ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Зарубежная литература 8 класс

ЧЕЛОВЕК И его МИР В ДРЕВНИХ ЛИТЕРАТУРАХ

 

ИЗ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЛИРИКИ

 

 

Умей познать изменения в человеческой жизни.

Архилох

После гомеровского эпоса литературная пальма первенства в Элладе перешла к лирики (VII-VI вв. до н. э.). Греков начали интересовать не только идеализированные события древности, но и внутренний мир человека, который значительно лучше воплощается в лирической поэзии, чем в эпических поэмах.

Термин «лирика» происходит от слова «лира», потому что сначала эллины исполняли стихи в сопровождении музыкальных инструментов (прежде всего лиры). По мифу, первую лиру для Аполлона изготовил Гермес из панциря черепахи. Позже она попала в легендарного певца Орфея, а после его смерти морские волны принесли ее к острову Лесбос, родине известной поэтессы Сапфо, где лира хранилась в храме, а затем Зевс превратил ее в созвездие Лиры.

Первоначально эллины называли лирическую поэзию мелікою (от греч. том- los - песня), где музыка и тексты сливались воедино, дополняя друг друга. Записывать меліку в Элладе стали от VIII в. до н. э. Однако мелодии никто не фиксировал, поэтому мы можем только представлять, как божественно звучала эллинская поэзия в совершенном музыкальном сопровождении, ведь о мелодичность греческого языка составляли пословицы.

Современные литературоведы разделяют эллинскую лирику на две основные раВНОвидности: песенную (співалася в сопровождении музыкальных инструментов) и декламационную (декламировалась сначала часто, а потом и вовсе без музыки).

Меліку условно разделяли на сольную и хоровую. Сольная меліка исполнялась солистом, а хоровая - хором. Однако это достаточно условно, поскольку, например, гимны могли выполняться как солистом, так и хором, как а капелла, так и под звуки лиры. К меліки эллины относились чрезвычайно серьеВНО. Так, рабам запрещалось ее выполнять под страхом смерти (наслаждаться настоящей Поэзией могла только свободный человек, а не раб!). А декламационную лирику эллины вообще не считали за поэзию. Однако современные литературоведы относят жанровые раВНОвидности декламаційної лирики (элегию и ямбы) именно к лирике. Основные раВНОвидности эллинской лирики можно представить в виде схемы:

 

Эллины так любили музыку, что даже декламационную лирику часто выполняли в инструментальном сопровождении. Правда, эти инструменты были не такими благозвучными, как лира. Так, ямбы могли выполнять под лязг металлической пластинки, привязанной к подошве исполнителя, которой тот отбивал ритм по камню. Иногда выполнение ямбов сопровождалось резкими звуками дудки - ямбіке. Отсюда - одно из толкований происхождения (этимологии) слова «ямб». Иное толкование происходит от имени служанки Ямбы. По мифу, она грубыми шутками рассмешила даже неутешительную богиню Деметру, которая разыскивала свою дочь Персефону. Эта ориентированность на резкость, грубость согласуется с обличительным характером многих произведений ямбічної поэзии. Ведь в Элладе ямбами называли обидные или шуточные стихи (сейчас же ямб - стихотворный размер). «Отцом» ямбов считается Архилох, хотя не он изобрел этот жанр, который издавна употреблялся в эллинском фольклоре.

Еще одним жанром декламаційної античной лирики была элегия, развитие которой в античной литературе связан с именами поэтов Тіртея, Горация, Овидия и др.