ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

Фредерик Стендаль 1783 - 1842

 

Вехи жизни, вехи творчества

 

Участие в романтическом движении

 

Как уже отмечалось, Стендаль был активным участником романтического движения и борцом за создание «нового искусства» во Франции. Известный критик Ш. де Сент-Бев назвал его «гусаром романтизма», имея в виду то, что в тогдашней военной тактике гусарские полки были передовыми отрядами войска, которые завязывали бои. Сам художник, как и его младший друг и единомышленник П. Мериме, считал себя «настоящим романтиком». На это действительно были основания, ведь оба писатели придерживались в своем творчестве некоторых принципов романтизма.

Подробности. Так, убежденность Стендаля в том, что предметом искусства современности должна быть духовная и эмоциональная жизнь человека, вписывается в общую стратегию романтизма, который сконцентрировал художественную внимание на внутреннем мире личности, открыл «субъективную человека» в ее глубине, сложности и неоднозначности. Эти тенденции присущи и творчеству Стендаля, наиболее полно и интенсивно воплотились в его вершинных романах «Красное и черное» и «Пармский монастырь». Другим принципиально важным аспектом эстетико-художественной программы писателя, вводит ее в общее русло романтизма, является предоставление преимущества выражению над изображением, в широком понимании означало отход от «подражательных» художественных систем предыдущих эпох.

Знакомство Стендаля с романтизмом произошло в первый итальянский период его жизни и творчества (1814-1821), когда он самоопределился как художник. В Италии писатель общается с молодыми итальянскими романтиками и сообщает друзьям, что «в Милане происходит ожесточенная борьба между романтиками и классиками... Я - безумный романтик, то есть я за Шекспира и Расина, Байрона и против Буало». Стоит отметить, что итальянский романтизм оказался особенно близким Стендалю и оказал на его творчество огромное влияние.

Вернувшись во Францию в 1821 г., Стендаль активно включается в литературную борьбу. В 1823 и 1825 гг. он издает двумя брошюрами литературный манифест «Расин и Шекспир», в котором подвергает безоговорочной критике классицизм и выступает ярым поборником романтизма. Правда, в понятие «романтизм» Стендаль вкладывал смысл, который в существенных моментах не совпадал с общепринятым во французских романтиков. Писатель называл его, как это принято у итальянцев и англичан, «романтицизмом», чтобы отграничить от консервативных мистических течений, распространенных во французском романтизме. Романтизм для Стендаля - это прежде всего искусство современности, выражающего ее содержание и дух, тогда как классицизм - это искусство прошлого, «маркизов XVII в. в расшитых камзолах». «Романтизм, - пишет он, - это искусство давать народам такие литературные произведения, которые при современном состоянии их обычаев и верований могут доставить им наибольшее наслаждение. Классицизм, наоборот, предлагает им литературу, которая доставляла наибольшее наслаждение их прадедам» .

Чтобы быть романтиком, утверждал Стендаль, надо быть смелым, собственно, надо быть новатором, открывать новые пути в искусстве, уметь рисковать, находить новые средства и формы выражения - в отличие от осторожного классициста, который ни на шаг не отступает от незыблемых правил и авторитетных наставлений. Писатель решительно отрицал существование неизменных для всех времен и народов идеалов и образцов искусства, то есть его вневременных канонов, заявляя, что «существует столько идеалов прекрасного, сколько разных форм носа и разных характеров».