АНТИЧНОСТЬ
Эсхил «Прометей
закованный»
Эсхила, одного из величайших
древнегреческих трагедіографів, называют «отцом трагедии». Сведений о
знаменитого драматурга сохранилось очень мало. Он происходил из аристократической
семьи, принимал участие в бурной политической жизни Греции, был участником
греко-персидских войн. Эсхил написал около 90 пьес, но до нас дошло только 7
трагедий («Плакальщицы», «Персы», «Семеро против Фив», «Прометей прикованный»,
«Агамемнон», «Хоефори», «Эвмениды») и некоторые отрывки. В соревнованиях трагедіографів
Эсхил одержал 13 побед.
Большинство трагедий Эсхила написаны
на мифологические сюжеты. В них затрагиваются проблемы правды, обязательного
наказание преступника за пролитую кровь, родовой мести и проклятия, которое тяготеет над
родом. В своих трагедиях Эсхил прославлял силу разума, несокрушимость человеческого
духа, величие героев, которые восстают против тиранов.
Величайшей трагедией Эсхила есть
«Прометей прикованный», входившей в трилогии о Прометее
(«Прометей-вогненосець», «Прометей прикованный», «Освобожденный Прометей»), 3 первой
и последней части до нас дошли только небольшие отрывки. Для сюжета пьесы
Эсхил использовал известный древнегреческий миф о богоборца и защитника людей
Прометея, который похитил на Олимпе огонь и отдал его людям, научил их строить
светлые жилья, плавать на лодках, натягивать паруса, охотиться, приручать животных,
лечить болезни, находить путь по звездам и полетом птиц, научил добывать
золото и медь, пользоваться дарами природы. Зевс, разъяренный дерзостью
Прометея, велел приковать титана к Кавказской скале. Каждое утро огромный орел
день выклевывал ему печень, которая каждую ночь отрастала для новых пыток.
Созданный поэтом образ Прометея
впечатляет могучими страстями и мыслями, на которые способна только титаническая натура.
Он становится олицетворением поступательного движения общества, ярким проявлением человеческой
цивилизации. Единственный из богов, он не только пришел на помощь людям и спас
их от гибели, подготовленной безжалостным Зевсом, но и дал им огонь познания,
ум и сообразительность, грамотность и счет, научил их ремеслам и наукам. Если в
мифе о Прометее воплощены творческие усилия человека в его борьбе с силами
природы, то в трагедии Прометей превращается в борца с тиранией Зевса, который
невинно страдает за все то доброе, что принес людям. В его титанических чертах
чувствуется стремление поэта показать неисчерпаемые возможности человека, которая,
покоряя природу, самоутверджується как личность.
Благородный и непреклонен Прометей
противостоит грубой и жестокой Власти, коварному прислужникові богов
Гермесу, самому Зевсу. Зевс-тиран ни разу не появляется на сцене, но
его присутствие ощущается повсеместно - и в обличительных речах Прометея,
и в словах запуганных Океанид, и в страданиях несчастной Ио (за то, что ее полюбил
Зевс, ревнивая Гера превратила ее в корову, преследуемую злым ґедзем). Эсхил
первым ввел в трагедию прием контраста (великодушный Прометей противопоставляется
безжалостном и жестоком Зевсу).
Своей трагедией Эсхила нарушал
больные вопросы своей эпохи. Он подчеркивал, что бурное развитие афинской
культуры, подъем философской мысли противостоит дикому варварству прошлых
эпох. Его Прометей - символ непокоренности духа, бескомпромиссности; он знает, что
на него ждет в будущем, но не уступает своими идеалами.
Образ Прометея, борца за правду и
Справедливость, поражает монументальностью, могучими страстями и мыслями,
которые способна только титаническая натура. Он становится олицетворением поступательного движения
общества, ярким проявлением человеческой цивилизации. Единственный из бессмертных, он не
только пришел на помощь людям и спас их от гибели, подготовленной
безжалостным Зевсом, но и дал им огонь познания (это и есть «огонь Прометея»),
ум и сообразительность, письмо и счет, научил их всех ремесел и наук.
Прометеизм - это способность к альтруизму - самопожертвования ради спасения других.
Прометей открыл галерею так называемых
«вечных образов», к которым постоянно обращается человечество. Фигурой гордого
титана восхищались выдающийся немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гете, который
создал одноименную поэму, и английский поэт Джордж Байрон (стихотворение «Прометей»), и
русский поэт-декабрист Кондратий Рылеев. Обращались к образу титана и украинские
классики Тарас Шевченко (поэма «Кавказ»), Леся Украинка (драматическая поэма «В
катакомбах»), Андрей Малышко (поэма «Прометей»). Образ Прометея вдохновлял
прославленных художников - Микеланджело, Тициана, Рибейру, композиторов -
Бетховена, Листа, Скрябина.
Эсхил сделал огромный вклад в
развитие трагедии, превратив ее в важный общественный жанр искусства, на
первостепенный по значению средство идейного воздействия на сограждан. Его трагедия
не осталась постоянной, застывшей, а постоянно развивалась, усложнялась. Эсхил
впервые вводит приемы, ставшие достоянием драматургии новых времен. В частности,
он первый использовал формулу трагического молчания, песни хора в его трагедиях
часто создают атмосферу ужаса на сцене, то есть ожидания чего-то страшного и
неизбежного. Поэт начал употреблять приемы контраста, трагической иронии. Он умело
использовал пророчества и предсказания, чтобы заново создавать напряжение на
сцене, вызывать ужас у зрителей. Его речь полна архаизмов и новообразований,
эпических сравнений, поэтических эпитетов, ярких метафор, внутренних рифм и
звукопису. Кроме того, считается, что Эсхил впервые ввел в театре
декорации, рисованные маски с выражением трагических настроений человека, а также
котурны.