ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература. Комплексная подготовка к ВНО

XX - НАЧАЛО XXI ВЕКОВ

Постмодернизм

 

Постмодернизм - идейно-художественное направление, которое в последние десятилетия XX в. приходит на смену модернизма. Это направление - продукт постиндустриальной эпохи, эпохи распада целостного взгляда на мир, разрушение систем мировоззренчески-философских, экономических, политических.

Впервые термин «постмодернизм» упоминается в работе немецкого философа Рудольфа Панвіца «Кризис европейской культуры» (1914), но распространился он только в конце 1960-х гг. сначала для обозначения стилевых тенденций в архитектуре, направленных против безликой стандартизации, а вскоре - в литературе, живописи и музыке (поп-арт, «новый реализм», гепенінг т.п.).

Как философская категория срок «постмодернизм» получил распространение благодаря философам Жаку Деріда, Жоржу Батаю, Мишелю Фуко и, особенно, в книге французского философа Жана-Франсуа Лиотара «Состояние постмодерна» (1979).

Постмодернисты, благодаря горькому историческом опыте убедились в суете попыток улучшить мир, потеряли идеологические иллюзии, считая, что человек лишен возможности не только изменить мир, а и постичь, систематизировать его, что событие всегда опережает теорию. Прогресс признается ими лишь иллюзией, появляется ощущение исчерпанности истории, эстетики, искусства. Реальным считается варьирование и сосуществование всех (и древнейших и новейших) форм бытия.

Принципы повторяемости и совместимости превращаются в стиль художественного мышления с присущими ему чертами эклектики, тяготением к стилизации, цитирование, переиначивание, реминисценции, аллюзии. Художник имеет дело не с «чистым» материалом, а с культурно освоенным, ведь существование искусства в предыдущих классических формах невозможно в постиндустриальном обществе с его неограниченным потенциалом серийного воспроизведение и тиражирование.

Определяющие черты постмодернизма:

• культ независимой личности;

• тяга к архаике, к мифу, коллективного бессознательного;

• стремление совместить, взаємодоповнити истины (порой полярно противоположные) многих людей, наций, культур, религий, философий;

• видение повседневного реального жизни как театра абсурда, апокалиптического карнавала;

• использование подчеркнуто игрового стиля, чтобы акцентировать на ненормальности, ненастоящести, протиприродності господствующего в реальности образа жизни;

• умышленно причудливое переплетение разных стилей повествования (высокий классицистический и сентиментальный или грубо натуралистический и сказочный и др.; в стиль художественный нередко вплетаются стиле научный, публицистический, деловой и т.д.);

• смесь многих традиционных жанровых раВНОвидностей;

сюжеты произведений - это легко замаскированные аллюзии (намеки) на известные сюжеты литературы предыдущих эпох;

• заимствования, переклички наблюдаются не только на сюжетно-композиционном, и на обраВНОм, языковом уровнях;

• как правило, в постмодернистском произведении присутствует образ рассказчика;

• ироничность и пародийность.

Американский литературовед Ігаб Хассан отмечает следующие черты:

• неопределенность;

• фрагментарность;

• деканонізація;

• потеря Я;

• ирония;

• гибридизация;

• карнавальность;

• сконструйованість.

Сравнительная таблица «модернизм - постмодернизм» за Брайніним - Парсеком

 

Модернизм

Постмодернизм

Скандальность

Конформизм

Антиміщанський пафос

Отсутствие пафоса

Эмоциональное отрицание предыдущего

Деловое отрицания предыдущего

Первичность как позиция

Вторичность как позиция

Оценочное в самоназвании: «Мы - новое»

Безоценочное в самоназвании: «Мы - все»

Декларируемая элитарность

Недекларована демократичность

Преобладание идеального над материальным

Коммерческий успех

Вера в высокое искусство

Антиутопічність

Фактическая культурная преемственность

Отказ от предыдущей культурной парадигмы

Выразительность границы искусство-немистецтво

Все может называться искусством

 

Герой литературы постмодернизма - человек, который чувствует себя «очень неуютно в холодном вселенной» (В. Эко), является растерянная, уединенная, которая потеряла духовные ориентиры, разочаровалась в идеалах на прошлой. Постмодернизм обязан своим возникновением развитию новейших средств массовых коммуникаций - телевидения, видеотехники, компьютерной техники. Возникнув прежде всего как культура визуальная, постмодернизм в архитектуре, живописи, кинематографе, рекламе сосредоточился не на отражении, а на моделировании действительности путем экспериментирования с искусственной реальностью - видеоклипами, компьютерными играми, диснеевскими аттракционами.

Среди первых выразительно постмодернистских произведений - романы Умберто Эко «Имя розы» (1980), П. Зюскинда «Запахи» (1985), Д. Апдайка «Версия Роджерса» (1985), Томаса Пінчона «Радуга гравитации» (1973).