ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература. Комплексная подготовка к ВНО

АНТИЧНОСТЬ

Эсхил «Прометей закованный»

 

Эсхила, одного из величайших древнегреческих трагедіографів, называют «отцом трагедии». Сведений о знаменитого драматурга сохранилось очень мало. Он происходил из аристократической семьи, принимал участие в бурной политической жизни Греции, был участником греко-персидских войн. Эсхил написал около 90 пьес, но до нас дошло только 7 трагедий («Плакальщицы», «Персы», «Семеро против Фив», «Прометей прикованный», «Агамемнон», «Хоефори», «Эвмениды») и некоторые отрывки. В соревнованиях трагедіографів Эсхил одержал 13 побед.

Большинство трагедий Эсхила написаны на мифологические сюжеты. В них затрагиваются проблемы правды, обязательного наказание преступника за пролитую кровь, родовой мести и проклятия, которое тяготеет над родом. В своих трагедиях Эсхил прославлял силу разума, несокрушимость человеческого духа, величие героев, которые восстают против тиранов.

Величайшей трагедией Эсхила есть «Прометей прикованный», входившей в трилогии о Прометее («Прометей-вогненосець», «Прометей прикованный», «Освобожденный Прометей»), 3 первой и последней части до нас дошли только небольшие отрывки. Для сюжета пьесы Эсхил использовал известный древнегреческий миф о богоборца и защитника людей Прометея, который похитил на Олимпе огонь и отдал его людям, научил их строить светлые жилья, плавать на лодках, натягивать паруса, охотиться, приручать животных, лечить болезни, находить путь по звездам и полетом птиц, научил добывать золото и медь, пользоваться дарами природы. Зевс, разъяренный дерзостью Прометея, велел приковать титана к Кавказской скале. Каждое утро огромный орел день выклевывал ему печень, которая каждую ночь отрастала для новых пыток.

Созданный поэтом образ Прометея впечатляет могучими страстями и мыслями, на которые способна только титаническая натура. Он становится олицетворением поступательного движения общества, ярким проявлением человеческой цивилизации. Единственный из богов, он не только пришел на помощь людям и спас их от гибели, подготовленной безжалостным Зевсом, но и дал им огонь познания, ум и сообразительность, грамотность и счет, научил их ремеслам и наукам. Если в мифе о Прометее воплощены творческие усилия человека в его борьбе с силами природы, то в трагедии Прометей превращается в борца с тиранией Зевса, который невинно страдает за все то доброе, что принес людям. В его титанических чертах чувствуется стремление поэта показать неисчерпаемые возможности человека, которая, покоряя природу, самоутверджується как личность.

Благородный и непреклонен Прометей противостоит грубой и жестокой Власти, коварному прислужникові богов Гермесу, самому Зевсу. Зевс-тиран ни разу не появляется на сцене, но его присутствие ощущается повсеместно - и в обличительных речах Прометея, и в словах запуганных Океанид, и в страданиях несчастной Ио (за то, что ее полюбил Зевс, ревнивая Гера превратила ее в корову, преследуемую злым ґедзем). Эсхил первым ввел в трагедию прием контраста (великодушный Прометей противопоставляется безжалостном и жестоком Зевсу).

Своей трагедией Эсхила нарушал больные вопросы своей эпохи. Он подчеркивал, что бурное развитие афинской культуры, подъем философской мысли противостоит дикому варварству прошлых эпох. Его Прометей - символ непокоренности духа, бескомпромиссности; он знает, что на него ждет в будущем, но не уступает своими идеалами.

Образ Прометея, борца за правду и Справедливость, поражает монументальностью, могучими страстями и мыслями, которые способна только титаническая натура. Он становится олицетворением поступательного движения общества, ярким проявлением человеческой цивилизации. Единственный из бессмертных, он не только пришел на помощь людям и спас их от гибели, подготовленной безжалостным Зевсом, но и дал им огонь познания (это и есть «огонь Прометея»), ум и сообразительность, письмо и счет, научил их всех ремесел и наук. Прометеизм - это способность к альтруизму - самопожертвования ради спасения других.

Прометей открыл галерею так называемых «вечных образов», к которым постоянно обращается человечество. Фигурой гордого титана восхищались выдающийся немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гете, который создал одноименную поэму, и английский поэт Джордж Байрон (стихотворение «Прометей»), и русский поэт-декабрист Кондратий Рылеев. Обращались к образу титана и украинские классики Тарас Шевченко (поэма «Кавказ»), Леся Украинка (драматическая поэма «В катакомбах»), Андрей Малышко (поэма «Прометей»). Образ Прометея вдохновлял прославленных художников - Микеланджело, Тициана, Рибейру, композиторов - Бетховена, Листа, Скрябина.

Эсхил сделал огромный вклад в развитие трагедии, превратив ее в важный общественный жанр искусства, на первостепенный по значению средство идейного воздействия на сограждан. Его трагедия не осталась постоянной, застывшей, а постоянно развивалась, усложнялась. Эсхил впервые вводит приемы, ставшие достоянием драматургии новых времен. В частности, он первый использовал формулу трагического молчания, песни хора в его трагедиях часто создают атмосферу ужаса на сцене, то есть ожидания чего-то страшного и неизбежного. Поэт начал употреблять приемы контраста, трагической иронии. Он умело использовал пророчества и предсказания, чтобы заново создавать напряжение на сцене, вызывать ужас у зрителей. Его речь полна архаизмов и новообразований, эпических сравнений, поэтических эпитетов, ярких метафор, внутренних рифм и звукопису. Кроме того, считается, что Эсхил впервые ввел в театре декорации, рисованные маски с выражением трагических настроений человека, а также котурны.