РОМАН РАННЬОМОДЕРНІСТСЬКОЇ СУТОК
ОСКАР УАЙЛЬД (1854-1900)
Зрителя, а не жизнь - вот что, собственно, отражает искусство.
О. Уайльд
Жизненный и творческий путь
Есть люди, которые, промайнувши словно метеор на небосклоне, исчезают, чтобы остаться в людской памяти яркой звездой. Таким был Оскар Уайльд - «король жизни», «принц парадокс», как называли его современники. Кажется, его жизнь была олицетворением XIX ст. Недаром же сам писатель считал, что ему, ребенку XIX ст., в веке новом, XX, делать нечего. Когда друзья в его последний день рождения пожелали имениннику долгих лет жизни, Уайльд улыбнулся и сказал: «Я уже не переживу нашего века. Пойду вместе с ним. Мы были созданы друг для друга, а будущему веку я не смог бы дать ничего нового...»
Оскар Фингал Флаерті Уилса Уайльд родился в не самой знаменитой в середине XIX в. дома Дублина. Там жила семья известного врача, отца современной отологии (науки о болезнях уха), сэра Уильяма Уайльда. За успехи в медицине он получил титул баронета, а среди его пациентов были лица королевской крови. Своего сына сэр Уильям Уайльд назвал Оскаром, поскольку такое имя имел его бывший пациент - король Швеции. Мать Оскара, внука известного английского писателя Чарльза Мэтьюрина, в свое время была деятельницей ирландского национально-освободительного движения, собирала кельтский фольклор (как и ее выдающиеся земляки Роберт Берне и Вальтер Скотт) и писала стихи, а свою родословную выводила аж от великого Данте Алигьери! Поэтому детство у будущего писателя было интересным: познавательные путешествия с отцом по Ирландии (сэр Уильям имел хобби - археологию), бурные собрания любителей словесности в популярном литературном салоне его матери, учеба в одной из лучших школ страны. Письма его матери были пересыпаны жемчужинками парадоксального юмора (поэтому, видимо, знаменитая парадоксальность Оскара Уайльда унаследованная генетически). Вот фрагмент одного из этих писем: «Оскар, дорогое мое дитятко, не рви одежды. Ведь порванная одежда еще не является признаком гениальности». Итак, «гениальность» будущего писателя программировалась с детства. Правда, как раз про одежду юному Оскару напоминать было лишним, поскольку его требовательна и даже преувеличенное внимание к своему внешнему виду вошла в историю.
Оскар Уайльд хорошо учился в школе, а дублинский колледж Троицы (Тринити-колледж) закончил с отличием. Затем учился в колледже св. Магдалины в Оксфорде. Унаследовав от отца трудолюбие, а от матери - изысканный эстетический вкус, Оскар Уайльд постоянно получал на конкурсах стипендии для дальнейшего обучения (как в Тринити-колледже, так и в Оксфорде), таким образом освобождая родителей от существенных финансовых затрат. Да и в течение дальнейшей жизни он постоянно самосовершенствовался: много читал, был в курсе новостей культурной жизни, хорошо ориентировался в мировой литературе, изучал и высоко ценил народное песенное творчество, со знанием дела и глубоким уважением писал о художественное мастерство О. де Бальзака, Л. Толстого и Ф. Достоевского.
Именно в Оксфорде будущий писатель интересовался античной литературой и культурой, итальянским искусством и блестящими лекциями Джона Рескіна1 об искусстве. Под их влиянием Уайльд увлекся идеями «эстетического движения, проповедовал необходимость возрождения красоты в повседневной жизни как средства преодоления практицизма буржуаВНОго общества (не модификация той самой формулы о «красоте, которая спасет мир»?). Впоследствии Оскар Уайльд писал Джону Рескіну: «У Вас есть что-то от пророка, от священника, от поэта; к тому же боги наделили Вас таким красноречием, которым не наделили никого другого, поэтому Ваши слова, полные пламенного чувства и чудесной музыки, заставляли глухих среди нас услышать, а слепых - прозреть». Оксфорд на то время был своеобразным клубом аристократической и состоятельной молодежи. Чтобы жить так, как оксфордская «золотая молодежь», Уайльд средств не имел, поэтому и выбрал путь уединения и поиска красоты.
