АНТИЧНОСТЬ
Вергилий «Энеида»
Вергилий, один из величайших
римских поэтов, родился в городке Анды неподалеку от Мантуи (Северная
Италия). Дома Вергилий получил основательное образование, которое завершил в Риме. Юноша
готовился стать адвокатом, но слабое здоровье и недостаток ораторского таланта
помешали этому. Оставаться в столице Вергилий не захотел и вернулся в Анды.
В это время, после убийства Цезаря, в
Римской империи шла гражданская война. Будущий император Октавиан
Август, чтобы заручиться поддержкой воинов, одаривал их конфискованными землями.
Когда Вергилий после обучения вернулся на родину, его дом и участок
земли уже принадлежали сторонникам императора. Поэта защитили друзья. Октавиан
Август вернул Вергилию конфискован особняк и уже никогда не забывал о
него. Благодарность императору Вергилий пронес через всю жизнь и в одном из
своих стихотворений писал об Августе: «Всегда для меня он останется богом».
Творческое наследие Вергилия состоит
из сборника «Буколики», поэмы о полеводство «Георгики» и величественной эпопеи
«Энеида». Все свои произведения Вергилий посвятил императору Октавиану Августу.
Величайшим произведением Вергилия является
монументальная эпопея «Энеида». Вергилий хотел прославить своего покровителя
императора Окгавіана Августа в поэме, которая стала бы одновременно римской «Илиадой»
и «Одиссеей». Но, как это часто бывает в литературе, результат намного превысил
замысел, и дифирамб Августу стал гимном Риму и римлянам.
«Энеида» состоит из двенадцати
книг. В основу поэмы легли мифические рассказы о легендарных предков римлян -
троянцев и их царя Энея, который, согласно легендам, основал на латинском
земле царство, которое стало основой Римского государства.
Главный герой «Энеиды» - троянец
Эней, по мифу был сыном богини Венеры. Выбор героя был для Вергилия не
случайным. Уже во вступлении к поэме «Георгики» поэт обещал написать поэму о подвигах
императора Октавиана Августа. Но впоследствии он оставил этот свой замысел и взялся за
эпопею, которая, связывая мифические рассказы с новым политическим строем, установленным
Октавианом, прославила бы весь римский народ, его легендарных предков и
историю и в то же время преподносила бы и заслуги императора и всего рода Юлиев.
Идеальной для такой цели казалась история странствий и войн троянского героя
Энея, вроде бы основал на латинской земле царство, которое стало основой
Римской державы. Так была создана легенда о родословной римлян от сочетания
итальянцев с потомками троянцев.
Немало знатных римских семей
пытались всевозможными средствами вывести свою родословную от троянцев, а вершиной
национальной гордости было доказать свое происхождение от самого Энея. В частности, на
прямое происхождение от Энея претендовал род Юлиев, к которому принадлежал известный
римский политический деятель, полководец и писатель Гай Юлий Цезарь и усыновленный
им Октавиан. Ведь сын Энея Асканий имел еще второе имя Юл, а доказать, что Юл является
прародителем юлійського рода, не составляло никаких трудностей. Если так, то Юлий
Цезарь и Август - потомки Энея. Эта легенда имела обосновать божественное
происхождение римских императоров, ведь их мифический предок был сыном смертного
Анхіса и богини Венеры.
Как и Ахилл в «Илиаде» Гомера, Эней в
«Энеиде» выступает как идеальный воин. Его отвага и мужество не имеют границ, без
него не может быть победной ни одна битва. Однако образ Энея - качественно новый в
античной литературе. Главным его отличием от предыдущих образов
идеальных героев является то, что он был создан с целью прославления императора. Чтобы
достичь этой цели, в образе главного персонажа нужно было подчеркнуть не
только черты воина, но и другие, по представлениям римлян, идеальные черты. Чтобы
одеть новую римскую власть в пышные одежды, Вергилий в характере Энея пытался
обобщить все положительные моральные качества, присущие героям римской древности.
Кроме храбрости и мужества, среди
важнейших черт Энея, поэт подчеркивает его благочестие. «Благочестивый»,
«набожный» - постоянные эпитеты Энея. Он даже сам представляет себя таким
матери Венере, когда она появилась в образе охотницы:
Я - то благочестивый Эней, что пенатам1
от врага вырвал.
