XX - НАЧАЛО XXI ВЕКОВ
Постмодернизм
Постмодернизм -
идейно-художественное направление, которое в последние десятилетия XX в. приходит на
смену модернизма. Это направление - продукт постиндустриальной эпохи, эпохи распада
целостного взгляда на мир, разрушение систем мировоззренчески-философских,
экономических, политических.
Впервые термин «постмодернизм» упоминается
в работе немецкого философа Рудольфа Панвіца «Кризис европейской культуры»
(1914), но распространился он только в конце 1960-х гг. сначала для обозначения
стилевых тенденций в архитектуре, направленных против безликой стандартизации, а
вскоре - в литературе, живописи и музыке (поп-арт, «новый реализм», гепенінг
т.п.).
Как философская категория срок
«постмодернизм» получил распространение благодаря философам Жаку Деріда, Жоржу Батаю,
Мишелю Фуко и, особенно, в книге французского философа Жана-Франсуа Лиотара «Состояние
постмодерна» (1979).
Постмодернисты, благодаря горькому
историческом опыте убедились в суете попыток улучшить мир, потеряли
идеологические иллюзии, считая, что человек лишен возможности не только изменить мир,
а и постичь, систематизировать его, что событие всегда опережает теорию. Прогресс
признается ими лишь иллюзией, появляется ощущение исчерпанности истории,
эстетики, искусства. Реальным считается варьирование и сосуществование всех (и
древнейших и новейших) форм бытия.
Принципы повторяемости и совместимости
превращаются в стиль художественного мышления с присущими ему чертами
эклектики, тяготением к стилизации, цитирование, переиначивание, реминисценции,
аллюзии. Художник имеет дело не с «чистым» материалом, а с культурно освоенным,
ведь существование искусства в предыдущих классических формах невозможно в
постиндустриальном обществе с его неограниченным потенциалом серийного
воспроизведение и тиражирование.
Определяющие черты постмодернизма:
• культ независимой личности;
• тяга к архаике, к мифу,
коллективного бессознательного;
• стремление совместить,
взаємодоповнити истины (порой полярно противоположные) многих людей, наций,
культур, религий, философий;
• видение повседневного реального
жизни как театра абсурда, апокалиптического карнавала;
• использование подчеркнуто
игрового стиля, чтобы акцентировать на ненормальности, ненастоящести,
протиприродності господствующего в реальности образа жизни;
• умышленно причудливое переплетение
разных стилей повествования (высокий классицистический и сентиментальный или грубо
натуралистический и сказочный и др.; в стиль художественный нередко вплетаются стиле
научный, публицистический, деловой и т.д.);
• смесь многих традиционных
жанровых раВНОвидностей;
сюжеты произведений - это легко
замаскированные аллюзии (намеки) на известные сюжеты литературы предыдущих эпох;
• заимствования, переклички наблюдаются
не только на сюжетно-композиционном, и на обраВНОм, языковом уровнях;
• как правило, в постмодернистском
произведении присутствует образ рассказчика;
• ироничность и пародийность.
Американский литературовед Ігаб
Хассан отмечает следующие черты:
• неопределенность;
• фрагментарность;
• деканонізація;
• потеря Я;
• ирония;
• гибридизация;
• карнавальность;
• сконструйованість.
Сравнительная
таблица «модернизм - постмодернизм» за Брайніним - Парсеком
Модернизм
|
Постмодернизм
|
Скандальность
|
Конформизм
|
Антиміщанський пафос
|
Отсутствие пафоса
|
Эмоциональное отрицание предыдущего
|
Деловое отрицания предыдущего
|
Первичность как позиция
|
Вторичность как позиция
|
Оценочное в самоназвании: «Мы - новое»
|
Безоценочное в самоназвании: «Мы -
все»
|
Декларируемая элитарность
|
Недекларована демократичность
|
Преобладание идеального над
материальным
|
Коммерческий успех
|
Вера в высокое искусство
|
Антиутопічність
|
Фактическая культурная преемственность
|
Отказ от предыдущей культурной
парадигмы
|
Выразительность границы
искусство-немистецтво
|
Все может называться искусством
|
Герой литературы постмодернизма -
человек, который чувствует себя «очень неуютно в холодном вселенной» (В. Эко), является
растерянная, уединенная, которая потеряла духовные ориентиры, разочаровалась в идеалах
на прошлой. Постмодернизм обязан своим возникновением развитию новейших
средств массовых коммуникаций - телевидения, видеотехники, компьютерной техники.
Возникнув прежде всего как культура визуальная, постмодернизм в архитектуре,
живописи, кинематографе, рекламе сосредоточился не на отражении, а на
моделировании действительности путем экспериментирования с искусственной реальностью -
видеоклипами, компьютерными играми, диснеевскими аттракционами.
Среди первых выразительно
постмодернистских произведений - романы Умберто Эко «Имя розы» (1980), П.
Зюскинда «Запахи» (1985), Д. Апдайка «Версия Роджерса» (1985), Томаса Пінчона
«Радуга гравитации» (1973).