Оскар Уайльд
1 Рескин Джон (1819-1900) - английский теоретик искусства, художественный критик, который выступил против цивилизации, враждебной искусству, которое воспринимал как синтез природы, красоты и нравственности; призвал к возрождению «творческого» средневекового ремесла и коллективной организации художественного творчества.
Nota bene
Дендизм - бытовое явление эстетического плана, представленное в европейской литературе первой половины XIX века. Возник в Англии в конце XVIII - начале XIX в. как форма борьбы аристократии с энергично наступающей буржуазией в сфере быта и мировоззрения. Стремлению буржуа придерживаться устоявшихся моральных норм и вкусов дендизм противопоставлял культ своеобраВНОй личности, враждебной всему банальному, тривиальном, а несколько грубоватом буржуаВНОм комфорта - утонченную изысканность внешности, манер и обстановки.
Представители дендизма справедливо возражали вульгарное понимание этого термина как «искусства связывать галстук»: щегольству, склонности к изысканности в одежде, ведь это целое мировоззрение, главным в котором была идея о естественном неравенстве людей в сфере изящного. Политической победе буржуа протиставлялась «эстетическая победа» аристократов.
Из Англии дендизм распространился в Европе, становясь, например, во Франции своеобразным эстетическим вызовом» власти буржуа (вроде Пьера Ругона), а в России - военно-бюрократического абсолютизма. Он привлек внимание писателей. Оксфорде он дебютировал как писатель. Его сборник «Стихотворения» (1881) имела большой успех у читателей. Ранняя поэзия Уайльда изящно орнаментированная, шлифованная, в ней присутствует сильное влияние французского символизма. Примерно тогда же были написаны лирические, возвышенные по стилю и содержанию сказки «Счастливый принц», «Соловей и роза», «Молодой король», которые и сейчас являются любимыми среди детей.
Еще учась в Оксфорде, Уайльд посетил Грецию и Италию. Он был поражен красотой этих стран, а особенно - культурным наследием античного мира. Тогда же за поэму «Равенна» он получил престижную Ньюди - гейтську денежную премию, которую основал сэр Роджер Ньюдигейт в XVIII в. для студентов Оксфордского университета - победителей ежегодного конкурса поэм. В свое время эту же премию получил и Уайльдів кумир Джон Рескин, о котором впоследствии он сказал: «Благодаря магии своей личности и музыке своих слов Рескин познакомил нас в Оксфорде с тем опьянением красотой, которое составляет тайну эллинского духа, и с тем порывом к творческой силы, что составляет тайну жизни».
Окончив Оксфордский университет (1879), Уайльд переехал в Лондон. Квартира в богемном районе, скудная и плохо меблированная, была для него лишь местом ночлега.
Однако первый выезд юношу в мир запомнился надолго. Ведь он стал ярым сторонником дендизма, а свой выходной костюм сам называл «второй после Лютера1
1 Мартин Лютер - пастор, великий реформатор христианской церкви, а его эпоха названа «эпохой Реформации». Историки считают, что лютеранская проповедь не только дала толчок, но и была поворотным моментом в зарождении, определив дух Нового времени. Следовательно, эта фраза О. Уайльда - тоже одно из проявлений его тонкого, парадоксального юмора. Крупной реформой»: короткий бархатный жакет, рубашка из мягкой ткани с откидным воротником, длинная галстук, атласные штаны до колен, шелковые чулки, неглубокие туфли с серебряными пряжками, на голове берет, лимонного цвета перчатки, а в руках - подсолнечник. И это тогда, когда традиционная одежда джентльмена был консервативным и подчеркнуто простым - черный фрак! Писатель стал законодателем моды: в газетах довольно подробно описывались его жилеты, а крой брюк Оскара иногда оттеснял на второй план политические новости на газетных полосах. В жизни он строго придерживался эстетического принципа: «Нужно или самому быть произведением искусства, или носить произведение искусства на себе».
К тому же Уайльдом стали «угощать» посетителей аристократических салонов: «Приходите обязательно, не пожалеете - сегодня у нас обещал быть этот ирландский весельчак!»