Эней - искренний почитатель богов (он
всегда прислушивается к их советам, никогда не поступает вопреки их воле), и
пламенный патриот (он до последнего бьется за освобождение родного города от
завоевателей-греков, и только просьба Гектора, который является Энею во сне,
заставляет его покинуть Трою), и образцовый гражданин с высоким чувством
обязанности, и нежный семьянин, и человек справедливый и сострадательный к другим.
Привлекают в образе главного героя
сыновние чувства: как добрый сын, Эней не оставляет немощного отца в Трое, а
выносит его из пламени; затем настойчиво стремится попасть в царство Аида,
чтобы увидеться с отцом. Как преданный и любящий муж, Эней возвращается к
охваченной пожаром Трои, чтобы отыскать свою жену Креузу. Эней очень
добросердечный, он полон жалости даже к врагам.
Образ главного героя полон
трагического пафоса, ведь Эней несет на себе высокую божественную миссию - он
должен построить Римскую державу.
...Святые свои вещи
Троя тебе поручает и пенатов; бери их
с собой,
Будешь в них иметь спутников судьбы;
больших ищи им
Стен; ты сам построишь те стены,
проехав море, -
такой
завещание Эней получает от славного Гектора, который все сделал для освобождения
родины и погиб, укрыв себя славой героя. И поэтому все простые человеческие
чувства: любовь к отцу, жены, затем любовь к карфагенской царицы Дидоны
отходят на второй план. Эней - сначала гражданин, а потом уже все остальное.
На протяжении всей поэмы Вергилий подчеркивает, что Эней превыше всего ставит гражданский
обязанность, жертвует личным счастьем ради высших интересов.
Образ Энея питал воображение многих
европейских художников. Это и «парубок моторный» Ивана Котляревского, и скульптура
итальянского мастера Джованни Лоренцо Бернини «Эней несет на спине старого отца,
убегая из Трои» (XVII ст.), и полотно итальянского художника Помпео Батони
«Венера, дарящая Энею доспехи, изготовленные Вулканом», и серия картин
итальянского художника Джамбаттиста Тьеполо «Апофеоз Энея», которыми расписаны
стены Мадридского дворца, и немало других.
«Энеида» четко делится на две
симметричные части, каждая из которых состоит из шести книг: первая часть -
рассказ о блуждании Энея, подобная «Одиссеи», вторая - описание боев в Италии,
которая напоминает «Илиаду» Гомера. Использование в качестве образца Гомеровых поэм не было
плагиатом, как бы это восприняли сейчас. Для античных поэтов «Илиада» и «Одиссея»
были непревзойденными образцами эпоса, и каждый следующий поэт считал признак
хорошего вкуса продолжать гомеровские традиции, следовать в большей или меньшей
степени мотивы и образы, віршову технику легендарного поэта.
В «Энеиде» находим немало
параллелей с гомеровским эпосом. Как в «Илиаде» Троянская война началась
за то, что Парис похитил жену ахейского царя Менелая Елену Прекрасную, так
в «Энеиде» ее герой ведет войну за Лавинию, с которой хочет жениться вожак
итальянцев Турн. Отец Лавинии царь Латин много чем напоминает старого Приама.
Эней очень похож на Ахилла: как в «Илиаде» никто не может сравниться с храбростью
Ахиллом, так в «Энеиде» нет героя, равного Энею; как Ахилл, оставив поле
боя, стал причиной неудач греков, так и через отсутствие Энея троянское
войско оказалось в крайне критическом состоянии. Знаменитый «каталог кораблей» в
второй песни «Илиады» имеет параллель в перечне итальянских племен, которые выступили
против Энея. Рассказ о том, как Эней отомстил за своего друга, убитого Турном,
повторяет историю Ахилла и Патрокла. Прощание Энея с женой и сыном начинается
так, как прощание Гектора с Андромахой. Смелая вылазка двух троянских
закадычных друзей Ниса и Эвриала имеет аналогию в ночной разведке Диомеда и
Одиссея. Описательные нового щита Ахилла, изготовленной Гефестом по просьбе Фетиды,
отвечает описание щита Энея, изготовленной Вулканом на мольбы Венеры. Совместное
для обеих эпопей есть решение положить конец кровопролитной борьбе за
единоборство двух вождей. Сходство видим в заключении перемирия и вероломному
его возбуждении, что приводит к еще запекліших боев. Сцена поединка Энея и
Турна с его трагическим финалом - смертью царя рутулів - создана по образцу боя
Ахилла и Гектора.
