Я же в глаза заглянул мельком

Удивленно - его лицо

Такое же сладкое и зловещее.

Он не смеялся и не плакал -

Широкие глаза, кожа белая.

Я не смеялся и не плакал -

Только щеки его коснулся.

(перевод Ивана Андрусика и Екатерины Борисенко).

 

Гарольд Пинтер неоднократно появлялся на киноэкране как актер. Он также написал 24 киносценарии, 17 из которых экранизированы. Политика и межчеловеческие конфликты в условиях классового общества - это ведущие мотивы лучших его кинопроизведений: «Несчастный случай», «Посредник», «Меморандум Квіллера», «ВНОй дня», «Комфорт чужаков», «Остатки дня», «Пожиратель тыкв», «Измена».

Весной 2005 года 74-летний писатель объявил о том, что больше не намерен писать пьесы, однако продолжит работать в других жанрах, прежде всего в поэзии.

Критики отмечали, что Г. Пинтер умел непревзойденно воспринимать, анализировать и перерабатывать в своих произведениях обыденную человеческую болтовню, которую воВНОсил до поэтических высот, демонстрировал неспособность людей объясниться за чрезмерной болтовни, сказать друг другу самое главное. С другой стороны, автор вложил бы в банальные предложения своих героев глубокие философские значения. Как сказал один британский критик, «в пьесах Пинтера изображена самая большая борьба XX века - между примитивной яростью, с одной стороны, и либеральной великодушием - с другой».

В 2005 году шведская королевская академия наук объявила Гарольда Пинтера Нобелевским лауреатом. Премия стала венцом его писательской деятельности. В общем он имел одну из крупнейших в мире коллекций с раВНОобразных литературных наград, в частности Шекспировской премии за литературную деятельность (Гамбург), Европейской литературной награды (Вена), награды Пиранделло (Палермо), Британской литературной премии им.. Девиза Коена, премии им. Лоуренса Оливье и Мольеровской награды за вклад в драматургию. У себя на родине писатель еще в 1966 году был награжден Орденом Британской Империи, а несколько лет назад королева Елизавета II присвоила ему рыцарский титул, от которого тот отказался. Пинтер номинировался на «Оскара» за сценарий фильма «Женщина французского лейтенанта» (1981).

Также в ноябре 2005 года он был награжден золотой медалью европейского общества имени Франца Кафки.

В России драматургическое творчество Пинтера стала известной в 90-е годы за постановками Владимира Мирзоева, Юрия Бутусова и Юрия Погребничко.

Особенности творческого метода Г. Пинтера:

• применение нового драматического стиля - «комедии угрозы»;

• персонажи - носители олицетворение страха и неуверенности;

• подъем процесса человеческого общения до поэтических высот;

• незначительное количество действующих персонажей (2 или 3);

• использование подтекста;

• простота фабулы.