Будущий писатель зарабатывал на жизнь газетными статьями. Однако он считал себя не журналистом, а учителем эстетики, и скоро стал олицетворением эстетизма. Карикатуры на Уайльда постоянно появлялись в газетах, в некоторых пьесах его узнавали в образах шутов, а успех его первого сборника объясняли не качеством стихов, а знаменитым беретом и карикатурами.
Однако гонорар за сборник «Стихи» закончился очень быстро, работать в газетах не хотелось, и «принц парадокс» согласился на неожиданное предложение одного лондонского театра, который поставил оперетту, в одном из персонажей которой лондонцы узнавали самого чудака-эстета Оскара Уайльда. Спектакль в столице Великобритании стала чрезвычайно популярной, и труппу пригласили в Америку. Однако руководство театра понимало, что об эстетизме за океаном ничего не знали, поэтому и не все сюжетные ходы и шутки этого спектакля. Так, Стендаль в «Красном и черном» изображает тип русского денди - князя Коразова, который преподает Жюльена Сорелю правила «высшего " дендизма», которые заключались в том, чтобы ничему не удивляться, поражая неожиданностью, самому быть невозмутимым; уходить, как только достигнут нужный эффект.
Дендизм привлек внимание Пушкина, а образ Евгения Онегина можно считать одним из самых совершенных его воплощений в мировой литературе. Об этом свидетельствует и воспитания героя, и его книжные вкусы, и весь жизненный уклад, и ранняя пресыщенность жизненными удовольствиями и даже изысканная нарядность:
Достал мой Онегин свободу,
Остригся под последнюю моду,
Как dandy тот причепуривсь
И в круге высшем явился.
Перевод М. Рыльского
Поэтому своеобразие и изящество культурных интересов, тщеславие, надменная независимость и культ собственной личности (только в эпилоге романа Онегин переживает личную драму и перерождается) - все это создает законченный образ европейского денди.
Во второй половине XIX ст., уже в другой социально-экономической обстановке, попытки возрождения дендизма были осуществлены в Англии Оскаром Уайльдом. Во Франции денди был Шарль Бодлер.
могли должным образом оценить. Тогда писателю предложили поехать в Америку, чтобы прочитать там лекции по эстетике и еще показать себя как «живую иллюстрацию» к упомянутой оперетты. За свои стихи Уайльд был удостоен почетного звания «профессора эстетики», что дало ему возможность выступать в роли лектора в Новом Мире.
«Не хотите что-нибудь задекларировать?» - спросили его пограничники. «Ничего, - ответил будущий лектор в своей привычной манере, - кроме своей гениальности». Конечно, это было нескромно, но он нисколько не преувеличивал, поскольку уже первая лекция в Нью-Йорке («Ренессанс английского искусства») сделала его знаменитым. «Мы тратим свою жизнь на поиски ее смысла, - завершил свое выступление заокеанский эстет. - Так вот запомните: смысл жизни - в искусстве!» Зал взорвался аплодисментами.
А в Бостоне местные денди - несколько десятков студентов из Гарварда - перед выступлением Оскара Уайльда пришли в зал в смокингах, коротких бриджах, париках с зелеными лентами и с подсолнухами в руках. Они хотели поразить его, «скопировав» манеру одеваться. Уайльд спокойно вышел на сцену и начал читать лекцию, а затем, бросив беглый взгляд на «американских денди», произнес с едва скрытой иронией: «Я впервые буду просить Всевышнего избавить меня от последователей!»
Однако наибольший успех он имел в отдаленных штатах, где выступающего тогда могли даже убить за то, что он, например, повернулся спиной к залу. Зато Уайльдом публика была в восторге, особенно импонировала людям манера лондонского денди общаться без спеси с простым народом: лесорубами, ковбоями, шахтерами. Однажды горняки даже пригласили его на пир... под землей, и он согласился. И так запанибрата с простым людом общался тот же Уайльд, который в свое время после постановки своей пьесы вышел на сцену лондонского театра с сигаретой в зубах и заявил шокированной аристократической «шелково-бриллиантовой» публике: «Я понимаю, что с моей стороны неучтиво курить в вашем присутствии. Однако с вашей стороны невежливо отвлекать меня, когда я курю». Поэтому знаменитые дендизм и снобизм Уайльда были ничем иным, как позой, неким щитом, которым он прикрывал свою ранимую душу.