Немало моментов роднит «Энеиду» и с
«Одиссеей». Вергилий, как и Гомер в «Одиссее», подробно описывает блуждания
главного героя по дороге из Трои в Италию. Как Одиссей рассказывает о своих
происшествия на пиру у царя феаков Алкиноя, так и Эней в Карфагене повествует о
гибель родного города и о своих странствиях. Как Одиссея не хочет отпустить нимфа
Калипсо, так и Энея задерживает влюблена в него Дидона. Посещение Энеем
подземного царства подобные «восхождение» Одиссея в страну мертвых. Буря на
море в поэме Вергилия напоминает соответствующую картину в «Одиссее».
Однако лучшими эпизодами поэмы является
эпизоды вполне оригинальные, например, рассказ о трагической любви
карфагенской царицы Дидоны, что, отвергнутая Энеем, сжигает себя на костре.
Отличной от гомеровского эпоса является образная система «Энеиды»: Вергилий подробно
выписывает не только конкретные образы, но и создает абстрактные, что несут в поэме
большое эмоциональную нагрузку, способствуя созданию у читателя определенного настроения - в
стране мертвецов «прислонился Сумм», и Заботы, и Болезни, и Расстроена Старость.
Отличается «Энеида» от гомеровских поэм и целью создания: римская поэма
служит политической цели - возвеличению национальных черт древних римлян и
подвигов и заслуг римского императора Октавиана Августа. Потомки Энея
призваны владеть миром:
Запомни, римлянине! Ты властно
будешь вести народы.
Будут искусства твои встановляти условия
для мира,
Милувать, кто підкоривсь и мечом
покорят надменных.
Итак, Вергилий не скопировал свою
поэму из эпопеи Гомера - он по-своему обобщил и переосмыслил богатую эпическую
традицию, создав оригинальное произведение. Его «Энеида» знаменует собой синтез
развития античного эпоса - удивительный сплав гомеровской традиции, творческих исканий
древнегреческого литературы и литературного опыта римлян.
Появление «Энеиды» восторженно встретили
современники, ее величие и красоту высоко оценили Гораций, Проперций и Овидий. Еще до
появления произведения (Вергилий знакомил друзей с отдельными частями) Проперций торжественно
приветствовал «Энеиду», как шедевр, чем от «Илиады»:
Гетьте, римские все вы писатели,
гетьте и греки,
Что-то большеесть значительно растет «Илиады»
самой.
Вся последующая римская литература развивалась
под могучим влиянием поэмы Вергилия. Римские поэты в большей или меньшей степени
последовали оскорбления и технику «Энеиды». Как в древней Греции произведения Гомера
были самыми любимыми и главными книгами школьной молодежи, так в римской школе
подобную роль сыграла Вергілієва героическая поэма: ее читали, разъясняли,
декламировали, на ней учились стихосложению и ораторскому искусству. К стихам с
«Энеиды» часто прибегали в повседневной жизни, их цитировали в разговоре, брали
эпиграфами к произведениям искусства, надписували на предметах роскоши.
Культ Вергилия, отношение к его
произведений, как литературного образца и источника мудрости, унаследовали и средние
века. Это благоговение наиболее ярко отразилось в «Божественной комедии» Данте,
который изобразил автора «Энеиды» символом человеческой мудрости и избрал своим
проводником в аду и чистилище.
Высокий авторитет имел Вергилий и
его произведение во времена Возрождения и классицизма. «Энеиду» подражал в XIV ст.
Франческо Петрарка в латинской поэме «Африка», ее влиянием обозначены выдающиеся
эпопее XVI и XVII в. в. - и «Неистовый Роланд» Ариосто и «Освобожденный
Иерусалим» Торквато Тассо, «Лузиады» Луиса де Камоэнса, и «Потерянный рай» и
«Возвращенный рай» Джона Мильтона и немало других. Высоко ценили эпопею
Вергилия Буало и Расин. В XVIII в. пылким поклонником Вергилия был Вольтер.
______________________________________________________________
1 Пенаты - по верованиям римлян,
боги-хранители, что заботились о благополучии всего государства, а также семьи и
домашнего вогнища. их изображения римляне хранили как святыню в своих
домам.