Nota bene
Эстетизм возник в Англии в конце XIX в. как реакция на сдержанный стиль викторианской эпохи. Философским основанием зарождения таких взглядов была идея «искусства ради искусства», что существовала еще с античных времен. Представители эстетизма не только возвышали искусство и провозглашали его само - ценность, но и даже рассматривали его как первичное по отношению к жизни.
Эстетизм был своеобразным противовесом реализма, который ориентировал художников преимущественно на решение социальных проблем. На его формирование повлияли философские идеи Джона Рескіна и Уолтера Пейтера, а самым ярким художником-практиком был Оскар Уайльд. Эстетическая теория изложена в его книге «Замыслы» (1891), а диалогический вступление к ней - «Упадок искусства лжи» - стал своеобразным манифестом этого художественного явления. В нем освещается спор о кризисе в искусстве и пути выхода из нее. Сирил призывает вернуться к природе, подражать ее в искусстве. Зато Вивьен отрицает правдивость реалистических произведений, считает, что жизнь подражает искусству. Искусство является самодостаточным и самоценным эстетическим явлением, которое не укоренено в действительности и не содержит никаких моральных установок. «Картина не имеет никакого другого смысла, кроме собственной красоты», - заявил Уайльд.
В перерывах между лекциями Уайльд интенсивно работал. В США он издал мелодраму «Вера, или Нигилисты» (1882), где воплощены бунтарские настроения молодого писателя, а также стихотворную трагедию «Герцогиня Падуанська» (1883). Выдающийся ирландец побывал в Кэмдене, где жил Уолт Уитмен. Эту встречу Оскар Уайльд оценил так: «Я пришел туда как поэт, чтобы пообщаться с поэтом». Уитмен встретил его в старом халате и пригласил в комнаты, загроможденной газетами и журналами. Не найдя свободного стула, Уайльд так и остался стоять. А потом невестка Уитмена угостила его вином из бузины. Впоследствии Уайльд скажет: «Если бы это был даже уксус, я выпил бы его без колебаний, так я склоняюсь перед великим стариганом».
Вообще же Оскар Уайльд имел в США бешеный успех, недаром же он шутливо похвастался своему знакомому: «Америку я уже цивилизовал - остались только небеса!»
После возвращения из Америки писатель ненадолго приехал в Лондон, а затем - в Париж, где познакомился и был признан самыми яркими деятелями мировой литературы: Полем Верленом, Эмилем Золя, Виктора Гюго, Стефаном Малларме.
В личной жизни Уайльда тоже произошли изменения: он женился и стал отцом двух сыновей. В 1886 г. Уайльд писал рассказы, позже - сказки.
Трудно представить тогдашний лондонский высший свет без блестящих монологов Уайльда. Видимо, они и привлекали внимание к его книгам, а не наоборот. О нем говорили: если когда-нибудь был человек, который говорил как боги, - то это Оскар Уайльд. Однако успех главной книги его жизни - «Портрет Дориана Грея» - сначала был небольшим. Настоящее признание и немалые деньги принесли писателю комедии, которые шли с неизменными аншлагами не только в Англии, но и в Америке.
Отметим, что, как драматург, Оскар Уайльд внес значительный вклад в обновление английского театра второй половины XIX века. Его деятельность была актуальной хотя бы потому, что после творчества гениального В. Шекспира в английской драматургии ставятся высокие требования, поэтому перед художниками - практиками стояла «высокая планка». К тому же в этой сфере был определенный застой. Итак, Уайльд взял на себя нелегкую роль обновляемая драматургии, сместив акцент драмы с легкой развлекательности на постановку важных жизненных проблем (впоследствии эту же тенденцию блестяще продолжил его земляк, тоже мастер парадокса, Джордж Бернард Шоу, разработчик «драмы-дискуссии»), В комедиях «Веер леди Уіндермір» (1892), «Женщина, не стоящая внимания»- (1893), «Как важно быть серьезным» (постановка - 1895 p., опубликования - 1899 p.), а особенно самой известной из них - «Идеальный муж» (1895) писатель гениально высмеял мещанскую викторианскую мораль, а также фальшь и ничтожество «высшего света». Так, в комедии «Идеальный муж» авантюристка миссис Чівлі шантажирует помощника министра иностранных дел аристократа Роберта Чільтерна, который очень гордится своей незапятнанной репутацией. Однако впоследствии оказывается, что он сделал карьеру, продав государственную тайну и получив таким образом «стартовый капитал» (вспомним грязные средства карьерного роста французских буржуа Ругонов в романе Е. Золя). Вдруг в жизни Оскара Уайльда все пошло кувырком. Осенью 1891 г. он познакомился с Альфредом Брюсом Дугласом. Странная дружба этих людей и до сих пор не совсем понятна. Известно только, что во время судебного процесса над Уайльдом мать и брат Дугласа были на стороне писателя и даже обещали возместить все расходы. Однако отец Альфреда, лорд Куинсберри, постоянно устраивал ему сцены. За оскорбительный, не без давления Альфреда, Уайльд подал иск в суд, который оправдал лорда Куинсберри, а тот, в свою очередь, подал встречный иск на Оскара Уайльда.
Ad Fontes
Парадоксы от Оскара Уайльда
• Любовь к самому себе - это начало романа длиною на всю жизнь.
• Женщины обладают удивительной интуицией: они пронюхують абсолютно все, кроме всего, что известно всем.
• В Англии человек, который дважды в неделю не разглагольствует на моральные темы перед большим безнравственной аудиторией, не может считаться серьезным политиком.
• Мода - настолько невыносимая раВНОвидность уродства, что ее приходится менять каждые полгода.
• Джентльмен - это человек, который никогда не оскорбит ближнего непреднамеренно.
• В Англии с Америкой все одинаковое, кроме, конечно, языка.
Оскар Уайльд
Писателю советовали уехать из страны, но он, наверное, не веря в то, что его могут бросить в тюрьму, или по каким либо другим причинам, остался в Англии. Во время судебного процесса Уайльд потерял все: театры сняли с репертуара его пьесы, сыновья вынуждены были покинуть школу, кредиторы растащили имущество. Приговор - два года тюрьмы и тяжелые работы - толпа, собравшаяся у дверей суда, встретила восторженно.
Эти два года для Уайльда стали ужасными: голод, издевательства и унижения были неотъемлемой частью тюремной жизни. К тому же условия пребывания в тюрьме и равнодушие врачей не дали возможности вылечить болезнь уха, что сопровождалась болью и грозила глухотой (впоследствии Уайльд напишет об этом в письме английских чиновников). 19 мая 1897 г. писателя уволили выплатив, как на посмех, заработанные им півсоверена. Друзья собрали почти 800 фунтов, и если бы Уайльд мог вернуться к полномасштабной литературной деятельности, этого было бы достаточно. Однако в таком морально - психологическом состоянии он смог лишь на своеобразную исповедь - «Балладу Редінзьког тюрьмы», напечатанную сначала анонимно, и письма о жестокости режима в английских тюрьмах... Его исповедь «Dе Profundis» была опубликована уже после смерти писателя (1905).
Из-за финансовых трудностей Уайльд согласился на помощь бывшей жены, которая сменила фамилию и все боялась, чтобы никто не узнал о ее прошлые семейные отношения с Оскаром. Ведь когда их старший сын случайно прочитал в газете о родителях судебный процесс, он замкнулся в себе. С тех пор никто уже не видел улыбки на его лице... После выхода из тюрьмы Уайльд тоже сменил свою фамилию и стал называть себя Себастьяном Мельмотом - так звали героя известного произведения его прадеда Мэтьюрина «Мельмот Скиталец».
На всю оставшуюся жизнь приготовило писателю горький «парадокс» - сын ведущего врача-отолога Великобритании умер от болезни уха. Последние годы жизни Уайльд не покидал Париж, живя там на деньги своих друзей. Даже умирая (это произошло ЗО ноября 1900 p.), он остался создателем блестящих афоризмов: «Я умираю, как и жил: не по средствам...»
Оскар Уайльд. 1882 г.